«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Методическая разработка урока по литературному чтению.

 Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   

2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного,

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Включать учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.

3.Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n._tolstoy._akula.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». 

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого  

2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного,

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Включать учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.

3.Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование урока:

Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для 4 класса.

Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ефросинина Л.А. Литературное чтение:  4 класс:  

Выставочный стенд с книгами  Л.Н. Толстого.

Карандаши, листочки для моделирования обложки. Компьютерная презентация урока.

Карточки для самостоятельного целеполагания и рефлексии.

Ход урока (35 минут):

  1. Вступительное слово учителя(3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Сейчас мы с вами убедимся в том, что   произведения Л.Н. Толстого известны каждому из вас с детства. Я буду  читать строки из домашнего произведения, а вы его заканчиваете:

Дети слушают учителя.

Дети заканчивают каждое  задание:

2.Самостоятельное целеполагание и формулирование темы (4 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Прежде, чем мы начнём работать, ответьте мне на такой вопрос: какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления «Табло желаний» следующие карточки:  Хочу: -слушать; -играть; -читать; -узнавать новое; -рассуждать;

-решать задачи; - выделять орфограммы; -рассказывать.

-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

- Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

-Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются, что  прямоугольник – это «заместитель» жанра  произведения. Самостоятельно формулируют тему урока:

- Мы  будем работать с произведениями  Л.Н. Толстого

        3.Подготовка к восприятию произведения (2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-  Послушайте  рассказ  Л.Н. Толстого «АКУЛА»

-Что вы представляете, когда слушаете произведение?

Учащиеся высказывают свои мысли, передают ощущения, делятся впечатлениями.

4.Слушание (2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель читает  рассказ  Л.Н. Толстого «АКУЛА»

Дети слушают чтение учителя, при этом их книги закрыты.

5.Выявление первичного восприятия(2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Понравилось вам произведение? Почему?

Ученики высказывают своё мнение.

6.Работа с содержанием произведения(3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Постарайтесь вспомнить ваши детские ощущения.

-  Подумайте, почему рассказ так озаглавлен. Что такое рассказ?

Ученики высказывают своё мнение.

7. Физминутка (3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Дети исполняют песню «Чему учат в школе»

8.Моделирование обложки и работа с готовой моделью (11 минут):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Что я вам читала?

-Правильно, это  рассказ. Поставим на листочке «заместитель»-  прямоугольник. О ком был этот рассказ?

- Закрасим  прямоугольник  в жёлтый цвет.

-  Имя и фамилию автора вы знаете: это Лев Николаевич

 - Покажите фамилию автора.

- Прочитайте фамилию автора: Толстой

-Прочитайте название  произведения.                                                   

- Теперь, когда мы закончили моделировать обложки, на нашей выставке появилась ещё одна книга, в которой каждая страничка – это ваша работа. (Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка которой выполнена учителем.)

-Где эта книга была создана?

 Обучающиеся отвечают, что  рассказ

Дети определяют, что  рассказ о ребенке.

Обучающиеся показывают «заместитель» в верхней части модели обложки).

Ученики читают.

Дети показывают «заместитель» и читают название. Л.Н. Толстой. «Акула».

Обучающиеся отвечают: « В городе  Белгороде. В МБОУСОШ № 35».

                                   9. Рекомендации для самостоятельной работы (1 минута):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Сегодня на уроке вы побывали в роли слушателей, создателей книги. Хотите побыть ещё и  иллюстраторами? Вы сможете попробовать свои силы в этом роде деятельности дома и нарисовать иллюстрацию к прослушанному произведению.

 

                                                10. Рефлексия(3 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Сейчас мы превратим «Табло наших желаний» в «Табло  результатов» урока. Прикрепите, пожалуйста, к центральной фигуре

У меня получилось: слушать, читать, рассказывать, анализировать,…

Заполняют «Табло результатов» (примерно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»

На уроке продолжается  знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.  Обучающиеся учатся  находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...

Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».

Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...