Урок обучения грамоте по " Планета знаний " Тема урока :Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (чтение, 1 класс )
Урок обучения грамоте " Планета знаний "
Тема урока :Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
Цель урока: познакомится со звуком щ и буквой щ.Учится отличать звук щ и букву которая его обозначает. Учится читать слоги и слова с новой буквой)
Задачи:
- Познакомится с новой буквой щ., формировать представление о звуке Щ как глухом, мягком, непврном.
- Развивать фонематический слух, память, речь, логическое мышление, умение фантазировать, отрабатывать навык звукового анализа слов.
- Учить работать в группах.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока .
1 .Самоопределение к деятельности.
1 слайд
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
2. Повторение пройденного материала.
2 слайд
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
- Давайте разделимся на 3 группы. Первый ряд - это 1 группа. Ребята собираемся у 2 парты. Второй ряд- это 2 группа. Собираемся у 2 парты. Третий ряд- 3 группа. Подходим к1 парте.
- Постарайтесь правильно разместить снежинки.
1 группа - . Подумает, какие снежинки лягут на красную крышу,
2 группа - Подумает, какие снежинки лягут
на синюю крышу.
А 3 группа - какие на зелёную.
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука. А,у обозначают твердость согласных звуков).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
( 1 группа оцените себя
2 группа оценить себя
3 группа оцените себя.)
3. Сообщение темы .
3слайд
- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку. А чтобы рыбалка была удачной вы должны
помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.
4. Введение в тему.
4 слайд
-А что мы возьмем на рыбалку мы узнаем, когда дополним и почитаем слова на экране.
- Какие слова здесь записаны.
- Что мы возьмем на рыбалку?
(У(доч)ку, (чер)вячков, (ве)дёрочко .)
5 слайд
- Посмотрите, что общего в словах? ( 3 слога)
- Все необходимое мы с вами взяли давайте закинем удочку
6слайд
и попробуем поймать первую рыбку.
7 слайд
-Послушайте отрывок из сказки. Узнаете, что за рыба попалась на крючок.
Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби рыбу.
Изловчился и ухватил рыбу в руку.
- Вот уха будет сладка!
Вдруг рыба говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
-Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).
- Какую рыбку мы поймали? (Щуку).
Тема
-Произнесите это слово.
- Все ли звуки нам знакомы в этом слове? Нет
-Какой новый звук вы услышали?
- Давайте определим тему урока. ( Буква щ, звук (Щ))
8 слайд
- Отталкиваясь от темы сформулируйте цель нашего урока.
9 слайд
( Цель нашего урока – познакомится со звуком щ и буквой щ.Учится отличать звук щ и букву которая его обозначает. Учится читать слоги и слова с новой буквой)
5. Работа над новым материалом.
1) Вычленение звука [щ'].
(На экране Щука.)
10 слайд
- Посмотрите на экран
- Кого вы видите? ( рыбу.щуку)
-Проведем небольшую исследовательскую работу.
- Произнесите первый звук.
- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).
- На что похож этот звук? (На шипение, например шарик сдувается)
- Звук [щ'] шипящий.
- Как произносится звук [щ']?(Мягко.)
- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).
- Какой еще звук похож на шипение?(ш)
- Чем они различаются?( Щ- мягко, ш – тердо)
- Давайте сделаем вывод о новом звуке.( В результате нашего исследования я выяснила,что
звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука, глухой,согласный.)
2) Фонетическая зарядка.
- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], Хлопните 1 раз в ладоши и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.
Ящик, плащ, щека, лещ ,прощание, туча.
- Почему вы не хлопнули в ладоши. Молодцы вы
умеете слышать новый звук. Над этой проблемой мы будем и дальше работать.
3) Знакомство с буквой Щ.
11слайд
- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.
- Посмотрите на экран.
- Проанализируйте на что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)
- А сейчас будет творческая работа.
-Встаньте и попробуйте изобразить эту букву с помощью рук и ног)
- Молодцы. Садитесь.
4)- А сейчас работаем в парах.
У вас на партах лежат конверты. Откройте их.
( щет-ка. чу-де-са)
Соберите слова из слогов.
-Какие слова у вас получились? Произнесите их.
- На какие буквы начинаются слова? А звук какой?
-А сейчас мы будем рыбаками исследователями.
- Исследуйте первые звуки в словах и сделайте вывод.
-Сделайте вывод по своему исследованию.
( Мы выяснили, что они согласные
А мы определили, что они глухие, мягкие)
- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию.
оцените свою работу.
- Давайте потренируемся правильно произносить новый звук в скороговорке:
12 слайд
Щука проглотила щётку.
Щётка ей щекочет глотку.
- Произносим медленно и шепотом, а теперь читаем выделяем голосом слова где есть звук щ
-Произнесите скороговорку с восклицательной интонацией, а теперь с вопросительной.
- Пока мы с вами работали со скороговоркой буква ща пошла в гости к гласным .Только не ко всем гласным она зайдет.
13 слайд
- Прочитайте хором слоги на экране.( ща.щу,щи,ще,ще)
- Какие гласные буквы нам встретились?
-К каким гласным щ не пойдет , с кем она не дружит? ( ы,о,ю,я,э)
-Обратите внимание на слоги ща,щу.
- Произнесите их.
- Что заметили?
- Какое правило мы с вами уже знаем? Чу.ча
14 слайд
= Давайте дополним правило. Ча-ща,чу-щу
15 слайд
5) - Откройте азбуку на стр.97
-Давайте прочитаем правило в учебнике .
Читаем хором.
Запомните это правило.
6) Работа по букварю.
16 слайд
-Потренируемся читать слова с новой буквой.
- Прочитаем первый столбик хором.
- Что такое чаща? (Густой лес)
- Найдите общий признак этих слов? ( 4б,4зв, 2 слога, 1 слог ударный)
-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).
- Прочитаем третий столбик. Чем отличаются эти слова? (Различаются первой буквой).
- Подготовьтесь читать четвёртый столбик.
- В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.
- Найдите и прочитайте слова которые отвечают на вопрос : кто?, что?, что делать?
- Найдите слова с новым правилом и прочитайте их.
- Какое здесь правило?
-Среди этих слов на крючок попалась ещё одна рыба .
- Найдите её название.
- Какую рыбу мы поймали? (Леща).
-Исследуйте схему этого слова.
-Какой вывод сделаем.
-Оцените себя.
- Давайте отдохнем.
17 слайд
ФИЗМИНУТКА.( для глаз)
-
6.Формирование навыков чтения.
18 слайд
- Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.
19 слайд
Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
- Какой вы увидели щуку?( Злая, хищная, зубастая)
- А про леща можно так сказать? (нет)
- А вот Даша и Катя подготовили научно- исследовательскую работу. Давайте послушаем их.
20- 34слайд
- Спасибо вам .Садитесь.
35слайд
-Давайте вспомним сочетание букв сч обозначает какой звук? Прочитайте правильно
36слайд
Прочитайте считалочку про себя .а сейчас вслух, давайте хором прочитаем.
- Посчитайтесь в парах.
-Оцените себя.
-Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).
- А как вы думаете для чего нужны считалочки в игре?
- А кто знает другие считалочки?
- Давайте посчитаемся .
8. Итог урока.
-Наш урок-рыбалка подошел к концу. Подведём итог.
37слайд
- Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ...
- Сегодня на уроке научился(лась)
лучше делать(что?) . ..
-Сегодня неожиданным для меня стало( что?) ..
38 слайд
А сейчас,
-Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.
- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.
- Ребята посмотрите сколько много рыбы мы с вами наловили.
-Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)
Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Звук и буква Мм" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа".
Презентация к изучению первого согласного звука М....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"
•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."
Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з. Тип урока. Урок ...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....