"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_winrar.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.
Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Ход урока:
- Орг.момент
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
- гласит китайская мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
- Речевая разминка:
- (на доске записаны столбики слов)
купать молодость кажется его артиллерия
купаться молодой казаться своего артиллерист
купальня молодого показаться прежнего артиллериста
- ребята, готовим наш речевой аппарат к чтению. Перед вами столбики слов. Сначала слова каждого столбика читаем медленно, выразительно проговаривая каждое слово, затем быстрее, но все так же выразительно, а затем еще быстрее.
- посмотрите на эти столбики. Значение каких слов вам не понятно? (уточняем значение непонятных слов в « Справочной»)
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия .
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
2) (На доске записаны 2 столбика)
Бледный как полотно остолбенеть
Замереть от страха сильно гребя
Сгибая вёсла быть испуганным
- в первом столбике записаны устойчивые словосочетания, а во втором – их значения. Но слова второго столбика перепутались… Найдите значения, соответствующие словосочетаниям.
III. Подготовка к первичному восприятию:
Кто из хищников морских
Так опасен для других,
Когда в поисках обеда
Мчится быстро, как торпеда?
- ребята, как вы думаете, с какой интонацией нужно прочитать эту загадку? Почему?
(Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх))
- вот оно «Слово - магнит» - СТРАХ. Подберите к нему синонимы. (ужас, испуг, паника)
- давайте вновь обратимся в справочную, чтобы узнать информацию об акуле.
(сообщение об акуле)
- какая это информация? Почему? (научно-познавательная, излагаются факты)
- С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке?
(На коробке портрет писателя)(Л.Н. Толстой)
- Молодцы, но для того, чтобы узнать, как называется произведение, которое мы сегодня будем читать – необходимо раскрыть тайны.
(В коробке напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю)
5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей
22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть
82 – Л.Н. толстой прожил 82 года
Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.
-А вот и название произведения, но только хитрый ящик решил нас запутать и перемешал в названии все буквы.
- Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно и будет являться названием нашего произведения.
(На экране.)
- сегодня мы будем знакомиться с рассказом Л.Н. Толстого «Акула».
- как вы думаете, почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение «Акула»?
- в конце урока мы вернёмся к этому вопросу.
IV. Первичное восприятие:
(задание перед чтением рассказа:
- какой это рассказ – художественный или научно-познавательный)
- открываем учебники на с. 56 и начинаем читать.
(читаю по логически законченным частям)
Физкультминутка:
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
V. Чтение-анализ:
- мы прочитали рассказ. Какой он? (Художественный, т.к. есть чувства, переживания людей)
- кто является главными героями рассказа «Акула»? (мальчики, артиллерист, матросы)
- даёт ли автор имена мальчикам? Артиллеристу? Почему? (Он не имеет в виду какого-то конкретного человека)
- где происходит действие рассказа? (У берегов Африки)
- давайте проследим за изменениями, которые происходили со сменой событий. Найдите в тексте, как изменялась погода в течение дня?
- почему взрослые матросы купались в купальне? Что она собой представляла? Найдите в тексте.
- с какой целью купались матросы? (охладиться)
- а мальчики? (посоревноваться)
- как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? (любовался, подзадоривал, гордился)
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
- покажите цветом, какое у него было в этот момент настроение.
- почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (нет, он опытный)
- как изменилось настроение артиллериста с появлением акулы? Покажите цветом.(он сильно испугался)
- какое настроение было в этот момент у ребят? Почему? (хорошее, они ещё не видели акулы)
- когда произошла смена настроения ребят? (когда один оглянулся)
- Что предприняли матросы?
( Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула была не дальше двадцати шагов)
Уч. Почему , когда все пытались спасти мальчиков ,отец ,одного из них , стоял на палубе и ничего не предпринимал?
( Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына . Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны)
- что вывело артиллериста из оцепенения? (визг ребят)
- найдите в тексте описание поведения артиллериста, после того, как он услышал визг.
- Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент?
(Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков.)
Уч. Прочитайте. Как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил ?
( Раздался выстрел, и мы увидели ,что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
Уч. Почему он так сделал?
(Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто.)
Уч. Тогда зачем он принял решение стрелять?
( В этой ситуации это всё, что он мог сделать для мальчиков.)
- найдите в тексте поведение артиллериста после выстрела.
- что вывело артиллериста из ступора? (крик)
- сравните слова, которыми автор описывает выход артиллериста из оцепенения в первый и во второй раз. Найдите их в тексте. (Визг – испуг, крик – радость)
- Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он?
(Сильный духом человек, мужественный, решительный, опытный.)
- Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение?
( Нет, но когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость,ответственность придали ему уверенности .)
- а что можно сказать о мальчиках? Об их решении купаться в открытом море?
VI. Обобщающая беседа:
- давайте ещё раз вернёмся к названию. Оправдались ли ваши предположения?
( Потому что на появлении акулы основан сюжет рассказа)
(работа в группах)
- у вас в учебнике есть картинный план этого рассказа. Давайте в группах постараемся выбрать из предложенных заголовков правильную последовательность и наклеить на отчетный лист.
VII. Рефлексия:
- Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: если не затронуло - синий, если затронуло - жёлтый, а если произвело сильное впечатление - красный.
VII. Итог урока:
- всегда ли в жизни легко выбрать правильное решение?
- ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом? Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям, как переживают родители за детей, как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент, как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.
- молодцы
VIII. Домашнее задание:
- разделить текст на части в соответствии с планом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....
«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
laquo;Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»...
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...
Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.
Разработка урока литературного чтения в 4 классе (УМК "Перспектива"). Комбинированный урок с использованием технологи критического мышления, выполнение краткосрочных проектов....
Технологическая карта урока литературного чтения "Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цель урока: отработка умения самостоятельно охарактеризовать герояЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) продолжать отрабатывать умение охарактеризовывать героев.2) учить умению характериз...