Урок обучения грамоте "Буква Ш" (УМК "Планета знаний")
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме
Разработка урока по обучению грамоте "Буква Ш. Знакомство с буквой" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект буква Ш умк Планета знаний | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласный звук «Ш». Буква «Шш».
Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Работаем старательно, слушаем внимательно. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Вы узнаете что-то новое, полезное, важное для себя.
Актуализация знаний.
Какое время года сейчас идет? А месяц? Декабрь год кончает, зиму начинает.
Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник? ( Чудесный праздник – Новый Год. С него начинаются зимние каникулы, под Новый Год загораются разноцветные веселые огоньки елок. Каждый из нас и взрослый, и ребенок ждет от этого праздника сюрпризы, подарки, исполнения желаний).
Послушайте историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника.
- Интересный рассказ?
Это рассказ знаменитого детского писателя Виктора Драгунского «Заколдованная буква».
- Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.
Объяснение нового материала.
С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.
Схема слова шишки, один на обратной стороне доски.
Характеристика звука
(согласный, твердый, глухой)
Постановка проблемы, открытие новых знаний.
На письме звук Ш обозначается буквами Ш , ш (ша)
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша.
На что похожа буква?
Выросли три елки в ряд. Буквой «Ш» они стоят.
Буква Ш не простая, а с секретом.
И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:
Украсим елочку красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш
Отгадать загадки:
1.С неба падают зимою
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки
Белые( снежинки).
2.Растут они на ёлке,
Но это не иголки. (шишки)
3.Круглый, словно мячик
Только он не скачет –
Светит как фонарик
Очень хрупкий …(Шарик)
4.Высоко висят на ветке
Будто яркие конфетки
Очень громкие игрушки
Разноцветные …(Хлопушки)
5.Растопырила пружинка
Золотой блестящий мех,
Чтобы быть на вечеринке
Лучше всех и краше всех. ( мишура)
- Ещё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку и покажем квадратик – какой это согласный.
Какой звук Ш во всех словах - твёрдый или мягкий?
Может быть, случайно так получилось, что звук Ш твёрдый?
Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.
Значит, какой вывод можно сделать?
Вот вы и открыли секрет буквы Ш: она обозначает только один звук: твердый согласный ш.
- Какая еще буква обозначает один твердый согласны звук? (ж)
Речевая гимнастика.
Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.
Прочитайте предложение. Что это за предложение? (скороговорка). Какие звуки часто повторяются в этой скороговорке. Будем тренироваться четко произносить звуки с и ш
У Сани шары, а у Шуры сани.
1) ритмично постукивая кончиками пальцев;
2) шепотом
3)громко
4)быстро 3 раза подряд, стараясь не сбиться
Пока мы с вами занимались гимнастикой, вокруг нашей елочки собрались гости – персонажи зимних сказок.
Каждый из гостей приготовил для вас задание.
- А вот и первый герой. Угадайте, кто он.
Идет, по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? (Морозко)
Морозко дарит вам снежинки: (на них слоги и слова с изучаемой буквой Ш)
Чтение (с экрана)
эр шум шут
тэ шумок шутка
эф шумно шутит
ша шумит шутник
шум- звуки, слившиеся в нестройное громкое звучание
шумно – вести себя шумно - шуметь
ШУМЕТЬ издавать шум
ШУМОК Небольшой, еле слышный шум.
шут1 Встарину лицо при барском доме или при дворце, в обязанности к-рого входило развлекать забавными выходками господ и гостей. Придворный шут. Барский шут.
2 Комический персонаж в старинных комедиях, балаганных представлениях, паяц.
3перен. человек, паясничающий и балагурящий на потеху другим, являющийся общим посмешищем. Разыграть шута. Попасть в роль шута. Шут гороховый
ШУТКА То, что говорят или делают ради развлечения, ради возбуждения смеха, веселья, забава, шалость
шутит Весело и забавно говорить, поступать ради забавы, развлечения, не всерьез, ради шутки.
ШУТНИК Человек, любящий шутить.
1 ст. Прочитаем слоги хором. Какой слог является названием буквы?
2ст. Прочитаем хором. Какую интересную особенность заметили в слогах этой снежинки?
3ст. Прочитаем по цепочке, объясняя значение каждого слова. Что общего в этих словах?
(все связаны со словом шум – близкие по значению, родственные)
4ст. Прочитаем по цепочке, объясняя значение каждого слова. Что общего в этих словах?
(все связаны со словом шутить – близкие по значению, родственные)
Физкультминутка.
А теперь давайте отдохнем, и мы с вами на немного побудем снежинками.
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И не землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто наш следующий гость:
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле,
Она предпочитает розам,
Взращённым в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)
Она тоже приготовила для чтения слова. Но, ребята, посмотрите, из слов исчезли гласные, это Снежная королева засыпала их снегом. Попробуйте восстановить слова по согласным буквам. Добавлять другие согласные нельзя, можно добавлять только гласные.
(Кто догадался, поднимает руку).
Произносим вслух, слово появляется на экране, прочитываем.
шалаш
шишка
шиповник
Шапокляк
-Что общего в словах? (Во всех есть буква ш)
Объясни происхождение слова шиповник. (Растение названо по шипам на его ветвях). Дикая кустарниковая роза с простыми (обычно немахровыми) цветками.
-Какое слово можно выделить лишним? (Шапокляк – с заглавной буквы – имя)
Персонажем какой сказки является старуха Шапокляк?
(сказка Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка»).
Кто знает, почему героиня сказки имеет очень интересное имя?
(Слово шапокляк нерусское, оно пришло к нам из Франции. Так называют необычную шляпу, которую используют для своих выступлений клоуны. В шляпе есть секрет – маленькие пружинки. Хлопнешь по шляпе, она сожмется в блин. На голове у старухи такая же шляпка).
- А вот и следующий наш гость..
«Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко.» (Снегурочка).
Она для вас приготовила интересный рассказ:
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку. К верхним веткам дети привязали куски хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты.
Утром прилетели стайки птиц. Они весело щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
- Чтение по цепочке.
Понравился рассказ?
Кто главные герои рассказа? Какой праздник устроили ребята для зверей в лесу?
- На сколько частей поделен рассказ?
- Прочитаем 1 абзац.
- О чем говорится в 1 абзаце? (ребята наряжают елку).
- Прочитаем 2 абзац.
- О чем говорится во 2 абзаце? (звери угощаются).
- Что вы можете сказать об этих ребятах? Какие они? (добрые, любят животных, помогают им).
Как бы вы назвали этот рассказ?
- А вот как назвали свой рассказ авторы Георгий Скребицкий и Вера Чаплина: прочитайте.
- Почему они елку назвали чудесной? В чем чудо?
(Чудеса можно делать своими руками, совершая добрые поступки. Доброта творит чудеса).
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы;
Не трудно узнать
Её думы-заботы:
“Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”
И ты совершаешь
Весёлое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
А теперь подумайте, сможете ли вы стать волшебниками? Что для этого нужно сделать? (стать волшебником – проявить доброту, заботу о ком-то, отзывчивость, чуткость).
Каждый из вас может сделать доброе дело: помочь маме по дому, помочь другу, когда ему трудно, повесить кормушку для птиц.
В школе как раз проходит акция «новогоднее волшебство» (сбор книг, канцтоваров для больных детей, инвалидов). И здесь тоже можно добрым делом совершить маленькое чудо. Волшебником быть нетрудно, надо только захотеть.
Итог.
Что нового узнали на уроке?
Какие открытия сделали? Какой секрет узнали о букве Ш?
Что было особенно интересным?
Что показалось трудным?
Рефлексия: отмечают в дневниках:
Все поняли, справлялись с заданием – зеленый
Не очень понятно, не все – желтый
Плохо поняли – красный
Настроение на уроке – смайлик.
Лишь новогодние грянут фанфары,
Чудо свершится. Рассеются чары,
И наш отважный герой превратится
Снова в прекрасного юношу - принца.
В ярких шарах Новогодняя ёлка,
В праздник не хочется ей быть колючей.
Ведь где-то в ветках, в зелёных иголках,
Ждёт превращения в принца (ЩЕЛКУНЧИК).
Составить анаграммы, т. е. поменять местами буквы, чтобы получились новые слова.
шарф шутка
(фарш штука)
«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.
Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!
Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».
Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»
А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюся я.
Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они. Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Конспект урока по предмету обучение чтению (УМК: «Планета знаний» 1 класс) Тема: "Звук [э]. Закрепление изученного."
Конспект урока обучения чтению по УМК "Планета знаний" Тема: Звук [э]. Закрепление изученного. Автор учебника: Т. М. АндриановаГод издания учебника: 2010 год...
Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)
Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква Ш" (УМК "Планета знаний")
Разработка урока по обучению грамоте "Буква Ш. Знакомство с буквой" с презентацией....
Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема: «Закрепление знаний о буквах Б и П. Сопоставление букв Б и П». УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: закрепление знания учащихся о согласных буквах Б, б, П, п.; сопоставление звуков [б],[б’],[п][п’] в речи; развитие речевой и мыслительной деятельности учащ...
Урок обучения грамоте по " Планета знаний " Тема урока :Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Урок по чтению для 1 класса....