урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Поткина Ольга Николаевна

Урок литертурного чтения  по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок" с элементами развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель:  Ознакомление детей с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» через прием «чтение с остановками» по технологии РКМ.

Задачи:

I.

  1. Познакомить детей с произведением Толстого;
  2. Формировать коммуникативные умения обучающихся.
  3. Учить делить текст на композиционные части (вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, завязка, заключение) и составлять план.

II. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, творчески мыслить.

Развивать навык выразительного чтения

III. Воспитывать у ребят любовь и уважение к родителям.  

Ход урока

  1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Ребята! Готовы вы к уроку? (да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас.

  1. Введение в тему и постановка задач (вызов)

1. На доске записаны произведения:

«Лев и собачка»

«Лебеди»

«Воробей»

«Белка и волк»

- Какое произведение лишнее, почему? (Воробей- Тургенев, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.)

- Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведением великого русского писателя. ( Повесить портрет)

- Что вы помните о жизни Л. Н.Толстого?

 - Давайте с вами вспомним, произведения, каких жанров писал  Л.Н. Толстой?

Толстой

сказки                     басни                  рассказы                                  былины

                                               худож.        научно-познават.    

     

(учащиеся называют жанр и приводят произведения этого жанра)

Сказки («Ореховая ветка», «Два брата»)

Басни «Белка и волк», «Чиж и голубка»

Рассказы – художественные: «Лев и собачка», «Лебеди»

Научно-познавательные - «Зайцы»

  1. Словарная работа и речевая разминка.

На доске рисунок корабля.

- Что изображено на рисунке? (парусный корабль)

(Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало и приходилось грести веслами.

В результате технического прогресса парусники сменили корабли с мощными двигателями. В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.)

Прочитайте скороговорку

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Что значит, лавировали? (словарь Ожегова)

(О парусном судне, лодке: двигаться против ветра по ломаной линии.

В перен: двигаться не прямо, искусно обходя препятствия.)

- Проговорите про себя. А затем хором и вслух индивидуально.

Какие части корабля вы знаете?

Перекладина, мачта,  палуба.

- Кто управляет кораблем? (капитан)

- Кто работает на палубе? (матросы)

III. Основная часть

1. Первичный прогноз

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведение Л.Н. Толстого «Прыжок».

- Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?

- Какого жанра будет это произведение?

(первичный прогноз записывается на доске).

2. Знакомство с текстом (чтение с остановками, осмысление)

  1. Чтение до первой остановки

-Что вы узнали из этой части?

- Как вы теперь предполагаете, о чем пойдет речь дальше? Что можно добавить дальше?

(запись ответов на доске).

  1. Чтение второй части.

- Что вы узнали из этой части?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

(запись предположение на доске)

  1. Чтение третьей части.

- О чём вы прочитали?

Давайте проследим путь обезьянки.

Аршин- 0,71 м,  2 аршина- 1, 40 м.(словарная работа)

- Что можем опровергнуть? Почему?

- Давайте предположим, что будет дальше? Обосновывайте свои ответы, опираясь на текст.

  1. Чтение четвертой части.

- Что произойдет дальше? (запись ответов на доске)

  1. Чтение пятой части.

- О чем прочитали?

- Чем закончится рассказ?

(Запись ответов на доске)

  1. Чтение шестой части.

  1. Рефлексия.

- Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?

- Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ).

IV. Физминутка.

Представьте, что вы стоите на вышке в бассейне.

Приготовились к прыжку.

Поплыли брассом

Кролем

Вразмашку

Баттерфляем

По собачьи

V. Аналитическое чтение по сюжетно- композиционному треугольнику.

- Давайте вспомним, что сюжет рассказа делится на следующие композиционные части:

Давайте, разделим текст на смысловые части. Найдем вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, продолжение действия, развязку, заключение.

Какой момент самый напряженный?

Заключительная беседа.

- Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу?

- Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется?

- Почему плакал отец? (от счастья, что сын остался жив и здоров, так как он мог разбиться о палубу и мог также погибнуть в море - акулы.)

- Что вы можете сказать об отце, его поступке, почему он так поступил?

(отец был человек решительный, он очень любил своего сына)

- А почему произошла эта грустная история?

(мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство)

Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?

Упражнение в выразительном чтении каждой части (выбор тона и темпа чтения)

Рефлексия Составление синквейна

Составим синквейна об отце

  1. отец
  2. решительный, любящий
  3. спасает, стреляет, кричит
  4. Любящий отец спасает сына
  5. Капитан

Домашнее задание

- прочитать другой рассказ Толстого «Акула»

- работа в тетради

-Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...