Урок по теме В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение часть 2, «В одном счастливом детстве», 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение часть 2, «В одном счастливом детстве», 3 класс.
Продолжительность: 40 минут.
Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством
талантливого детского писателя В.Ю. Драгунского;
познакомить детей с идейным смыслом рассказа; произвести
анализ данного произведения.
Задачи урока: 1. Образовательные: продолжить знакомство детей с
творчеством В.Драгунского, его произведением «Кот в
сапогах»; формировать умение прогнозировать
содержание произведения на основании заглавия,
иллюстрации; определять жанр, характер и идею
произведения; совершенствовать навыки качества чтения:
правильность, беглость, выразительность.
2. Развивающие: развивать умение работать с заглавием
произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла,
соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
развивать умения выделять главную мысль
произведения в целом; развивать умение отвечать на
предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя,
по содержанию прочитанного, самостоятельно
прогнозировать содержание, использовать выборочное
чтение для подтверждения определённой мысли;
развивать речь, коммуникативно-речевые умения,
мышление, память, интерес к произведениям писателя;
обогащать словарный запас, через обсуждение
прочитанного.
3. Воспитательные: создать условия для воспитания интереса
к миру детской художественной литературы и жизни
талантливых людей; воспитывать чуткое и бережное
отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить;
воспитывать усидчивость,взаимоуважение, взаимовыручку
воспитывать умение работать дружно, согласованно с
одноклассниками.
4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности
каждого ученика, благоприятный психологический климат;
предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки с заданием,
портрет писателя,
ТСО: компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной
презентацией.
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечания | |
I. Первичный синтез. | 1. Подготовка к первичному восприятию. Задача: Актуализация знаний о В.Ю. Драгунском. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка. | 1. Организация детей на занятие. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Как вы думаете, чем мы будем на нем заниматься? | Слайд № 1 Дети ставят цели. (регулятивные -целеполагание) |
2.Проверка домашнего задания. - На предыдущем уроке литературного чтения вам было задано выучить стихотворение. (На доске картинка ёлки без украшений) Почему здесь появилась ёлка, ведь Новый год уже давно прошел? (На прошлом уроке изучали произведение А.Барто “В защиту Деда Мороза”) Какие стихи или стихотворные строчки про Деда Мороза у вас получились? Какие новогодние пожелания вы приготовили? (Дети их выполняли в виде ёлочных украшений и после зачитывания украшают ими нарисованную ёлку) . 3. Постановка учебной задачи, сообщение темы. Как вы думаете, будет ли уместна ёлка при знакомстве со следующим произведением? Прочитайте название произведения с доски. Читали ли вы произведение с таким названием? Кто автор? К какому жанру относится произведение Ш.Перро “Кот в сапогах”? Есть ли еще произведение с таким названием? Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? Почему? - Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. 4. Рассказ об авторе. (Приложение №2,3) | Прием: акцентное выслушивание. Регулятивные-контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные-прогнозирование Прием: знакомство с биографией автора. Слайд № 2 | ||
. | |||
5. Подготовительная работа. - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.Ю. Драгунского. Откройте учебники. Прочитайте название следующего произведения и рассмотрите иллюстрацию в учебнике, помещенную перед рассказом. Прочитайте ключевые слова: закончили четверть карнавал в костюме Предположите, о чем говорится в произведении? Кто его герои? Из какого сборника это произведение? («Денискины рассказы») Кто главный герой произведений В. Драгунского? (Дениска) По жанру, что это за произведение? | Слайд №3 Прием: прогнозирование текста на основе заголовка. (регулятивные умения) Слайд № 4 Слайд №5 | ||
2. Первичное восприятие текста. Задача: Создать условия для полноценного восприятия текста. | Для целостного восприятия текста дети слушают чтение подготовленных детей. Учебники закрыты. | Приемы: эмоциональное и интонационное вслушивание в текст. Коммуникативные действия: -планирование учебного сотрудничества | |
3. Проверка первичного восприятия текста. Задача: Определить, понятны ли детям основные эмоциональные доминанты текста. | Вопросы: Подтвердились ли наши предположения? Какое это произведение: грустное или весёлое? (веселым, грустным, торжественным и т.д.). -Что особенно понравилось в этом рассказе? - Что хотели бы перечитать? | Прием: вопросы. Коммуникативные постановка вопросов и познавательные | |
II. Анализ произведения. | 1. Анализ предметного содержания. | 6. Чтение и анализ произведения. 1). Словарная работа. - Прежде чем перечитать рассказ. Уточним значения некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? (Карнавал, бахилы). - Что, по вашему мнению, означает слово «карнавал»? - От какого слова оно произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах). - Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги). 2)Чтение по цепочке 1 части. - Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения. 7. Физкультминутка Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется... Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянулись, улыбнулись. 8.Вопросы после чтения. Какие слова доказывают, что Дениска сильно скучал по маме? Почему он забыл об утреннике? Почему в одних бахилах Дениска был смешон? Что дополнило его костюм? (Соломенная шляпа). Представьте Дениску в сапогах и шляпе, какое название костюма предложили бы вы? Какие предложения были у Дениски и Мишки? Почему же сами они их отвергли? Как они нашли название Денискиному костюму? Чего не хватало «коту»? Какой хвост появился у «кота»? (Толкование слов горжетка и керогаз.) 9.Чтение 2-й части : Кто получил 1-е место за костюм? Почему? Почему все смеялись, когда Дениска спотыкался? Почему Дениска отдал Мишке одну из книжек? Как вы думаете, кого не хватало Дениске все эти дни? 8. Анализ произведения. - От чьего лица ведется речь в этом рассказе? Если вы помните название цикла рассказов Драгунского, то сможете назвать имя этого мальчика. - Кто главные герои этого произведения? - Где происходит событие? - Когда происходит? - С чего начались, как развивались и чем завершились события? | Приемы: «стол находок» (поиск и анализ удививших слов и словосочетаний), толкование лексического значения слов. Слайд № 6 Познавательные Добывать знания Слайд № 7 Слайд № 8, 9 Приемы: Данный вид чтения обусловлен спецификой жанра произведения – рассказ. Слайд № 8 коммуникативные познавательные Слайд №10, 11 Слайд №12 познавательные Слайд № 13 Приемы: содержательный, структурный, языковой анализ произведения; выборочное чтение текста. Слайд № 14 Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Слайд № 15,16 |
2. Анализ подтекста. Задачи: Определить причинно – следственные связи, соотнести мотивы поведения героев с их поступками. | - Почему Дениска забыл про карнавал? - Чем же так сильно занят Дениска? - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме? - Какое у него настроение – приподнятое или, наоборот, подавленное, невеселое? - Как вы оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма? - Почему вожатая Люся выбрала призером именно Дениску? | ||
3. Анализ образов. | - каким вы представляете себе Дениску? -О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ. - Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ. - Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ. | ||
III. Вторичный синтез. | 1.Работа над основной мыслью (идеей произведения). | - Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ. - В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ. Приложение № 4) 9. Работа с пословицами. - Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать. (Работа проводится по группам). Даны пословицы: Ум хорошо, а два лучше. Шутке – минутка, делу – час. Без беды друга не узнаешь. - Итак, главную мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь». 2. Итог урока. Вернемся к началу урока. -Так о чем говорится в произведении? - Какое настроение заключено в рассказе «Кот в сапогах»? - Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа? - С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство? - Что нового вы узнали о жизни В.Ю. Драгунского? - Чему научил вас рассказ В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»? (дружбе) Мишка и Дениска в рассказах В. Драгунского - друзья. Как вы это понимаете? Что это значит? 3. Домашнее задание. Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа Нарисовать себя в костюме на празднике Нового года. | Слайд № 17 Слайд № 18 Приемы: обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческого задания по следам прочитанного; выявление основной мысли с помощью пословиц, уточнение читательской позиции детей. Слайд № 19 Слайд № 20 Слайд № 21 |
Приложение № 3
В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать и на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, и перевозить пассажиров на лодке через Москву-реку. Был он и цирковым клоуном, затем стал актёром театра и кино, дорос до руководителя замечательного маленького сатирического театра «Синяя птичка»…» Для сцены и арены В.Драгунский начал писать в сороковых годах фельетоны, миниатюры, скетчи.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так назвали сына. В 2009 году «Денискиным рассказам» исполнилось 50 лет.
Приложение № 4
1. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V
о жизни Дениски во время каникул;
о том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах;
об отношениях Дениски с его другом и близкими (мамой, папой);
о школьном карнавале.
2. Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V
Дениска не любит читать;
Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду;
Мишка очень любит «Дядю Стёпу»;
У Дениски дома уже есть «Дядя Стёпа».
3. Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V
гордость: получил премию за лучший костюм;
облегчение: наконец-то снял неудобный костюм;
радость: наконец-то скоро приедет мама;
огорчение: жалко книжку, отданную Мишке.
4. Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V
Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями;
Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм;
Всё, что у тебя есть, надо с другом делить пополам;
Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться.
5. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V
Сказка за сказкой;
Рассказы о дружбе;
Стихи о дружбе;
Исторические рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. В. Ю. Драгунский "Кот в сапогах" 3 класс УМК "Гармония"
Материал содержит конспект урока, презентацию, аудиозапись произведения, воспоминания сына писателя - Дениса Драгунского....
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой УМК «Гармония» Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интерес...
Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах». Предмет: литературное чтение.Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник: Кубасо...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В. Драгунский. Кот в сапогах"
Цель: - проверить первичность восприятия произведения; - совершенствовать работу над беглостью...
Конспект урока на тему:"В.Ю.Драгунский.Он живой и светится." 3 класс
конспект урока по литературному чтению...
Технологическая карта урока по теме: "К.В.Драгунская «Крайний случай» 4 класс "Школа 2100"
Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи: 1. Совершенствовать предметные умения:Аудирование (слушание)- восприним...
Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"
Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....