Урок развития речи. Моделирование сказки. В. Осеева "Кто всех глупее"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
В соответствии с новыми стандартами акцент при чтении переносится со скорости ( беглости) на понимание прочитанного, определение темы, главной мысли. Работа со словом, с текстом всегда была трудна для младшего школьника, исходя из личного опыта. Моделирование как метод работы со сказкой, позволяет наглядно увидеть структуру сказки, образы героев, уйти от конкретного к сути, сочинить свою сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka_._vasileva_n.v.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Н.В.
Урок : Развитие речи
Класс: 2
Тема: В. Осеева. Кто всех глупее. Моделирование сказки.
Цель урока:
*Сформировать представление о моделировании как методе работы со сказкой
Задачи:
*познакомить с понятием «моделирование»
*сочинить по заданной модели сказку
*продолжить формирование умения понимания текста
План - конспект
1.Организационный момент. Знакомство. Игра «Превращение»
2.Определение темы. Ребус.
3.Постановка задачи. Что мы можем «делать» со сказкой? Какое еще действие можем совершать? – узнаем на уроке.
4.Работа с текстом до восприятия. Представление персонажей. Наделение их признаками -качествами, полагаясь на жизненный опыт. Введение моделей – заместителей персонажей (оговаривание признака замещения) .
5.Физминутка.
6. Рассказывание сказки.
7.Работа с текстом после восприятия. Изменение позиции в связи со знакомством со сказкой, получения новых сведений. Перераспределение признаков-качеств в контексте новых условий, обстоятельств. Иной взгляд на соответствие моделей. Выдвижение нового признака замещения.
8.Применение модели. Сочинение сказки по данной модели. (групповая работа)
9. Итог.
Конспект урока.
1.Организационный момент.
До звонка: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я- Надежда Валерьевна. А вас как зовут?...
После звонка: Давайте знакомиться ближе, для этого предлагаю сыграть в игру «Превращение» :я называю кого-то, а вы превращаетесь, используя звуки, мимику, жесты.
Жук, лягушка, змея, а сейчас …ученик. (жестом показываю – садитесь)
2.Определение темы. Постановка задачи.
А теперь начнём…
Диалог:
-Поговорим?
-О чем?
-О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
- Поговорим.
- Нам будет интересно.
-А о чём (поговорим) – догадайтесь, найдя способ чтения….(показываю «ребус»), готовы? Хором – ЭТО-…
-Верно, а что за произведение «сказка»? (выслушиваю ответы)
-Соглашусь с вами. Да, сказка – повествовательное произведение в прозе или стихах с фантастическим вымыслом.
-А что можно делать со сказкой? (Какие действия совершать?)
- Один лучик у нас остался. Что же там, мы узнаем в конце урока.
3.Работа с текстом до чтения.
-У нас есть такие персонажи. (размещение на доске с промежутком) Кто вам симпатичен, а почему? А теперь предлагаю охарактеризовать наших героев, используя признаки. Обсудите в паре кому, на ваш взгляд, подходят признаки, которые есть у вас. У вас есть 5 секунд, время пошло… (КОЛОКОЛЬЧИК) итак, кто начнёт?...( аргументы, кроме большого, маленького) Вот какими стали персонажи. А еще у нас есть вот такие фигуры. Сколько их? А как вы думаете, почему? Давайте заменим каждого героя фигуркой. Данной фигурой ( держу самую большую) кого заменим? Почему? ( указываем на соответствие размера, то есть замещаем по размеру, росту). Замещение остальных героев. (не по порядку: большой маленький) Как интересно: получилось, что фигуры- это модели наших персонажей и мы заменяли героев их моделями. А что нам это дало?А это помогло нам легче, четче представить, какие наши герои. Зафиксировать это (отметить) кто большой, а кто маленький .Это не просто так…
5.Физминутка.
Мы сейчас и больших, и маленьких замещали моделями, а ( жест -встаём) можете вы изобразить кого-то «большого»…(изображают), а теперь кого-то «ма-а-аленького»?
Стоп! Замрите! Иди сюда (двоих) – закрыли глаза –покажите – теперь смотрим! Кто это? Как артистично! Спасибо! Присаживайтесь!
6.Чтение текста.
-А теперь предлагаю узнать наших героев поближе, познакомившись со сказкой ( вывешиваю «ребус») Валентины Осеевой (вывешиваю), которая называется «Кто всех глупее» (вывешиваю). А кто же таковым может оказаться? (Кто глупее всех, как думаете?) предположения детей … Вот сейчас и узнаем. Слушайте…( рассказывание сказки)
7.Работа с текстом после чтения.
- Поделитесь впечатлениями об услышанном… Что вы теперь можете сказать (думаете) о наших героях? Оказывается «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Как тонко подмечено. А что не увидишь глазами? (душу, сердце) Такими нам показались герои сначала ( жест показа на признаки), а какими же оказались на самом деле? (перераспределение признаков)
-А как е модели?А кого теперь мы заменим этой моделью? (большая фигура),1)Почему? (изменение замещения по названному признаку) 2)По какому признаку теперь мы заменяли героев фигурами?
- Можем ли мы составить мнение о Боське? Он побывал в этой ситуации? Он еще маленький , ему только предстоит сделать свой выбор, каким он будет? (выносим на отдельную доску цыпленка со знаком ?) А предположите, как он мог поступить (3 варианта) «-« ведь старшие должны служить примером!
Вы теперь поняли, почему я предложила именно эту сказку? (проблема выбора)
Уважаемые собеседники, мы с вами заменяли героев моделями в соответствии с их признаками, мы моделировали сказку. А зачем? Что нам помогло это увидеть, понять? (Увидеть признаки героев, как устроена сказка, сюжетная линия)
Модель к сказке создали, а по ней можно придумать сколько угодно своих сказок.
Попробуем?
8.Применение модели. (работа в группе)
Деление на две группы.
Для начала определим – кто будут наши герои. Показ заготовки. Затем придумаем историю, которая с ними приключилась.
Итак, начнем: жили-были…
Вот однажды сели они завтракать…первый съел всю… и захотел еще …
Вот однажды сели они рисовать…первый взял и поставил кляксу…
Аплодисменты.
9. Итог.
Что же там? Что еще можем делать со сказкой? (моделирование) . А зачем нам нужно моделирование?
Благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи. Русская сказка. Пых.
Цель. Познакомить с русской народной сказкой «Пых». Задачи:1.Совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами и по ролям....
Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")
Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...
Конспект урока по чтению и развитию речи по сказке «У страха глаза велики»
Ознакомление учащихся с русской народной сказкой....
Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс
ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА: закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества; знакомство с приемами сюжето...
Урок развития речи 4 класс Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»
Основные виды работы на уроке:· установление связи заголовка с темой и основной мыслью;· коллективное составление пл...
Творческий проект по развитию речи «Зимняя сказка».
Проект был создан с целью обогащения словарного запаса и развития связной речи по теме «Зима. Праздник Новый год», активизации творческой деятельности учащихся, укрепления преемственности поколений, с...
Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".
Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100....