Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». (Учебник «Русский язык» 1 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Василюк Яна Геннадьевна

   Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

Допускаю__________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка

во 1 «В» классе

#1075;.

дата

Консультация учителя___________________

Консультация методиста ______________

Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». (Учебник «Русский язык» 1 класс. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.)

Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения».

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:создание благоприятных условий дляосознания и осмысления блока новой учебной информации устная и письменная речь, для ознакомления обучающихся с понятием «ударение», для выявления смыслоразличительной роли ударения в словах; способствовать развитию речевых умений, внимания, воспитанию интереса к русскому языку, слову.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний осмыслоразличительной роли ударения в словах; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие:способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала и актуализации ранее изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через групповую и фронтальную работу; воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе;формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», уважение окружающих, взаимопонимание, дисциплина, справедливость; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изученной темы; представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, следовать инструкциям; выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассником.

Предметные: учить умению правильно определять ударный слог в словах, определять характер предложения по цели высказывания; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умения правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: слово, интонация, предложение, устная речь, письменная речь.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Основные образовательные ресурсы: мультимедийная система, презентация, учебник «Русский язык» 1 класс Чуракова Н.А.; тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. Гольфман Е.Р. карточки для проверки знаний; тест.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Яна Геннадьевна.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять»!

У:Ребята, как вы понимаете эти слова?

У:Какую роль играет слово в жизни человека?

О:Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.

У:Как человек должен обращаться со словами, чтобы сказанное им не приносило печали другим людям?

О:Чтобы вас приятно и интересно было слушать, старайтесь думать, что вы хотите сказать и для чего. Ведь не зря в народе говорят: «В умной беседе ум прикопить, а в глупой и свой растерять».

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Минутка чистописания:
  1. У:Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  2. У:Ребята отгадайте загадку? (определение буквы, которую будем прописывать).

Скачет-скачет заинька

Серенький да маленький:

Прыг-скок! Прыг-скок!

Через ямку на пенек.

Ушками он слушает,

Зубками он кушает.

Чтобы не попасть к лисе,

Стал зайчишка буквой...

О: «з»

У:Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?

О: Мы будем прописывать букву «з».

  1. У: Правильно, мы сейчас с вами пропишем строчную букву «з».
  1. Физминутка:

У: Повторяйте упражнение за мной. Обучающиеся выполняют разминку пальцев: работают ими поочередно, начиная с больших пальцев правой и левой руки. (на доске р/р)

– Кто приехал?

– Мы, мы, мы!

– Мама, мама,

Это ты?

– Да, да, да!

– Папа, папа,

Это ты?

– Да, да, да!

– Братец, братец,

Это ты?

– Да, да, да!

– Ах, сестричка,

Это ты?

– Да, да, да!

– Все мы вместе,

Молодцы!

У: Начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку с большим наклоном на закругление у верхней линии. От нее закругляем, ведем руку влево и, не доводя до нижней линии, переходим к изображению округленной петли, выходящей за нижнюю линию. Петля пересекается на нижней линии.

  1. Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.
  1. Самопроверка, проверка, анализ результатов деятельности обучающихся.

Словарная работа:

а) Восстановление деформированных предложений.

У: Ребята, восстановите и запишите предложение.

ог…р…де, В, растет, к…пуста.

п…нал, убирать, В, ручки, надо, к…р…ндаши, и.

У: Назовите устно восстановленное предложение.

О:В огороде растет капуста.

В пенал надо убирать ручки и карандаши.

У: Какие буквы вы вставили?

О: В огОрОде растет кАпуста.

О: В пЕнал надо убирать ручки и кАрАндаши.

У: Ребята, почему вы вставили эти буквы?

О: Слова огород, капуста, пенал и карандаши - это словарные слова. Их надо запомнить.

У: Выделите ударение.
б) У: Запишите предложение в тетрадь, подчеркните словарные слова и выделите ударение. (Вызвать к доске)

в)Самопроверка, проверка, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

  1. Индивидуальная работа.

У: На столах лежат тесты. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте, и отметьте правильный ответ.

Тест.

  1. Какая бывает речь?
  1. устная.
  2. письменная.
  3. печатная.
  1. Что такое устная речь?
  1. Это когда мы говорим и слышим.
  2. Это когда мы читаем и пишем.
  1. Что такое письменная речь?
  1. Это когда мы говорим и слышим.
  2. Это когда мы читаем и пишем.
  1. Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?
  1. паузой.
  2. точкой.
  3. вопросительным или восклицательным знаком.
  1. Выбери верное утверждение.
  1. в конце предложения ставят точку.
  2. в конце предложения ставят запятую.
  3. в конце предложения ставят точку, вопросительный или восклицательный знак.

Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.
  1. Работа по учебнику (с. 25)

На доске записано предложение: Пошел дождь.

?

.

!

У:Откройте учебник на с. 25, прочитайте предложение. Прочитайте с разной интонацией.

У:Прочитайте предложение, в котором есть сообщение, повествование. Какой знак стоит в конце?

О: Предложение, в котором о чем-либо спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательным. В конце такого предложения ставится точка.

Собралась компания

Знаков препинания.

У:Прочитайте это предложение радостно.Радость – это сильное чувство. Его можно назвать восклицанием.Какой знак стоит в конце?

О:Предложение, в котором передается сильное чувство, называетсявосклицательным и в конце такого предложения ставится.

У:Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос.Сделайте вывод самостоятельно, сохраняя установленный порядок рассуждения.

О:Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце такого предложения надо ставить.

  1. Работа над правилом.

У: Прочитайте правило на с. 25 самостоятельно про себя.

У: Прочитайте правило на с. 25 самостоятельно вслух.

У: Какими по «ИНТОНАЦИИ» бываю предложения?

О: Восклицательными и невосклицательными (полным ответом)

У: Молодцы!

У: Послушайте стихотворение, скажите, почему одно и то же слово звучит по-разному?

Мне слово «чýдно»

Изменить не трудно,

Поставил ударение на «о» –

Исчезло «чýдно»,

Родилось «чуднó».

Я. Козловский

О: Потому что ударение падает, на другой слог.

У: Правильно! Сегодня на уроке речь пойдет об ударении в словах.

Мне в слове слог ударный

Найти элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

  1. Изучение нового материала.
  1. Беседа о важности ударения.

У:Что такое ударение?

О: Один слог в слове произносится с большей силой голоса и более протяжно, чем все остальные слоги.

У: Послушайте сказку про ударение, и ответьте на вопрос: Сможем ли мы обойтись без ударения?

Сказка про «Ударение»

Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замóк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а перед взором всех предстал Зáмок.

Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белкú и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлáс, вместо КáпельКапéль, вместо ДорóгаДорогá, Гóрода – Городá. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение!

Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

  1. Рубрика «Хочу все знать».

Ударение пришло вместе с запятой в XV веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – наклонная палочка сверху вниз. Знак похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.

У: Дети, на доске представлены схемы с указанным на определенный слог ударением. Сейчас мы пропоем на ноту «ля» каждую схему. Подберите по одному слову к данным схемам.

  1. Физкультминутка. (Видео)
  1. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
  1. Работа в рабочей тетради (с. 15)

#1055;рочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

#1042;ыполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5. Самопроверка;

#1042;заимопроверка;

7. Самоанализ, анализ.

У: Прочитайте упражнение 1, на странице 15.

У: Что нужно сделать?

О: Записать слова – названия предметов под картинками. Поставить ударение.

У: Самопроверка, проверка.

У:Закончите работу самостоятельно. Приведите свои примеры.
(Гвóздики – гвоздúки, бéлки – белкú, úрис – ирúс, мука – мука, орган - орган)

У: Анишит Йокоповна осталась довольна вашей работой. Она решила познакомить вас еще с одной группой слов, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся.

  1. Работа в рабочей тетради (с. 16)

У: Помогите Маше и Миши разобраться в словах, которые одинаково звучат, но по - разному пишутся.

У:Самостоятельная работа с последующей проверкой.

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

У:Что значит поставить ударение в слове?

О: Выделить голосом один из звуков.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

Тот слог ударным мы зовем,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесем

Сильнее всех и громче.

У:От чего зависит место ударения?

О:От смысла слова.

  1. Работа по карточкам.

У: Поставьте знак ударения в выделенных словах.

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

У: Сегодня мы работали со многими словами. Обращаться со словами нужно осторожно.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У:Какая тема сегодняшнего урока?

У:Что вы сегодня узнали нового?

У:Какие задания мы выполняли?

У:Сейчас мы попробуем себя оценить. Если вам на уроке все удавалось, вы справились со всеми заданиями – то поднимите зеленый кружок, если вы не справились ни с одним заданием и вам совсем ничего не было понятно – поднимите красный цвет.

У: Кто поднял зеленый, дорога открыта к изучению новой темы.

У: Тем, кто поднял красный цвет нужно возвратиться к началу темы и выучить все правила.

У:Спасибо за урок!Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...