Русские народные сказки.
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya2.ppt | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На протяжении веков многие книги появлялись и исчезали: одни -оставались хотя бы строкою в памяти человечества, другие – навсегда растворялись в небытии. Но наряду с самыми великими достижениями человечества бережно хранились…сказки. Как на драгоценный стержень, нанизывались на них мудрость, и со временем они становились не только поучением, но и своего рода завещанием.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Эти слова только услышишь – сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка. Что такое сказка? Сказка – сказывать – сказитель – рассказывать. Значит, сказка – рассказывается, сказывается сказителем. Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим фамилий авторов, потому что автор народных сказок – народ.
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. У многих сказок есть присказки. Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба».
Сказки бывают разные Разновидности сказок (по содержанию) Волшебные, или фантастические Сказки о животных Бытовые
Волшебные сказки, или фантастические Тут действуют такие герои, как Баба Яга, Кощей Бессмертный; чудесные предметы – скатерть – самобранка, гусли – самоигры и т.д. Волшебным сказкам свойственно троекратное повторение какого-либо эпизода.
Сказки о животных Самый распространенный вид сказок . Звери, птицы в них похожи и не похожи на настоящих.
Бытовые сказки В них речь идет о жизни бедного мужика, ловкого солдата. Бытовая сказка, хотя некоторые сюжеты имеют древнее происхождение, моложе других, а волшебная сказка зародилась так давно, что… ни в сказке сказать, ни пером описать.
Анкета Для определения роли сказок нами была проведена анкета среди учащихся начальных классов. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: На кого из героев сказок ты хотел бы быть похожим? Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошим: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему? Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты её попросил? Зачем сказка нужна человеку?
Анализ анкет показал, что у учащихся в качестве героев для подражания (вопросы 1 и 2) преобладают Иван-Царевич, Илья Муромец, Добрыня Никитич (у мальчиков), Марья-краса, Василиса Прекрасная (или Премудрая), Царевна (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость. Ответы на 3-й вопрос позволили определить потребности социальные и материальные. Дети попросили бы «много денег», «сотовый телефон», «машину», «компьютер» и т.д. Ответы на 4-й вопрос позволили определить понимание ребенком значимости сказки в его жизни. Большинство детей считают, что сказки веселят, их хорошо слушать, смотреть и даже хорошо засыпать под них, сказка помогает отличить хорошее от плохого, быть дружелюбным и не быть злым и жадным.
Викторина «Как стать сказочником» Как звали одного из братьев в сказке «Два Мороза»: а) Мороз – Зеленый нос; б) Мороз – Синий нос; в) Мороз – Белый нос. 2.Какое яблоко предложила съесть яблонька девочке из сказки «Гуси – лебеди»: а) печеного; б) зеленого; в) лесного. 3.Кого испугались водоносы из сказки «У страха глаза велики»: а) медведя; б) лисы; в) зайца. 4.Чем смазала горлышко петушку курочка из сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) маслицем; б) мазью; в) касторкой. 5.Кому девочка дала кашки в сказке «Гуси – лебеди»: а) ёжику; б) зайчику; в) мышке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...