Урок обучения грамоте по " Планета знаний " Тема урока :Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Костина Ирина Владимировна

Урок по чтению для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_kl.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект   урока  (чтение,  1   класс )

 Урок   обучения   грамоте  " Планета   знаний "

Тема  урока :Звук [щ']. Буквы Щ, щ.

Цель урока: познакомится со звуком щ и буквой щ.Учится отличать звук щ и букву которая его обозначает. Учится читать слоги и слова с новой буквой)

Задачи:

  1. Познакомится с новой буквой щ., формировать представление о звуке Щ как глухом, мягком, непврном.
  2. Развивать фонематический слух, память, речь, логическое мышление, умение фантазировать, отрабатывать навык звукового анализа слов.
  3. Учить работать в группах.
  4. Воспитывать чувство коллективизма.

Ход  урока .

 1 .Самоопределение к деятельности.

1 слайд

Снег порхает и сверкает

 В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

 2. Повторение пройденного материала.

2 слайд

-Посмотрите  сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

- Давайте разделимся на 3 группы. Первый ряд - это 1 группа. Ребята собираемся у 2 парты. Второй ряд- это 2 группа. Собираемся у 2 парты. Третий ряд- 3 группа. Подходим к1 парте.

- Постарайтесь правильно разместить снежинки.

 1 группа - . Подумает, какие снежинки лягут на красную крышу,

2 группа - Подумает, какие снежинки лягут

 на синюю крышу.

 А 3 группа - какие на зелёную.

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука.  А,у обозначают твердость согласных звуков).

- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

( 1 группа оцените себя

2 группа оценить себя

3 группа оцените себя.)

3. Сообщение темы .

3слайд

- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку.  А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу,  быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

 4. Введение в тему.

4 слайд

-А что мы возьмем на рыбалку мы узнаем, когда дополним и почитаем слова на экране.

- Какие слова здесь записаны.

- Что мы возьмем на рыбалку?

(У(доч)ку, (чер)вячков, (ве)дёрочко .)

5 слайд

- Посмотрите, что общего в словах? ( 3 слога)

- Все необходимое мы с вами взяли давайте закинем удочку

6слайд

и попробуем поймать первую рыбку.

7 слайд

-Послушайте отрывок из сказки. Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби рыбу.

Изловчился и ухватил  рыбу в руку.

- Вот уха будет сладка!

Вдруг рыба говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

-Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

- Какую рыбку мы поймали? (Щуку).

Тема

-Произнесите это слово.

- Все ли звуки нам знакомы  в этом слове? Нет

-Какой новый звук вы услышали?

- Давайте определим тему урока. ( Буква щ, звук (Щ))

8 слайд

- Отталкиваясь от темы сформулируйте цель нашего урока.

9 слайд

( Цель нашего урока – познакомится со звуком щ и буквой щ.Учится отличать звук щ и букву которая его обозначает. Учится читать слоги и слова с новой буквой)

 5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ'].

(На экране Щука.)

10 слайд

- Посмотрите на экран

- Кого вы видите? ( рыбу.щуку)

-Проведем небольшую исследовательскую работу.

- Произнесите первый звук.

- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

- На что похож этот звук? (На шипение, например шарик сдувается)

- Звук [щ'] шипящий.

- Как произносится звук [щ']?(Мягко.)

- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

- Какой еще звук похож на шипение?(ш)

- Чем они различаются?( Щ- мягко, ш – тердо)

- Давайте сделаем вывод о новом звуке.( В результате нашего исследования я выяснила,что

 звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука, глухой,согласный.)

2) Фонетическая зарядка.

- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], Хлопните 1 раз в ладоши и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик,  плащ,  щека, лещ ,прощание, туча.

- Почему вы не хлопнули в ладоши. Молодцы вы

умеете слышать новый звук. Над этой проблемой мы будем и дальше работать.

3) Знакомство с буквой Щ.

11слайд

- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.

- Посмотрите на экран.

- Проанализируйте на что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

- А сейчас будет творческая работа.

-Встаньте и попробуйте изобразить эту букву с помощью рук и ног)

- Молодцы. Садитесь.

4)- А сейчас работаем в парах.

 У вас на партах лежат конверты. Откройте их.

( щет-ка. чу-де-са)

  Соберите слова из слогов.

-Какие слова у вас получились? Произнесите их.

- На какие буквы начинаются слова? А звук какой?

-А сейчас мы будем рыбаками  исследователями.

- Исследуйте первые звуки в словах и сделайте вывод.

-Сделайте вывод по своему исследованию.

( Мы выяснили, что они согласные

А мы определили, что они глухие, мягкие)

- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию.

 оцените  свою работу.

- Давайте потренируемся  правильно произносить новый звук в  скороговорке:

12 слайд

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

- Произносим медленно и шепотом, а теперь читаем выделяем голосом слова где есть звук щ

-Произнесите скороговорку с восклицательной интонацией, а теперь с вопросительной.

- Пока мы с вами работали со скороговоркой буква ща пошла в гости к гласным .Только не ко всем гласным она зайдет.

13 слайд

- Прочитайте  хором слоги на экране.( ща.щу,щи,ще,ще)

- Какие гласные буквы нам  встретились?

-К каким гласным щ не пойдет , с кем она не дружит? ( ы,о,ю,я,э)

-Обратите внимание на слоги ща,щу.

- Произнесите их.

- Что заметили?

- Какое правило мы с вами уже знаем? Чу.ча

14 слайд

= Давайте дополним правило. Ча-ща,чу-щу

15 слайд

5) - Откройте азбуку на стр.97

-Давайте прочитаем правило в учебнике .

Читаем хором.

Запомните это правило.

6) Работа по букварю.

16 слайд

-Потренируемся читать слова с новой буквой.

- Прочитаем первый столбик хором.

- Что такое чаща? (Густой лес)

- Найдите общий признак этих слов? ( 4б,4зв, 2 слога, 1 слог ударный)

-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

- Прочитаем третий столбик. Чем отличаются эти слова? (Различаются первой буквой).

 

- Подготовьтесь читать четвёртый столбик.

- В словах  начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.

- Найдите и прочитайте слова которые отвечают на вопрос : кто?, что?, что делать?

- Найдите слова с новым правилом и прочитайте их.

- Какое здесь правило?

-Среди этих слов на крючок попалась ещё одна рыба .

- Найдите её название.

- Какую рыбу мы поймали? (Леща).

-Исследуйте схему этого слова.

-Какой вывод сделаем.

-Оцените себя.

- Давайте отдохнем.

17 слайд

 ФИЗМИНУТКА.( для глаз)

-

6.Формирование навыков чтения.

18 слайд

- Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

19 слайд

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

- Рассмотрите иллюстрации  в учебнике.

- Какой вы увидели щуку?( Злая, хищная, зубастая)

- А про леща можно так сказать? (нет)

- А вот  Даша  и Катя подготовили научно- исследовательскую работу. Давайте послушаем их.

20- 34слайд

- Спасибо вам .Садитесь.

35слайд

-Давайте вспомним сочетание букв сч  обозначает какой звук? Прочитайте правильно

36слайд

Прочитайте считалочку про себя .а сейчас вслух, давайте хором прочитаем.

- Посчитайтесь в парах.

-Оцените себя.

-Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

- А как вы думаете для чего нужны считалочки в игре?

- А кто знает другие считалочки?

- Давайте посчитаемся .

8. Итог урока.

-Наш урок-рыбалка подошел к концу. Подведём итог.

37слайд

- Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ...

- Сегодня на уроке научился(лась)

 лучше делать(что?) . ..

-Сегодня неожиданным для меня стало( что?) ..

38 слайд

А сейчас,

-Кому было на уроке  всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

- Ребята посмотрите сколько много рыбы мы с вами наловили.

-Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)

Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"

•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."

Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з.  Тип урока. Урок ...