Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4_klass.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.
ТИП УРОКА:
Развитие речи
ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
- знакомство с приемами сюжетосложения сказки;
- знакомство с литературоведческими понятиями;
- обучение приемам сочинительства сказок;
- развитие связной речи;
- развитие творческого потенциала обучающихся;
- воспитание культуры общения;
- воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)
2.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Учитель:
-Ребята, давайте, послушаем отрывок из очень известной детской песенки.
Слайд 1
Учитель:
- Куда нас позвала песня? (ответы детей).
Слайд 2
-Действительно, нас позвала в гости сказка.
-Поднимите руку, кто любит сказки!
-Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (ответы детей- слово «сказка»)
-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.
Слайд 3
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ
ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.
Учитель:
-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)
-Давайте проверим!
Слайд 4 (тема урока)
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.
Учитель:
- Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (ответы детей - самостоятельно сочинить сказку).
-А девизом нашего урока станут известные всем слова…
Прочитайте их!
Слайд 5
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Учитель:
-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.
-Прочитайте пословицу утвердительно!
-Прочитайте пословицу весело!
-Прочитайте пословицу удивленно!
-Как вы понимаете смысл данного выражения?
Ответы детей
(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)
Учитель:
-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.
3.ПОВТОРЕНИЕ
Учитель:
-Дальше мы будем работать в группах. Но сначала давайте повторим правила работы в группах.
Слайд 6
Повторение правила работы в группах.
А) РАБОТА ПО ГРУППАМ.
РАБОТА ГРУПП ПО КАРТОЧКАМ (проверка на экране)
Учитель:
-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.
Задание 1.
Слайд 7 .Что такое сказка?
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? 1.Сказка – это смешное произведение. |
Слайд 7
Проверка.
Учитель:
-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?
Ученик 1
Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.
Ученик 2
В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».
Задание 2.
Учитель:
-Какие виды сказок вы знаете?
Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)
-Чем отличается народная сказка от авторской?
-По видовым особенностям сказки бывают какие?
-Хорошо! Молодцы!
Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»
Учитель:
-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.
Слайд 9
1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)
2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).
3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).
4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).
5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).
6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).
7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)
4.ФИЗМИНУТКА.
Слайд 10
Слайд 11
5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.
-Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним, из каких составных частей состоит сказка?
Слайд 11
Таня:
Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.
Зачин – это обязательная часть любой волшебной сказки.
Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.
Ученик 1
Основная часть- рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств , а далее преодоление трудностей
Ученик 2
Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.
Учитель:
Молодцы, хорошо!
Задание 3
Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.
Исталионижить-поживатьдадобранаживать.
-Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки под названием «Мышка, которая ест кошек».
Давайте прочитаем начало сказки:
Слайд 12
Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.
-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!
-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.
-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?
Учитель:
-О ком эта сказка? Назовите её тему. (О кошке, которая жила в библиотеке)
-Кто такие сородичи? (ответы детей)
-Развитие события раскрыто полностью?
-О чём могла бы рассказать своим сородичам библиотечная мышка?
-Какой конец вы сочините к своей сказке: грустный или счастливый? Почему?
6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Слайд 13
ПЛАН:
1.Мышка навестила своих сородичей.
2.Рассказ мышки.
3.Очень вкусная кошка!
Учитель:
-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь пусть наши глазки отдохнут. Закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза-поморгать.
Слайд 15 Заставка
7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
8.ПРОВЕРКА.
Слайд 16
8.РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель:
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.
Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Слайд 17
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.
-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»
Слайд 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс
урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс...
Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".
Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100....
Методические рекомендации и конспект урока по развитию речи, сочинение по наблюдениям в 3 классе.
Материал содержит методические рекомендации для учителя, как провести работу по подготовке и написанию сочинения по памяти или наблюдениям в начальных классах. А также содержит коспект урока, со...
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...
Презентация к уроку развития речи.Обучающее изложение по готовому плану
Презентация предназначена для обучения учащихся 2 класса написанию изложения. УМК "Школа России", Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Используется в конце изучения темы "Буквосоче...
Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» ...