Чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Говейлер Наталья Шамилевна

Урок чтения. 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_vo_2_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

        

Цель: Знакомство с рассказом. Способствовать полноценному восприятию рассказа.

Задачи:1)Выявить жанровые особенности рассказа (реальность происходящего, развитие   действия от завязки до развязки), обнаружить нравственную проблему (выбор отца).

        2) Подготовить к подробному пересказу (деление текста на части, выделение главных событий в каждой части, наблюдения за нарастанием эмоционального напряжения).

      3)Развивать связанную речь учащихся, обогащать активный словарь детей.

4)Воспитывать чувство сопереживания героям рассказа.

План урока

1.Орг. момент.        (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к восприятию текста.(2 мин.)

3.Первичное восприятие.(7мин.)

4.Выявление первичного восприятия. Словарная работа.(5 мин.)

5.Постановка учебной задачи.(1 мин.)

6.Вторичное восприятие и анализ текста.(17 мин.)

7.Составление плана рассказа.(5 мин.)

8.Подведение итогов.(3 мин.)

9. Домашнее задание.(1мин.)

Оборудование:

  • Портрет Л.Н.Толстого.
  • Макет парусника.
  • Иллюстрации к рассказу.
  • Учебник
  • Толковые словари
  • Карточки с пунктами плана рассказа.
  • Карточки со словами: парусник, мачта, каюта, аршин, завязка, кульминация, развязка.

Использованная литература:

  • Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе. Ч.2.-СПб., «Папирус», 1997.
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., Экспо – Пресс,2000.    
  • Краткий толковый словарь русского языка./ Под ред.В.В.Розановой.- М., Русский язык, 1988.

        ХОД      УРОКА

1.Орг. момент

2.Проверка д. /З.

На прошлом уроке мы узнали о детстве Л.Н.Толстого. Дома вы готовили сообщения о жизни и творчестве писателя. Что интересного вам удалось узнать?

( сообщение об авторе, подготовленное учеником)

3.Подготовка к восприятию текста

-Из истории мореходства: КОРАБЛЬ-ПАРУСНИК-основное средство морских плаваний (демонстрация макета парусника).

Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах перекладины, на которых держатся паруса. Скорость движения парусного корабля была небольшой, плавание продолжалось долго. Иногда команда приобретала в жарких странах обезьянку, которая потешала команду в свободное от службы время. Но часто проказы зверя становились причиной неприятных  происшествий. Об одном из них мы узнаем, прочитав   рассказ Л.Н.Толстого « Прыжок».

4) Первичное восприятие. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

5) Выявление первичного восприятия. Словарная работа.

-Понравился ли вам рассказ? Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик чуть не погиб?

-Все ли слова в рассказе были вам понятны? Давайте выясним значения некоторых слов? В этом нам помогут толко-вые словари. (Дети читают, записанные на доске, выдержки из словаря)

Мачта - высокий столб на судне (для парусов и других целей). Кр. толк. словарь стр.95

Каюта – комната на судне.   Кр. толк. словарь стр.77

Аршин – погонная мера, четыре вершка (верх пальца), длина всей руки от плеча, вольный шаг

 человека,71,1 см.  Толк. словарь Даля стр.21

8)Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня мы будем готовиться к пересказу этого рассказа. С чего мы начнем? Нужно внимательно перечитать текст.

 7)Вторичное восприятие и анализ текста.

-Какие чувства вызвал у тебя рассказ? (Возможно, дети укажут на смену чувств по ходу чтения рассказа)

- Прочитаем 1 часть рассказа (до слов «...смеяться ему или плакать»)

 Какое настроение у вас вызывает эта часть? Какие чувства испытывает мальчик, окружающие его люди в этой части? Подтверди словами текста. Что сообщает автор о возрасте мальчика? (12 лет) Какое чувство мог вызвать смех матросов у двенадцатилетнего мальчика? (оскорбление, раздражение, обида)

На доске - иллюстрации к рассказу.

- Какой из рисунков подходит к этой части рассказа? Объясни свой выбор.

-Это завязка рассказа, начало. ( Под первым рисунком – карточка)

-Прочитай 2 часть (до слов « …головой вниз и прыгнул»).

-Какие чувства ты испытывал, читая?

-Какое чувство руководило мальчиком в начале этой части? Почему? Прочитай, как об этом пишет автор.

 Какие чувства охватили мальчика во время погони? Найди слова, которые показывают его чувства (Раззадорился, опомнился и т.д.)

-Подбери слова – синонимы, близкие по смыслу. (Увлёкся, забыл обо всём...)

-Одобряешь ли ты поступок мальчика? Почему?

-Как изменились чувства матросов в этой части? Как Толстой показывает смену настроения? («Все замерли от страха»)

-Поняв, что поступок мальчика может обернуться трагедией, что предприняли матросы? («Все молча смотрели на него и ждали, что будет».)

-Для чего Толстой использует в следующем абзаце слово «вдруг»? (неожиданность, подчеркивает важность событий, привлекает наше внимание к ним).

-Какое чувство охватило мальчика, когда он «опомнился»?

-Знал ли отец мальчика о происходящем на палубе? (нет, так как он был в каюте)

-Какое чувство пережил капитан, увидев сына на макушке мачты? Его приказ- это жестокость или забота? Почему ты так думаешь? (Дети могут назвать два варианта ответа) Хорошо, мы еще раз вернемся к этому вопросу.

-Как ты считаешь, кто главный герой рассказа  мальчик или отец? Почему?

-Прочитай самый напряженный момент этой части. Это кульминация рассказа.

-Какой из рисунков на доске наиболее точно отражает содержание 2 части рассказа?

-Прочитай, чем закончился рассказ, его развязку.

- Какое чувство овладевает во время чтения? Почему?

-Почему Толстой пишет: « шлёпнулось тело мальчика», «вынырнуло тело мальчика»? (Автор подчеркивает опасность такого прыжка).

-Какие слова использует Лев Николаевич, чтобы передать напряженность этой минуты? («Точно пушечное ядро», «Секунд через сорок…»)

- Прочитай еще раз последний абзац. Какие чувства «душат» капитана? Чем являлся приказ капитана своему сыну - заботой или жестокостью?

8)Составление плана рассказа.

-Перед вами лежат карточки. Прочитай предложения, которые на них написаны:

  • Спасение мальчика.
  • Проделка обезьяны.
  • «Прыгай или застрелю».
  • Отважные моряки.
  • Все замерли от страха.
  • Веселая обезьянка.

Выбери те, которые могут быть названиями частей текста.

-Какое название выбрали для первой части, завязки? Какой из вариантов наиболее удачен? Почему? (также обсуждаются названия для 2 и 3 части рассказа, на доске под рисунками появляется план)

-Прочитай план целиком.

9) Подведение итогов.

Итак, мы еще раз прочитали рассказ. Переживали вместе с героями их чувства.

Увидели, что за каждым словом в рассказе стоит «бездна смысла».

Сегодня мы учились быть  внимательными читателями, что поможет нам при передаче содержания рассказа (при подготовке к пересказу).

8)Домашнее задание.

 Прочитайте дома рассказ еще раз. Подготовьтесь его пересказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Урок литертурного чтения  по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок" с элементами развития критического мышления....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение....

Чтение . Л.Н. Толстой "Прыжок" 2 класс. Л.В.Занков. 05.04.2014год

Разработка урока по чтению для 2 класса, занимающего по программе Л.В.Занкова. Урок разработан по ФГОС.  Цель урока: проанализировать поступки героев, выразить свое отношение к поступкам главных ...

Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики п...

Конспект урока по литературному чтению. Л. Н. Толстой "Прыжок".

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л. Н. Толстой "Прыжок"....

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).

Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....

Методическая разработка по литературному чтению. Л.Н.Толстой «Прыжок»

Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям. Развитие умения вдумчивого чтения. Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в срав...