Технологическая карта урока по теме: "К.В.Драгунская «Крайний случай» 4 класс "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи: 1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение (ОС «Школа 2100»).

Класс: 4-й класс.

Тип урока: знакомство с новым произведением. (ТРКМ).

Технологическая карта урока.

Тема

К.В.Драгунская «Крайний случай»

Цели

Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи: 1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли

Основные понятия

Рассказ, сказка, околесица, счастье, сострадание

Приёмы ТРКМ

«Прогнозирование, предполагание, поиск информации»

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

- учебник «Литературное чтение. 4-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

– задания для групп

– алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

ВЫЗОВ

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока.

Проговорить правила поведения на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Выбрать девиз урока.

Определить тип урока.

Эпиграфом нашего урока я выбрала высказывание 

Истинное сострадание исходит из глубины сердца, оно вдохновляет человека на добрые поступки, не требуя ничего взамен. 
Я хочу у вас спросить, как вы понимаете значение этого слова.
Что такое сострадание?

.- Часто ли вы сталкиваетесь в жизни с проявлением сострадания? Какое чувство является противоположным состраданию? Правильно-равнодушие. А чего больше в нашей жизни, сострадания или равнодушия?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Проговаривают стихотворение

– Правила поведения на уроке.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.

Ученики отвечают на вопросы, думают, приводят примеры

Сострадание это…

Ответы учеников

Помогать бездомным

Помогать старикам

Равнодушие

Мы будем говорить о сострадании и равнодушии.

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации

Объяснять выбор автором заглавия.

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

II. Работа с текстом до чтения (7 мин) Формулировка темы урока, постановка цели

(8 мин.).

Цели: 

– сформулировать тему урока;

– организовать постановку целей урока с помощью учителя.

Сформулировать тему.

Определить знания по теме.

Определить цель урока.

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- А помогут нам в этом герои произведения Ксении Драгунской  «Крайний случай».

- Откройте учебники на стр.203

- Попробуйте определить, произведение какого жанра мы будем читать?

- Докажите, что это рассказ.

-Какие еще есть версии? Как нам проверить эти версии? Значит первый вопрос у нас уже есть

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героем данного рассказа?

- Как вы думаете, что произойдет с героями?

- Прочитайте название рассказа. Что значит крайний случай?

- Какой вопрос вы хотите задать автору

- Как вы сами думаете?

2. Постановка цели

- На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте?

Вопросы напечатаны на листах формата А

– Какую ставим цель?

- Мы будем читать рассказ.

-  Нет рифмы, текст небольшой по объёму, герои – не сказочные персонажи, а люди, судя по иллюстрации.

После чтения произведения, вернемся к этому вопросу.

-В каком жанре написано произведение «Крайний случай?»

- Мальчик, папа, мама, собака

- Предположения детей…

- Крайний случай – если  не остается другого выхода, последняя мера.

 - Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»?

Высказывают свои предположения. Возможно, предположений не будет.

-Герои в рассказе проявят сострадание или равнодушие?

- Найти ответы на наши вопросы в тесте рассказа

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

. Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

III.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Работа с текстом

1.Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Словарная работа :эрдель, пойнтер, крайний случай

Какие породы собак вы знаете? В тексте встретятся такие породы – пойнтер и эрдель.

По́йнтер - порода гладкошерстных пятнистых собак, выведенная для охоты.

Эрдель – порода собак с жесткой волнистой шерстью. Хороший спутник для туристов, археологов и геологов.

Крайний случай – если  не остается другого выхода, последняя мера.

Организует работу с текстом (Приложение).

Организует  чтение с остановками  и с заданием  по выбору: «отметить как меняется настроение главного героя»

«отметить необычные слова и выражения»

«отметить эпизоды, где захотелось улыбнуться»

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Выполняют задание по ходу чтения по выбору:

1. Отметить, как меняется настроение героя.

2. Подчеркнуть необычные слова и выражения.

3.Эпизоды, где хочется улыбнуться.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД)

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

 ОСМЫСЛЕНИЕ

 2. Обобщающая беседа

Самооценка по алгоритму, используя критерии.

- Вспомним, на какие вопросы искали ответ.

Обращает внимание на вопросы на доске.

1.Произведение какого жанра мы прочитали?

- рассказ

- сказка

- околесица, чепуха

2.Почему автор назвал произведение «Крайний случай?»

3.Кто в рассказе проявил сострадание, а кто равнодушие?

Вместе с учениками договаривается о критериях оценивания самостоятельной работы, записывает их на доске.

-В каком жанре написано произведение «Крайний случай?»

- Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»?

-Герои проявят  сострадание или равнодушие?

1. рассказ (действие происходит с обычными людьми)

- сказка (говорящая собака и дождь)

- околесица, чепуха (Нос Дарьи Павловны, дождь, “мамские дела”)

2.Для собаки наступила безвыходная ситуация, критический момент, крайний случай.

3.Мальчик Митя, его папа и мама проявили сострадание, а Дарья Павловна равнодушие к судьбе собаки.

Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе (коммуникативные УУД)

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

IV.Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

- Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

- Тот, кто не имеет сострадания, жесток.

- Не существует бездомных животных, существуют бессердечные люди…

2. Составление модели в парах и группах.

- Предлагаю вам поработать в группах, чтобы написать, как сострадание и любовь может изменить не только душу, а даже внешность героев.

1. Кто главный герой рассказа?

2.Какой была собака в начале рассказа, и в конце рассказа.

 3. Что является счастьем для собаки и Мити?

Организует проверку

Высказывают своё мнение.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

Заполняют модель в парах и группах

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) модель.

В рассказе  «Крайний случай» К. Драгунской повествуется о говорящей собаке, которая  ищет своего человека..Автор учит нас быть внимательными к окружающим. А вдруг рядом есть тот, кто нуждается в нашей помощи.По жанру это рассказ - сказка, потому что в нем есть вымысел: говорящие собака, дождь, полусиамская кошка. Ксения Драгунская умеет рассказать о грустном с юмором. В рассказе есть много необычных слов и выражений.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

РЕФЛЕКСИЯ

IV.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(7 мин.).

Цели:

– зафиксировать содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Зафиксировать содержание урока.

Рефлексия собственной учебной деятельности.

- Какое произведение, какого жанра сегодня  читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

К какому из героев почувствовали чувство сострадания? Выберите эту фигуру и поставьте на доску.

Этим героям, требуется сострадание, свои  пожелания и позитивные правила можете им высказать и создать для них   цветущую поляну.

Молодцы! Заметили, что теплее стало и радостнее вокруг от ваших слов.

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Крайний случай».

- Ксения Драгунская.

- Кто из героев проявил сострадание к животным?

- Почему автор назвал рассказ «Крайний случай»?

Выбирают фигуру и ставят к доске.

Ставят цветы и говорят пожелания к героям, правила доброты, обещания помощи страдающим.

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

V. Домашнее задание

(3 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

С. 81. Выбрать задание.

3. Творческое задание.

- Дома предлагаю вам написать сочинение– эссе. Начните его так: После чтения произведения К.Драгунской ,мне захотелось…

Не забывайте о правилах оформления предложений на письме, о словах с изученными орфограммами. Объём текста не меньше 5-ти предложений.

Выбирают задание.

Называют выбранное задание, проговаривают, как будут оформлять.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Приложение 1.

Самооценка ученика

Я понял, что ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

Приложение 2.

Крайний случай

В каком жанре написано произведение?

Рассказ (герои обычные люди)

Сказка (говорящая собака)

Околесица (Нос Дарьи Павловны, дождь, “мамские дела”)

Смешение жанров

У кого возник крайний случай?

Назовите слова из текста, которые помогут нам представить собаку какой она была в начале рассказа. Счастлива ли собака?

Здоровенная

Пятнистая

Бородатая

Грустная

Вежливая

Говорящая

Симпатичная

Прелестный барбосик

Гадкий пес

несчастная

Какие слова синонимы использует автор, чтобы показать как она несчастна?

Дворняга

Бедняга

Бродяга

Бедолага

чудовище

- О чём мечтает собака?

Устроиться в хорошие руки

добрые

Теплые

надежные

О чем мечтает мальчик?

Завести собаку

- Изменилась ли жизнь собаки? Какая она стала?

Красивая-красивая

От счастья похорошела

Перестала говорить

Название произведения

В каком жанре написано произведение?Докажи.

Это рассказ, потому что…

Это сказка, потому что…

Это околесица, чепуха,потому что…

У кого возник крайний случай?  Назови героя

Назовите слова из текста, которые помогут нам представить собаку какой она была в начале рассказа. Счастлива ли собака?

- Изменилась ли жизнь собаки? Какая она стала в конце рассказа?

Какие слова синонимы использует автор, чтобы показать, как она несчастна?

                       

1.

1.

2.

                                                                                               

3.

1.

2.

3.

4

2.

                                                                                           

4.

5.

3.

                                                                                                                 

       

4.

6.

                                                                                                               

5.

7.

                                                                                                                   

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Если случилась беда..."

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", отвечает требованиям ФГОС. С  указанием УУД....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Технологическая карта урока по теме:"Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока окружающий мир "Экологические системы" 2 класс ОС "Школа 2100"

Технологическая карта изучения темы «Экологические системы» по предмету Окружающий мир во 2 классе образовательной системы «Школа 2100».  Урок "открытия" нового знания. Карта содержит ...

Технологическая карта урока информатики 3 класс "Общее название предметов", УМК "Школа 2100"

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование начального представления об общих именах, обозначающих группу объектов;умения называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объекто...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным». За...

Технологическая карта урока информатики "Понятие «равно», «неравно»" (1 класс), УМК «Школа 2100»

Цель урока: формирование знаний учащихся о понятиях «столько же», «равно»,  «не равно»;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока математики «Юные пираты в математическом пространстве» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Цель урока:развитие у обучающихся умения выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.Задачи урока:    Дидактические:1. Повторить разрядный состав чисел.2. Закрепить знания, ...