Методическая разработка по литературному чтению. Л.Н.Толстой «Прыжок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Морозова Оксана Николаевна
 
Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям. Развитие умения вдумчивого чтения. Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературному чтению

Учитель Морозова О.Н.

Система УМК «Начальная школа XXI века»

      Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок» (3 класс).

Цели:

  • Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
  • Развитие умения вдумчивого чтения;
  • Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с Вами познакомились с одним из произведений Л. Н. Толстого «Акула».

- Проверку домашнего задания мы проведем в виде тестирования. Вам необходимо на листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

Тест.

  1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

        В.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к  лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

- Итак, ребята, если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас назовете название произведения, с которым мы  сегодня будем знакомиться.

 - Ребята, рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

III. Изучение нового.

- А сейчас мы прослушаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Слушаем внимательно.

(слушаем до слов: Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи)

- Ребята, угадали ли мы о чем этот рассказ?

– Где происходит действие рассказа? – На корабле.

– Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками

IV. Физкультминутка

Давайте попробуем изобразить обезьянок.

V. Продолжение работы над текстом.

– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

 Сколько лет было мальчику? – 12.

 Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.

 Как вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?

Давайте сейчас прослушаем рассказ дальше. Рассказ слушается до слов «Все молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».

- Угадали мы, что будет дальше?

– Да, угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной. Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.

 Сумел ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.

 Как высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 

– Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

 Что произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на палубу и разобьётся.

 Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?

 Давайте слушать дальше, уж очень хочется узнать, что случится.

Слушаем до конца.

– Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

 Для чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 

– Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына, чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от страха и послушался отца».

 Давайте найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.

– Дети перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал... и как только отец крикнул … мальчик ... прыгнул.»  Да, отец не хотел убивать сына.

– Как вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили мальчика.

 Сколько секунд он был под водой? – 40

 Попробуем и мы задержать дыхание на 40 секунд. – Не все могут. Это трудно. Мальчик тоже наглотался воды.

 Почему же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он очень сильно испугался за сына.

 Какие чувства вызывает у вас поступок отца? – Мне жалко его, ведь он так сильно переволновался. А я уважаю его, ведь он спас сына. Я думаю, он очень смелый и сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.

VI. Физкультминутка

Давайте сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом, кролем, а теперь, как умеете.

VII. Итог урока.

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок».

-Похожи ли эти два рассказа? – Да, похожи. Место действия происходят на корабле. Похожи они настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать  и не теряться.

- А чем рассказы отличаются? – В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.

VIII. Домашнее задание. ( по выбору)

1.Прочитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Урок литертурного чтения  по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок" с элементами развития критического мышления....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение....

Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....

Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики п...

Методическая разработка урока литературного чтения. Л. Н. Толстой "Филипок"

Методическая разработка урока литературного чтения. Л. Н. Толстой "Филипок"...

Методическая разработка по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой «Прыжок».

Формировать умение определять тему и главную мысль произведения, выражать свое отношение к героям, давать оценку их поступкам...