рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс Чуракова
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме
Рабочая программа создана у четом ФГОС 2009 года, включены предметные, личностные, метапредметные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 629 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия г. Уржума»
Утверждаю:
Директор
КОГОАУ «Гимназия г.Уржума»
_________________________
Д.Н.Феофилатов
Приказ № _____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 класс
на 2012 – 2013 уч.год
Автор составитель:
Соболева Г.К,учитель
начальных классов
Уржум 2012 год
Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по литературному чтению
- Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.
Изучение литературного чтения начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной Росси и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещенных произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 136 часа, по 4 урока в неделю.
Предметные результаты
Обучающийся научиться:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и название произведения;
-находить портрет и пейзаж в произведении;
-видеть особенности юмористических текстов;
-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
-понимать особенности жанра басни;
-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
-находить в юмористических текстах приемы создания комического;
-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Обучающийся научиться:
-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
-понимать назначение аннотации на литературное произведение;
-называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
-создавать презентации книг различной тематики;
-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией(мультипликацией);
-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы
; Обучающийся научиться:
-пересказывать текст кратко, выборочно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности4
-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений;
-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;
-чувство сопричастности своему народу;
-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-понимания своей семейной и этнической идентичности;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
-чувства ответственности за мир природы;
-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные УУД
Обучающийся научиться:
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-соотносить внешнюю оценку и самооценку;
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научиться:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-пересказывать текст по плану;
-структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-искать информацию, представлять найденную информацию;
-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научиться:
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание | Предметные | Метапредметные |
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1 | Аудирование (слушание) | 5 | Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; Определение жанра художественных произведений; | -воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции; -воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий) - характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев; -сравнивать свои ответы одноклассников и оценивать свое и чужое высказывания по поводу художественного произведения. -различать на слух речь родного и иностранного языков. | У обучающегося будут сформированы: -интерес к содержанию и форме художественных произведений; -основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; -эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений; -общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. | Обучающийся научиться: -принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; -соотносить внешнюю оценку и самооценку; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Обучающийся научиться: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; -структурировать знания при сопоставлении текстов; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; --уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; Обучающийся получит возможность научиться: -понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; | Обучающийся научиться: -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; |
2. | Чтение Виды речевой и читательской активности | 79 |
Чтение вслух и про себя. | 27 | Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; Интонирование простого предложения на основе знаков препинания; Чтение художественных произведений с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации; | Обучающийся научиться: - читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; -читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; -ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; -кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; -отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; -определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; -узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; -характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; -выявлять авторское отношение к герою; -понимать специфику прозаических и поэтических текстов; - соотносить главную мысль и название произведения; -находить портрет и пейзаж в произведении; -видеть особенности юмористических текстов; -соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Обучающийся получит возможность научиться: -пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; -сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; -представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; -осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; -находить способы создания характера ии изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; -понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; -понимать особенности жанра басни; -определять роль портрета и пейзажа в произведениях; -находить в юмористических текстах приемы создания комического; -оценивать поступки героя и отношение автора к нему. | У обучающегося будут сформированы: -интерес к содержа-нию и форме худо-жественных произведений; -интерес к некото-рым видам творче-ской деятельности на основе литературных произведений; Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. | Обучающийся научиться: -принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; -произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; -соотносить внешнюю оценку и самооценку; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; -проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; -осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Обучающийся научиться: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; -пересказывать текст по плану; -структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; -искать информацию, представлять найденную информацию; -уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; -знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: -пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты; -понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; -создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме. | Обучающийся научиться: -выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; -проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; -устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); -проявлять самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; -выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. |
| Работа с разными видами текста. | 52 | Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос «Почему автор так назвал свое произведение»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Выбор книг на основе рекомендованного списка. |
3 | Культура речевого общения. Диалог. Монолог. Устный рассказ | 20 | Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно- выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ дача основной авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии в соответствии с правилами речевого этикета. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?) Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему) Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). |
4. | Круг детского чтения. | 14 | Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Произведения классиков отечественной литературы 19 -20 в (А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, А.П. Чехов, А.Н. Толстой, С.А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступной для восприятия младших школьников. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др. | Обучающийся научиться: -самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии; -самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике; -осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»; -осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений; -готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки; -понимать назначение аннотации на литературное произведение; -называть одно периодическое литературно-художественное издание. Обучающийся получит возможность научиться: -понамать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора; -составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему; -писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва; -создавать презентации книг различной тематики; -сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией(мультипликацией); -участвовать в организации литературного (поэтического) вечера; -ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы; | - Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. | Обучающийся научиться: -произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; --проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Обучающийся научиться: - структурировать знания при сопоставлении текстов; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; -искать информацию, представлять найденную информацию; -уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; -знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: --понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; | Обучающийся научиться: -проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; -проявлять самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; -выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. |
5 | Литературоведческая пропедевтика. | 6 | Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, олицетворение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик. Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев. Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельная песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки), большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни. Литературная (авторская) сказки. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики-произведения классиков отечественной и зарубежной литературы 19-20 вв. | Обучающийся научиться: -представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов; -различать малые жанры фольклора; -различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; -определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; -выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; -понимать многозначность поэтического слова. Обучающийся получит возможность научиться: -понимать и показывать на примерах особенностей малых фольклорных жанров :пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички; -находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы4 -обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись); -обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе; -выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках; -понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле; -самостоятельно находить мораль басни; -понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения; | У обучающегося будут сформированы: -интерес к содержанию и форме художественных произведений; -интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; -интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; -основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; -чувство сопричастности своему народу; -понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; -общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. Обучающийся получит возможность для формирования: -понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. | Обучающийся научиться: -принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; -выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; -соотносить внешнюю оценку и самооценку; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; -проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; -осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Обучающийся научиться: - отличать художественный текст от научного и научно-популярного; -пересказывать текст по плану; -структурировать знания при сопоставлении текстов; - применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; -искать информацию, представлять найденную информацию; -уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; -знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Обучающийся получит возможность научиться: -пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты; -понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; -создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме. | Обучающийся научиться: -выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; -проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; -видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; -устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); -проявлять самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; -выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. |
6 | Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | 12 | Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа ( подробный, краткий, выборочный пересказ), создание собственного текста на основе художественного произведения(текст по аналогии). | Обучающийся научиться: -пересказывать текст кратко, выборочно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи; -читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения; -передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя; -выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности; -создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров. Обучающийся получит возможность научиться: -сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения; -читать, передавая авторское отношение к поступкам героя4 -подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; -читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты; -сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров. | У обучающегося будут сформированы: -интерес к содержанию и форме художественных произведений; -интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; -эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений; -чувство сопричастности своему народу; -понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; Обучающийся получит возможность для формирования: -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понимания своей семейной и этнической идентичности; - -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. | Обучающийся научиться: -произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; -самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; -осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Обучающийся научиться: - пересказывать текст по плану; -структурировать знания при сопоставлении текстов; -применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; -искать информацию, представлять найденную информацию; Обучающийся получит возможность научиться: -пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты; -понимать структуру построения рассуждения; -воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; -проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; | Обучающийся научиться: --проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; -участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; -устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); -проявлять самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; -выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. |
Календарно-тематический план
№ | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Тип урока (по Т.И.Шамовой) | Форма урока | Информ. сопровождение | Дата |
По плану | Факт |
| Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | Урок повторения | Вводный урок | 03.09 |
Глава 1. Корни есть не только у дерева. 14 ч |
| Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Что такое миф. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 04.09 |
Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Что такое миф | 1 | Урок комплексного применения знаний | 06.09 |
Отношения человека и природы в древности. Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) | 1 | Изучение нового материала | 08.09 |
Отношения человека и природы в древности. Мифы, легенды, библейские рассказы. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 10.09 |
Жанр произведения сказка. Черты мифологического мышления в народной сказке «Хаврошечка» | 1 | Изучение нового материала | 11.09 |
Русская народная сказка «Хаврошечка». Пересказ фрагмента текста. Отбор выражений из текста для характеристики героя произведения. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 13.09 |
Пространственное представление древнего человека. Малый жанр фольклора. Загадки. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Урок- путешествие. | СD «Шедевры русской живописи»; | 15.09 |
Большие формы устного народного творчества: сказки. Проверка техники чтения. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 17.09 |
Русская народная сказка «Сивка - Бурка» Рассказ о герое произведения по коллективно составленному плану. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 18.09 |
Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка» и «Сивка- Бурка». Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. | 1 | Урок обобщающего повторения | 20.09 |
12 | Малые формы устного народного творчества: поговорки. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 22.09 |
13 | Слушание прозаических произведений. Мифологический герой и его подвиги. Персей. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 24.09 |
14 | Мифологический герой и его подвиги. Персей. Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов фрагмента. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 25.09 |
15 | Обобщение знаний по теме «Корни есть не только у дерева.» Чтение по ролям. | 1 | Урок обобщающего повторения | Урок- «За круглым столом». | 27.09 |
Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу. 10 ч |
16 | Эпический герой и его подвиги. Прометей. Характеристика героя произведения: выбор выражений, характеризующий героя из текста. | 1 | Изучение нового материала | CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». | 29.09 |
17 | Эпический герой и его подвиги. Прометей. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 01.10 |
18 | Миф «Рождение и воспитание Геракла. Обсуждение главной мысли произведения(работа в парах.) | 1 | Изучение нового материала | 03.10 |
19 | Миф «Подвиги Геракла».Выразительное чтение прозаических произведений. Использование выразительных средств. | 1 | Изучение нового материала | 04.10 |
20 | Миф «Подвиги Геракла» Рассказ о герое по коллективно составленному плану. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 06.10 |
21 | Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Илья Муромец и Святогор. Чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 08.10 |
22 | Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Илья Муромец и Святогор.) Выразительное чтение стихотворных произведений. Использование выразительных средств (темпа речи, тембра голоса, паузы) | 1 | Урок комплексного применения знаний | 15.10 |
23 | Подвиги русских богатырей. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Озаглавливание частей текста. | 1 | Изучение нового материала | 17.10 |
24 | Подвиги русских богатырей. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Как задавать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 18.10 |
25 | Обобщающий урок. Инсценирование фрагмента. Выразительные средства для инсценирования: мимика, жесты, интонация) | 1 | Урок обобщающего повторения | Урок- «За круглым столом». | СD «Шедевры русской живописи»; | 20.10 |
Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. 15 ч |
26 | Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности – басня. Чтение поэтического произведения. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 22.10 |
27 | Знакомство с античными баснями. Выразительное чтение прозаических произведений. Использование выразительных средств (темпа речи, тембра голоса, паузы | 1 | Урок комплексного применения знаний | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 24.10 | 24.10 |
28 | Знакомство с античными баснями. Эзоп «Лев и лисица», «Лисица и козел» Выделение опорных слов текста. Подробный пересказ текста. | 1 | Изучение нового материала | 25.10 |
29 | Жизнь сюжетов древних басен во времени. И.Крылов «Ворона и лисица» Чтение наизусть басни. | 1 | Изучение нового материала | 27.10 |
30 | И. А. Крылов «Волк и ягненок». Чтение по ролям. | 1 | Изучение нового материала | 29.10 |
31 | И.А.Крылов «Лев и Лисица», «Лисица и виноград». Анализ иллюстрации. Подбор соответствующего фрагмента текста. | 1 | Изучение нового материала | 31.10 |
32 | И.А.Крылов «Ворона» Характеристика героя произведения :слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения. | 1 | Изучение нового материала | 01.11 |
33 | И.А.Крылов «Мор зверей» Определение темы каждой части: деление текста на части. | 1 | Изучение нового материала | 03.11 |
34 | Произведения классиков отечественной литературы 19-20 в .Басни И.А.Крылова. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 07.11 |
35 | Экскурсия в природу «Поздняя осень». Произведения классиков отечественной литературы 19-20 века. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Урок – экскурсия. | 08.11 |
36 | Сказка, похожая на басню. В. Гаршин «Лягушка - путешественница». Антиципация заголовка :предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. | 1 | Изучение нового материала | 10.11 |
37 | Сказка, похожая на басню. В.Гаршин «Лягушка - путешественница». Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. | 1 | Изучение нового материала | 12.11 |
38 | Сказка, похожая на басню. В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов фрагмента. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 14.11 |
39 | Что вызывает смех в народной сказке. «Яичко» (р.н.с.) Обсуждение главной мысли произведения (в группах) | 1 | Изучение нового материала | 15.11 |
40. | Законы смешного в авторской поэзии. А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» Освоение различных ролей в тексте. Чтение по ролям. | 1 | Изучение нового материала | 17.11 |
Глава 4.Такой незнакомый знакомый мир. 9 ч | Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново. |
41 | Необычное в обычном: поэтические открытия. Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения. | 1 | Изучение нового материала | 19.11 |
42 | Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!» Средства выразительности: олицетворение, контраст. Чтение наизусть стихотворения. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru СD «Шедевры русской живописи»; | 21.11 |
43 | Особый взгляд поэта на мир. К. Бальмонт «Гномы» Произведения классиков отечественной литературы 19-20 века. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 22.11 |
44 | Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали». Подробный пересказ фрагмента текста. | 1 | Изучение нового материала | 24.11 |
45 | Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств. | 1 | Изучение нового материала | 26.11 |
46 | Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали». Средства выразительности: сравнение. | 1 | Изучение нового материала | 27.11 |
47 | Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали» Постановка живых картин. Выразительные средства для инсценировки. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 28.11 |
48 | Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд художника. Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». Работа с научно-популярным текстом. | 1 | Изучение нового материала | CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 08.12 |
49 | А. Фет «Весенний дождь» Чтение наизусть стихотворения. Слова, словосочетания, отражающие фрагмент устного словесного рисования. | 1 | Изучение нового материал | 10.12 |
Глава 5.Мир просит тебя: открой меня заново! 6 ч |
50 | Поэтические, живописные и научные открытия в мире Природы. Определение главной мысли произведения(что самое главное хотел сказать автор) | 1 | Изучение нового материала | Урок – экскурсия. | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 12.12 |
51 | Трехстишия Басё и Исса. Произведения зарубежной авторской литературы: хокку. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 13.12 |
2 | Поэтические и живописные образы как открытия. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 15.12 |
53 | Наблюдательность исследователя (Дж. Дарелл «Землянично- розовый дом» (отрывок) Чтение про себя текста. | 1 | Изучение нового материала | 17.12 |
54 | Наблюдательность исследователя (Дж. Дарелл «Землянично- розовый дом» (отрывок) Составление плана текста. Выделение опорных слов части текста. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 19.12 |
55 | Наблюдательность поэта. И.Бунин «Бушует полая вода» Чтение наизусть стихотворения. Слова, словосочетания, отражающие фрагмент устного словесного рисования. | 1 | Изучение нового материала | 20.12 |
Глава 6. Самые настоящие чудеса. 8 ч | 15.12 |
56 | Особое зрение поэта: Способность видеть чудеса, способность удивляться миру. Чтение наизусть стихотворения. | 1 | Изучение нового материала | 22.12 |
57 | Чудеса поэтических образов. Выразительное чтение стихотворных текстов. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 24.12 |
58 | Чудеса поэтических и живописных образов (К. Бальмонт «Трудно Фее») Выразительное чтение стихотворных текстов. | 1 | Урок обобщающего повторения | 26.12 |
59 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Контрольно- учетный | 27.12 |
60 | Чудеса волшебной сказки. Определение и уточнение темы текста. | 1 | Изучение нового материала | 29.12 |
61 | Чудеса волшебной сказки. Составление текста на основе отобранных языковых средств. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 31.12 |
62 | Чудеса волшебной сказки. Рассказ о герое по самостоятельно составленному плану | 1 | Урок обобщающего повторения | 09.01 |
63 | Знакомство со 2 частью учебника «Литературное чтение». Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, оглавление) | 1 | Урок повторения | 10.01 |
Глава 7. Родная сторона. 16 ч | 29.12 |
64 | Поэтические образы «малой родины» Определение фрагмента для устного словесного рисования. | 1 | Изучение нового материала | 11.01 |
65 | Поэтические образы «малой родины». Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 12.01 |
66 | Поэтические образы «малой родины». Определение главной мысли высказывания на заданную тему: Что важное я хотел бы сказать. | 1 | Урок обобщающего повторения | 14.01 |
67 | Иван Бунин «Родник». А.Фет «Летний вечер» Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | 16.01 |
68 | Е. Евтушенко «Заря у клена на руках» Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | 17.01 |
69 | Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | СD «Детский энциклопедический словарь» | 19.01 |
70 | Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Произведения отечественной авторской литературы: стихотворения. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 21.01 |
71 | Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Произведения зарубежной авторской литературы: стихотворения. Хокку. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 23.01 |
72 | Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко») Чтение про себя текста. | 1 | Изучение нового материала | CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» | 24.01 |
73 | Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко»). Жанровая принадлежность текста: рассказ или сказка. | 1 | Изучение нового материала | 26.01 |
74 | Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко»). Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов части текста. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 28.01 |
75 | К. Паустовский «Кот Ворюга» Пересказ фрагмента текста: отбор самого напряженного момента в развитии действия | 1 | Изучение нового материала | 30.01 |
76 | Точность поэтических образов (А.Фет «Чудная картина», А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя») Чтение наизусть стихотворения | 1 | Изучение нового материала | СD «Шедевры русской живописи»; | 31.01 |
77 | Разные образы родины. Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор) | 1 | Изучение нового материала | 02.02 |
78 | Разные образы родины. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. | 1 | Изучение нового материала | 04.02 |
79 | Красота и выразительность пушкинского стиха (А. Пушкин «Зимнее утро») Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста. | 1 | Комбинированный урок | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 06.02 |
Глава8. Мир нуждается в нашей защите. 14 ч |
80 | Красота под защитой поэзии (С. Кирсанов «Чудо», Кикаку. Хокку. А. Венецианов «Жнецы») Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор) | 1 | Изучение нового материала | 07.02 |
81 | Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Определение темы текста. | 1 | Изучение нового материала | CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». | 09.02 |
82 | Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Уточнение темы текста. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 11.02 |
83 | Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя) | 1 | Комбинированный урок | 13.02 |
84 | Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Пересказ фрагмента текста: отбор самого напряженного момента в развитии действия) | 1 | Урок обобщающего повторения | 14.02 |
85 | Павел Бажов «Серебряное копытце». Определение темы текста. | 1 | Изучение нового материала | 16.02 |
86 | Павел Бажов «Серебряное копытце» Подробный пересказ текста. | 1 | Изучение нового материала | 18.02 |
87 | Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор) | 1 | Урок комплексного применения знаний | 25.02 |
88 | Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 27.02 |
89 | Внимательное и бережное отношение поэта к миру. Обсуждение главной мысли произведения ( в группах) | 1 | Изучение нового материала | 28.02 |
90 | Внимательное и бережное отношение поэта к миру. Иван Бунин «Все лес и лес» Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | 02.03 |
91 | Детские художественно-публицистические журналы. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 04.03 |
92 | Образ няни в лирике Пушкина. Выделение опорных слов части текста. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 06.03 |
93 | Образ няни в лирике Пушкина. Чтение наизусть стихотворения | 1 | Урок комплексного применения знаний | 07.03 |
Глава 9. Лаборатория искусств. 13 |
94 | Поэтические секреты. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | СD «Детский энциклопедический словарь» | 09.03 |
95 | Поэтические секреты. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 11.03 |
96 | Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес» Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.. | 1 | Изучение нового материала | 13.03 |
97 | Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя) | 1 | Комбинированный урок | 14.03 |
98 | Юнна Мориц «Замечательная клякса» Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | 16.03 |
99 | Лингвистические эксперименты. Освоение различных ролей в тексте. | 1 | Изучение нового материала | 18.03 |
100 | Лингвистический эксперимент (Л. Петрушевская «Пуськи бятые») Подробный пересказ отрывка текста. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 20.03 |
101 | Формотворчество в поэзии и живописи. Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать | 1 | Изучение нового материала | 21.03 |
102 | Формотворчество в прозе (Ю. Коваль «Соловьи») Выделение опорных слов части текста | 1 | Урок комплексного применения знаний | 23.03 |
103 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 25.03 |
104 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. Считалки. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Комбинированный урок | Урок –«Ковёр-идей». | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 27.03 |
105 | В. Гауф «Маленький Мук»)Чтение вслух и про себя текстов. | 1 | Изучение нового материала | 28.03 |
106 | В. Гауф «Маленький Мук» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя | 1 | Комбинированный урок | 30.03 |
Глава 10. Как трудно стать человеком. 13 ч |
107 | Знакомые сюжетные линии в новом тексте. Слушание прозаических произведений. | 1 | Изучение нового материала | 01.04 |
108 | Знакомые сюжетные линии в новом тексте. Чтение про себя и вслух целыми словами прозаических текстов. | 1 | Изучение нового материала | 03.04 |
109 | Характер главного героя и других персонажей. Выделение опорных слов части текста | 1 | Урок комплексного применения знаний | 04.04 |
110 | Характер главного героя и других персонажей. Обсуждение главной мысли произведения ( в группах) | 1 | Урок комплексного применения знаний | 06.04 |
111 | Характер главного героя и других персонажей. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя | 1 | Урок комплексного применения знаний | 08.04 |
112 | Нравственная проблема текста. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану. | 1 | Изучение нового материала | 15.04 |
113 | Нравственная проблема текста. Краткий пересказ текста. | 1 | Изучение нового материала | 17.04 |
114 | Нравственная проблема текста. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания | 1 | Комбинированный урок | 18.04 |
115 | О взрослой жизни и в шутку, и в серьез. (Б.Заходер «Ну и мышонок», Н.Некрасов «Крестьянские дети») Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | СD «Шедевры русской живописи»; | 20.04 |
116 | О взрослой жизни и в шутку, и в серьез. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | 22.04 |
117 | Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке. Выразительное чтение прозаических произведений. | 1 | Изучение нового материала | 24.04 |
118 | Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке. Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя | 1 | Изучение нового материала | СD «Детский энциклопедический словарь» | 25.04 |
119 | Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке. Произведения о детях. | 1 | Урок комплексного применения знаний | 27.04 |
Глава 11.Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. 10 ч |
120 | Сравнительный анализ народной и авторской сказки. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. | 1 | Изучение нового материала | 29.04 |
121 | Сравнительный анализ народной и авторской сказки. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания | 1 | Урок комплексного применения знаний | 02.05 |
122 | Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Выразительное чтение стихотворных произведений. | 1 | Изучение нового материала | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | 04.05 |
123 | Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Чтение наизусть стихотворения | 1 | Изучение нового материала | 06.05 |
124 | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте (И.С. Тургенев «Воробей») Пересказ фрагмента текста: отбор слов из текста для характеристики самого напряженного момента. | 1 | Изучение нового материала | 08.05 |
125 | И. Тургенев «Собака» Выразительное чтение. Использование выразительных средств: интонации, тембра голоса, паузы. | 1 | Изучение нового материала | 11.05 |
126 | Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка». Выразительные средства для чтения по ролям. | 1 | Изучение нового материала | 13.05 |
127 | Сложное чувство одиночества в поэтических образах. Выразительные средства языка для высказывания | 1 | Урок обобщающего повторения | СD «Шедевры русской живописи»; | 15.05 |
128 | Сложное чувство одиночества в поэтических образах Чтение наизусть стихотворения | 1 | Урок обобщающего повторения | 16.05 |
129 | Произведения отечественной литературы : стихи. | 1 | Урок обобщающего повторения | 18.05 |
Глава 12. Красота спасет мир. 7 ч |
130 | Поэтическая сказка С. Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя | 1 | Изучение нового материала | 20.05 |
131 | Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя | 1 | Комбинированный урок | СD «Детский энциклопедический словарь» | 22.05 |
132 | Детские журналы о природе, художественно-развлекательные. Проверка техники чтения. | 1 | Контрольно- учетный | 23.05 |
133 | Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность, свойственная поэтическому восприятию мира. Презентация рассказа окружающим. | 1 | Изучение нового материала | 25.05 |
134 | Поэзия и сказка о секрете красоты (Н. Матвеева «Галчонок»,Ш.Перро «Рике с хохолком») Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. | 1 | Изучение нового материала | 27.05 |
135 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольно- учетный | 29.05 |
136 | Б. Заходер «Что красивее всего?». Произведения о детях, приключенческая литература, фантастика. | 1 | Урок обобщающего повторения | 30.05 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Учебно-методический комплект:
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.
- Свиридова, В. Ю., Чуракова, Н. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2006.
2.Дополнительная литература:
- В.В. Захарова, М.в. Серова «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А. Чураковой (Самара: корпорация «Федоров») 3 класс, Москва «ВАКО» 2011 г.»
- Чуракова, Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». 3класс. – М., 2006.
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5.. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
6. Сайт Детские презентации ВИКИ http://viki.rdf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-201890-1552856867.jpg)
Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)
История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569751-1421847657.jpg)
Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100
Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100 Тема:" Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)...
Рабочая программа по русскому языку ПНШ 1 класс, Чуракова
Рабочая программа по русскому языку "Переспектива начальная школа" для 1 класс, Чуракова...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-1516256-1710316943.jpg)
Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». (Учебник «Русский язык» 1 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.)
Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения». ...