Тема | К.В.Драгунская «Крайний случай» |
Цели
| Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой. Задачи: 1. Совершенствовать предметные умения: Аудирование (слушание) - воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя; - отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции; - определять жанр произведения; Чтение - предполагать содержание по заглавию, иллюстрации; - вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую. - объяснять выбор автором заглавия; - вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту; - формулировать главную мысль; - находить в тексте материал для характеристики героя. Культура речевого общения - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; Культура письменной речи - создавать письменный текст (рассуждение). 2. Формировать УУД: - прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД); - формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД); - задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли |
Основные понятия | Рассказ, сказка, околесица, счастье, сострадание |
Приёмы ТРКМ | «Прогнозирование, предполагание, поиск информации» |
Ресурсы: – основные
– дополнительные | - учебник «Литературное чтение. 4-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – задания для групп – алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
ВЫЗОВ |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока.
| Проговорить правила поведения на уроке. Проговорить правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
Выбрать девиз урока.
Определить тип урока.
|
Эпиграфом нашего урока я выбрала высказывание Истинное сострадание исходит из глубины сердца, оно вдохновляет человека на добрые поступки, не требуя ничего взамен. Я хочу у вас спросить, как вы понимаете значение этого слова. Что такое сострадание?
.- Часто ли вы сталкиваетесь в жизни с проявлением сострадания? Какое чувство является противоположным состраданию? Правильно-равнодушие. А чего больше в нашей жизни, сострадания или равнодушия?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? | Проговаривают стихотворение
– Правила поведения на уроке. – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
Ученики отвечают на вопросы, думают, приводят примеры Сострадание это… Ответы учеников Помогать бездомным Помогать старикам Равнодушие
Мы будем говорить о сострадании и равнодушии. | Определять жанр произведения.
Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации
Объяснять выбор автором заглавия. | Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Проводить доказательство (Познавательные УУД). Прогнозировать (Регулятивные УУД). Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).
|
II. Работа с текстом до чтения (7 мин) Формулировка темы урока, постановка цели (8 мин.). Цели: – сформулировать тему урока; – организовать постановку целей урока с помощью учителя. | Сформулировать тему.
Определить знания по теме.
Определить цель урока. | 1. Антиципация (прогнозирование содержания) - А помогут нам в этом герои произведения Ксении Драгунской «Крайний случай». - Откройте учебники на стр.203 - Попробуйте определить, произведение какого жанра мы будем читать? - Докажите, что это рассказ. -Какие еще есть версии? Как нам проверить эти версии? Значит первый вопрос у нас уже есть - Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа? - Как вы думаете, что произойдет с героями? - Прочитайте название рассказа. Что значит крайний случай? - Какой вопрос вы хотите задать автору - Как вы сами думаете? 2. Постановка цели - На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте? Вопросы напечатаны на листах формата А
– Какую ставим цель? |
- Мы будем читать рассказ. - Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации. После чтения произведения, вернемся к этому вопросу. -В каком жанре написано произведение «Крайний случай?»
- Мальчик, папа, мама, собака
- Предположения детей…
- Крайний случай – если не остается другого выхода, последняя мера.
- Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»? Высказывают свои предположения. Возможно, предположений не будет.
-Герои в рассказе проявят сострадание или равнодушие?
- Найти ответы на наши вопросы в тесте рассказа | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
| Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) . Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Прогнозировать (Регулятивные УУД).
Оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).
|
III. Работа с текстом | 1.Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.
| Словарная работа :эрдель, пойнтер, крайний случай Какие породы собак вы знаете? В тексте встретятся такие породы – пойнтер и эрдель. По́йнтер - порода гладкошерстных пятнистых собак, выведенная для охоты. Эрдель – порода собак с жесткой волнистой шерстью. Хороший спутник для туристов, археологов и геологов. Крайний случай – если не остается другого выхода, последняя мера. Организует работу с текстом (Приложение). Организует чтение с остановками и с заданием по выбору: «отметить как меняется настроение главного героя» «отметить необычные слова и выражения» «отметить эпизоды, где захотелось улыбнуться»
|
Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». Выполняют задание по ходу чтения по выбору: 1. Отметить, как меняется настроение героя. 2. Подчеркнуть необычные слова и выражения. 3.Эпизоды, где хочется улыбнуться.
| Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию. | Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Прогнозировать (Регулятивные УУД).
Оценивать поступки героев (Личностные УУД)
Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).
|
|
ОСМЫСЛЕНИЕ
|
2. Обобщающая беседа
Самооценка по алгоритму, используя критерии.
|
- Вспомним, на какие вопросы искали ответ. Обращает внимание на вопросы на доске.
1.Произведение какого жанра мы прочитали? - рассказ - сказка - околесица, чепуха
2.Почему автор назвал произведение «Крайний случай?»
3.Кто в рассказе проявил сострадание, а кто равнодушие?
Вместе с учениками договаривается о критериях оценивания самостоятельной работы, записывает их на доске. |
-В каком жанре написано произведение «Крайний случай?»
- Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»?
-Герои проявят сострадание или равнодушие?
1. рассказ (действие происходит с обычными людьми) - сказка (говорящая собака и дождь) - околесица, чепуха (Нос Дарьи Павловны, дождь, “мамские дела”) 2.Для собаки наступила безвыходная ситуация, критический момент, крайний случай. 3.Мальчик Митя, его папа и мама проявили сострадание, а Дарья Павловна равнодушие к судьбе собаки.
Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы. |
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
| Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе (коммуникативные УУД)
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
|
IV.Работа с текстом после чтения
|
| 1. Концептуальная беседа - Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор? - Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль рассказа. Пословицы напечатаны на листах формата А 4. - Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. - Тот, кто не имеет сострадания, жесток. - Не существует бездомных животных, существуют бессердечные люди… 2. Составление модели в парах и группах. - Предлагаю вам поработать в группах, чтобы написать, как сострадание и любовь может изменить не только душу, а даже внешность героев. 1. Кто главный герой рассказа? 2.Какой была собака в начале рассказа, и в конце рассказа. 3. Что является счастьем для собаки и Мити? Организует проверку
| Высказывают своё мнение.
Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.
Заполняют модель в парах и группах
По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) модель. В рассказе «Крайний случай» К. Драгунской повествуется о говорящей собаке, которая ищет своего человека..Автор учит нас быть внимательными к окружающим. А вдруг рядом есть тот, кто нуждается в нашей помощи.По жанру это рассказ - сказка, потому что в нем есть вымысел: говорящие собака, дождь, полусиамская кошка. Ксения Драгунская умеет рассказать о грустном с юмором. В рассказе есть много необычных слов и выражений.
| Формулировать главную мысль.
Находить в тексте материал для характеристики героя. Создавать письменный текст (рассуждение).
| Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). Оценивать поступки героев (Личностные УУД).
С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД). |
РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
|
|
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин.). Цели: – зафиксировать содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Зафиксировать содержание урока.
Рефлексия собственной учебной деятельности.
| - Какое произведение, какого жанра сегодня читали? - Кто автор этого произведения?
- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?
К какому из героев почувствовали чувство сострадания? Выберите эту фигуру и поставьте на доску. Этим героям, требуется сострадание, свои пожелания и позитивные правила можете им высказать и создать для них цветущую поляну.
Молодцы! Заметили, что теплее стало и радостнее вокруг от ваших слов.
Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Я понял, что …. | Меня удивило …. | Мне захотелось …. |
| - «Крайний случай». - Ксения Драгунская. - Кто из героев проявил сострадание к животным? - Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»?
Выбирают фигуру и ставят к доске.
Ставят цветы и говорят пожелания к героям, правила доброты, обещания помощи страдающим.
На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи. |
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
|
V. Домашнее задание (3 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. | С. 81. Выбрать задание. |
3. Творческое задание. - Дома предлагаю вам написать сочинение– эссе. Начните его так: После чтения произведения К.Драгунской ,мне захотелось… Не забывайте о правилах оформления предложений на письме, о словах с изученными орфограммами. Объём текста не меньше 5-ти предложений. | Выбирают задание.
Называют выбранное задание, проговаривают, как будут оформлять. | Создавать письменный текст (рассуждение).
| Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).
|