Урок чтения и развития речи. Русская сказка. Пых.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Цель.     Познакомить с русской народной сказкой «Пых».

 

Задачи:1.Совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами и по ролям.

               2. Развивать логическое мышление, речь на основе упражнений  в  разучивании  и

                   произношении чистоговорок, скороговорок, понимании  значения пословиц.

                3. Воспитывать мотивацию к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Бузоверова Н.А., учитель  КОУ ОО «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида »

Урок чтения и развития речи, 3 класс

Тема:  Русская сказка. Пых.

Цель.     Познакомить с русской народной сказкой «Пых».

Задачи: 1. Совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами и по ролям.

               2. Развивать логическое мышление, речь на основе упражнений  в  разучивании  и

                   произношении чистоговорок, скороговорок, понимании  значения пословиц.

                3. Воспитывать мотивацию к учению.

Ход урока.

I Оргмомент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II Разминка

- Вспомните стихотворение и закончите фразу:

Кто хочет… (разговаривать)

Тот должен …(выговаривать)

Всё … (правильно) и … (внятно)

Чтоб было  всем.. (понятно)

- Прочитайте скороговорку про себя, затем вслух:

Убежала в норку мышка,

Спать залёг в берлогу мишка.

- О ком говорится в скороговорке?

- Для чего мы разучиваем скороговорки? (для развития четкого произношения)

III  Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы завершили изучение большого раздела. Как он назывался, вам поможет вспомнить игра «Доскажи словечко».

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима).

Итак, как называется раздел, над которым завершили работу на прошлом уроке?

(Вот пришли морозы – и зима настала)

-А сейчас послушаем стихотворения о зиме, которые ребята готовили к сегодняшнему уроку. У нас должен получиться устный видеофильм «Зимние картинки», который вы должны описать словами.  [ 4 ]

1. Солнце землю греет слабо,

    По ночам трещит мороз.

    Во дворе у снежной бабы

    Побелел морковный нос.

2. Под берёзой на пригорке

    Старый ёж устроил норку,

   А под листьями лежат

   Два молоденьких ежа.

3. Белка спряталась в дупло-

    В нём и сухо, и тепло.

    Запасла грибов и ягод

    Столько, что не съесть и за год.

4. Осторожно лисица

    Подошла к ручью напиться,

    Наклонилась, а вода

    Неподвижна и тверда.

5. У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора:

    От врагов спасают ноги,

    А от голода - кора.

- В какой сказке мы читали о жизни животных зимой? (К.Ушинский. Проказы старухи зимы.)

- Теперь вы должны вспомнить как звери и птицы проводят зиму:

   Спят…(медведь, ёж);

   живут запасами…(белка, мыши, бобры);

   надевают зимние шубки…(белка, заяц, лиса);

   приближаются к жилью человека…(воробей, сорока, ворона, синица);

- Скажите, а как можно узнать по внешнему виду воробья, тепло или холодно на улице?

- Из какого произведения вы об этом узнали? (Н.Сладков. Воробьиный термометр.)

- Какие пословицы вы знаете о зиме?   ( Декабрь год кончает, зиму начинает.

  Январь – году начало, зиме середина.)

  В феврале зима с весной встречаются. Этим днём считают 15 февраля, православный праздник «Встретение.»

- Каким  православным праздником  мы провожали зиму?  (Масленица)

Итак, над каким большим разделом закончили работать? (« Вот пришли морозы и зима настала…»

IV  Актуализация знаний.

  - Давайте прочитаем слоги на одном выдохе:  [ 2 ]

      ха-ха-ха                        хи-хи-хи                           гы-гы-гы

хе-хе-хе                        ха-ха-ха                            гу-гу-гу

хи-хи-хи                       хо-хо-хо                           го-го-го

- Как вы думаете, кто может произносить такие звукосочетания? (смеющийся

  человек)

- Любите ли вы смеяться?

- Я прочитаю вам интересную историю, а вы, слушая внимательно, хором будете

  смеяться, читая слоги по указке.

       

 Даниил Хармс. Весёлый старичок.  [ 1 ]

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

хи-хи-хи

Да бух-бух!

Бу-бу-бу

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да трюх-трюх!

Раз, увидя паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

«Ха-ха-ха

Да хо-хо-хо,

ги-ги-ги

Да га-га-га,

го-го-го

Да буль-буль!»

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

 Да гу-гу-гу,

 Го-го-го

 Да бах-бах!

 Ой,ребята,

 Не могу!

 Ах,ах!

- Почему так автор назвал стихотворение «Весёлый старичок»?

- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела.

   (Рисунок 1.)

- Прочитайте название раздела.

- Посмотрите на наш цветочек, какие разделы мы уже изучили?

V  Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

- Догадались ли вы, какие рассказы, сказки, стихи будете читать в этом разделе?

- Для чего сочиняют весёлые рассказы?

- Чем помогают такие произведения? (выставка книг с весёлыми рассказами, стихотворениями, сказками)

- Прочитайте пословицу.

Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Давайте задумаемся о том, почему к сказочному слову нужно относиться   серьёзно? Какие

   уроки люди извлекают из сказок? Чему они учат детей и    взрослых?

-  Сегодня мы познакомимся со сказкой.

-  Кто прочитает, как она называется? (Пых.)

- А какая это сказка? (русская сказка)

- Кто её сочинил? (народ)

   В давние времена сказки сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем имён этих людей. Созданные ими сказки никто не записывал. Они передавались устно. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки своим внукам и детям. Когда вырастали дети, они пересказывали то, что слышали своим сыновьям и дочерям. В народе  любили и уважали даровитого сказочника или сказочницу. Приглашали в гости, на праздники. Слушали, затаив дыхание.

 2. Словарная работа. 

    В этой сказке вы встретите непонятные слова и выражения. Давайте попробуем их объяснить.

Хата – крестьянский дом;

борозда – канавка на поверхности почвы;

лавка – длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены;

передничек – одежда, защищающая перед платья от загрязнения;

еле ноги унёс – спастись бегством;

отдышаться не может – частое дыхание.

3. Первичное чтение сказки учителем.

   Сказку слушаем внимательно, т.к. вы должны определить, кто является героями сказки.

- Назовите героев сказки.

5.Физминутка (Релаксация), (тихая музыка)  [ 6 ]

   Реснички опускаются,

   Глазки закрываются.

   Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

   Сном волшебным засыпаем.

   Дышится легко… ровно… глубоко…

   Наши руки отдыхают,

   Ноги тоже отдыхают,

   Отдыхают, засыпают.

   Шея не напряжена

   И расслаблена.

   Губы чуть приоткрываются,

   Всё чудесно расслабляется.

   Дышится легко… ровно… глубоко. (пауза)

   Мы спокойно отдыхаем,

   Сном волшебным засыпали,

   Но пора уже вставать.

   Крепче кулачки сжимаем.

   Их повыше поднимаем.

   Потянуться! Улыбнуться!

   Всем открыть глаза

   И красиво сесть.

6.  Повторное чтение.

  А теперь, прежде чем начать чтение сказки, прочитаем сложные слова сначала по слогам, затем целыми словами.

за-хо-те-лось           захотелось

от-ды-шать-ся         отдышаться

по-гля-де -ла            поглядела

ис-пу-га-лась           испугалась

глаз-ка-ми                глазками

бу-син-ка-ми           бусинками

по-блёс-ки-ва-ет     поблёскивает

- При чтении обратите внимание на знаки препинания. Читайте правильно,     интонацией выделяйте слова и предложения.

- Если стоит знак вопроса в конце предложения, то с какой интонацией нужно прочитать.

  ( с вопросительной интонацией)

- А если восклицательный знак? ( с утвердительной интонацией)

- Читаем по «цепочке» с остановками, чтобы определить, кто из героев сказки произносит данные слова. Будьте внимательны!

7.  Анализ текста.

- Кого испугались бабушка и дедушка? Почему?

- Кто помог старикам нарвать репки?

- Почему внучка Алёнка не испугалась страшного зверя Пыха?

8. Чтение по ролям.

 - Давайте распределим слова героев сказки: автор, дедушка, бабушка, внучка, Пых.

9.  Беседа по рисункам и тексту.

  1. Рисунок 2.

  - Кого мы видим на рисунке?

  - Что мы можем сказать о дедушке?

  - Обратите внимание во что одет дедушка? (Так одевались в старину, т.е. раньше)

  - Что можете сказать про одежду дедушки?

  -  Во что он обут? (в лапти) Объяснение слова и демонстрация лаптей.

  Задание для I группы (учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом): найдите отрывок в сказке к рисунку и прочитайте.          

      Задание для II группы (учащиеся, с трудом усваивающие программный материал):

    работа по индивидуальным карточкам. Словесное рисование к отрывку.

  И пошла бабка в огород. Идёт, торопится… А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:

- Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не за репкой ли пришла?

  1. Рисунок 3.

 - Кого мы видим на рисунке?

 - Во что одета девочка? Обратите внимание, на девочке нет обуви. Раньше летом

   дети бегали босиком, закалялись, поэтому практически не болели.

 - Найдите в тексте отрывок  к рисунку и прочитайте.

 - Ребята, чем вас рассмешила сказка?

Трус и таракана считает за великана

                                                                                                             

- Прочитайте пословицу и скажите к кому из героев сказки она относится? ( к бабушке и

   дедушке, т.к. они оказались трусливыми).

- А какой была внучка? (смелой)

- Чему учит сказка?

VI  Итог урока.

С каким разделом познакомились на уроке? (Смешные истории)

С каким произведением познакомились на уроке? (Русская сказка «Пых»)

Назовите героев сказки?

Почему сказка называется «Пых»?

VII   Домашнее задание.

Чтение сказки по ролям.

VIII   Оценки за урок.

Список использованной  литературы.

  1. Весёлые стихи. 250 Золотых страниц. Москва «Олма-Пресс», 2002 г.

  1. Клюхина И.В. Поурочные разработки по литературному чтению 1 класс.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006

  1. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  1. Природоведение/ поурочное планирование по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

      2 класс. Программа 1-4 / «Учитель – АСТ»  Волгоград, 2001.

  1. Чтение.- Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.- сост. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. – Москва «Просвещение», 2006г.

  1. Чтение. 2 класс: коррекционно-развивающие занятия/ авт.- сост. Рудченко Л.И. – Волгоград: Учитель, 2007.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока по чтению и развитию речи по сказке «У страха глаза велики»

Ознакомление учащихся с русской народной сказкой....

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Народные сказки. Обобщение"

Цели урока: -расширять представление о народных сказках;-продолжать работу над навыками сознательного выразительного чтения; формировать умение пересказывать знакомые тексты;-упражнять в узнавании зна...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...