Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». (Учебник «Русский язык» 1 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Допускаю__________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка
во 1 «В» классе
#1075;.
дата
Консультация учителя___________________
Консультация методиста ______________
Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». (Учебник «Русский язык» 1 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.)
Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения».
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:создание благоприятных условий дляосознания и осмысления блока новой учебной информации устная и письменная речь, для ознакомления обучающихся с понятием «ударение», для выявления смыслоразличительной роли ударения в словах; способствовать развитию речевых умений, внимания, воспитанию интереса к русскому языку, слову.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний осмыслоразличительной роли ударения в словах; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие:способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала и актуализации ранее изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через групповую и фронтальную работу; воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе;формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», уважение окружающих, взаимопонимание, дисциплина, справедливость; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изученной темы; представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, следовать инструкциям; выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассником.
Предметные: учить умению правильно определять ударный слог в словах, определять характер предложения по цели высказывания; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умения правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: слово, интонация, предложение, устная речь, письменная речь.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Основные образовательные ресурсы: мультимедийная система, презентация, учебник «Русский язык» 1 класс Чуракова Н.А.; тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. Гольфман Е.Р. карточки для проверки знаний; тест.
Ход урока.
- Организация начала урока.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Яна Геннадьевна.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять»!
У:Ребята, как вы понимаете эти слова?
У:Какую роль играет слово в жизни человека?
О:Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.
У:Как человек должен обращаться со словами, чтобы сказанное им не приносило печали другим людям?
О:Чтобы вас приятно и интересно было слушать, старайтесь думать, что вы хотите сказать и для чего. Ведь не зря в народе говорят: «В умной беседе ум прикопить, а в глупой и свой растерять».
II. Актуализация умений и знаний.
- У:Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- У:Ребята отгадайте загадку? (определение буквы, которую будем прописывать).
Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой...
О: «з»
У:Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?
О: Мы будем прописывать букву «з».
- У: Правильно, мы сейчас с вами пропишем строчную букву «з».
- Физминутка:
У: Повторяйте упражнение за мной. Обучающиеся выполняют разминку пальцев: работают ими поочередно, начиная с больших пальцев правой и левой руки. (на доске р/р)
– Кто приехал?
– Мы, мы, мы!
– Мама, мама,
Это ты?
– Да, да, да!
– Папа, папа,
Это ты?
– Да, да, да!
– Братец, братец,
Это ты?
– Да, да, да!
– Ах, сестричка,
Это ты?
– Да, да, да!
– Все мы вместе,
Молодцы!
У: Начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку с большим наклоном на закругление у верхней линии. От нее закругляем, ведем руку влево и, не доводя до нижней линии, переходим к изображению округленной петли, выходящей за нижнюю линию. Петля пересекается на нижней линии.
- Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.
- Самопроверка, проверка, анализ результатов деятельности обучающихся.
Словарная работа:
а) Восстановление деформированных предложений.
У: Ребята, восстановите и запишите предложение.
ог…р…де, В, растет, к…пуста.
п…нал, убирать, В, ручки, надо, к…р…ндаши, и.
У: Назовите устно восстановленное предложение.
О:В огороде растет капуста.
В пенал надо убирать ручки и карандаши.
У: Какие буквы вы вставили?
О: В огОрОде растет кАпуста.
О: В пЕнал надо убирать ручки и кАрАндаши.
У: Ребята, почему вы вставили эти буквы?
О: Слова огород, капуста, пенал и карандаши - это словарные слова. Их надо запомнить.
У: Выделите ударение.
б) У: Запишите предложение в тетрадь, подчеркните словарные слова и выделите ударение. (Вызвать к доске)
в)Самопроверка, проверка, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
- Индивидуальная работа.
У: На столах лежат тесты. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте, и отметьте правильный ответ.
Тест.
- Какая бывает речь?
- устная.
- письменная.
- печатная.
- Что такое устная речь?
- Это когда мы говорим и слышим.
- Это когда мы читаем и пишем.
- Что такое письменная речь?
- Это когда мы говорим и слышим.
- Это когда мы читаем и пишем.
- Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?
- паузой.
- точкой.
- вопросительным или восклицательным знаком.
- Выбери верное утверждение.
- в конце предложения ставят точку.
- в конце предложения ставят запятую.
- в конце предложения ставят точку, вопросительный или восклицательный знак.
Пора привлечь внимание
К знакам препинания!
- Открытие новой темы. Целеполагание.
- Работа по учебнику (с. 25)
На доске записано предложение: Пошел дождь.
?
.
!
У:Откройте учебник на с. 25, прочитайте предложение. Прочитайте с разной интонацией.
У:Прочитайте предложение, в котором есть сообщение, повествование. Какой знак стоит в конце?
О: Предложение, в котором о чем-либо спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательным. В конце такого предложения ставится точка.
Собралась компания
Знаков препинания.
У:Прочитайте это предложение радостно.Радость – это сильное чувство. Его можно назвать восклицанием.Какой знак стоит в конце?
О:Предложение, в котором передается сильное чувство, называетсявосклицательным и в конце такого предложения ставится.
У:Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос.Сделайте вывод самостоятельно, сохраняя установленный порядок рассуждения.
О:Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце такого предложения надо ставить.
- Работа над правилом.
У: Прочитайте правило на с. 25 самостоятельно про себя.
У: Прочитайте правило на с. 25 самостоятельно вслух.
У: Какими по «ИНТОНАЦИИ» бываю предложения?
О: Восклицательными и невосклицательными (полным ответом)
У: Молодцы!
У: Послушайте стихотворение, скажите, почему одно и то же слово звучит по-разному?
Мне слово «чýдно»
Изменить не трудно,
Поставил ударение на «о» –
Исчезло «чýдно»,
Родилось «чуднó».
Я. Козловский
О: Потому что ударение падает, на другой слог.
У: Правильно! Сегодня на уроке речь пойдет об ударении в словах.
Мне в слове слог ударный
Найти элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
- Изучение нового материала.
- Беседа о важности ударения.
У:Что такое ударение?
О: Один слог в слове произносится с большей силой голоса и более протяжно, чем все остальные слоги.
У: Послушайте сказку про ударение, и ответьте на вопрос: Сможем ли мы обойтись без ударения?
Сказка про «Ударение»
Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а перед взором всех предстал Зáмок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белкú и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлáс, вместо Кáпель– Капéль, вместо Дорóга– Дорогá, Гóрода – Городá. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение!
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
- Рубрика «Хочу все знать».
Ударение пришло вместе с запятой в XV веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – наклонная палочка сверху вниз. Знак похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.
У: Дети, на доске представлены схемы с указанным на определенный слог ударением. Сейчас мы пропоем на ноту «ля» каждую схему. Подберите по одному слову к данным схемам.
- Физкультминутка. (Видео)
- Открытие новых умений, знаний (продолжение).
- Работа в рабочей тетради (с. 15)
#1055;рочитайте задание;
2. Как вы его понимаете, что надо сделать;
#1042;ыполните задание устно;
4. Выполните задание письменно;
5. Самопроверка;
#1042;заимопроверка;
7. Самоанализ, анализ.
У: Прочитайте упражнение 1, на странице 15.
У: Что нужно сделать?
О: Записать слова – названия предметов под картинками. Поставить ударение.
У: Самопроверка, проверка.
У:Закончите работу самостоятельно. Приведите свои примеры.
(Гвóздики – гвоздúки, бéлки – белкú, úрис – ирúс, мука – мука, орган - орган)
У: Анишит Йокоповна осталась довольна вашей работой. Она решила познакомить вас еще с одной группой слов, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся.
- Работа в рабочей тетради (с. 16)
У: Помогите Маше и Миши разобраться в словах, которые одинаково звучат, но по - разному пишутся.
У:Самостоятельная работа с последующей проверкой.
- Закрепление открытых умений, знаний.
У:Что значит поставить ударение в слове?
О: Выделить голосом один из звуков.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.
У:От чего зависит место ударения?
О:От смысла слова.
- Работа по карточкам.
У: Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
У: Сегодня мы работали со многими словами. Обращаться со словами нужно осторожно.
- Итог урока. Рефлексия.
У:Какая тема сегодняшнего урока?
У:Что вы сегодня узнали нового?
У:Какие задания мы выполняли?
У:Сейчас мы попробуем себя оценить. Если вам на уроке все удавалось, вы справились со всеми заданиями – то поднимите зеленый кружок, если вы не справились ни с одним заданием и вам совсем ничего не было понятно – поднимите красный цвет.
У: Кто поднял зеленый, дорога открыта к изучению новой темы.
У: Тем, кто поднял красный цвет нужно возвратиться к началу темы и выучить все правила.
У:Спасибо за урок!Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...
Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...