Урок литературного чтения в 3 классе по теме "В. Драгунский. Кот в сапогах"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Чащина Людмила Борисовна

 

Цель: - проверить первичность восприятия произведения;

          - совершенствовать работу над беглостью;

          - учить высказывать свои мысли, развивать речь, обогатить словарь;

          - воспитывать любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чащина Людмила Борисовна,

учитель начальных классов  МАОУ СОШ №10,

г. Кунгур, Пермский край.

 

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: В. Драгунский «Кот в сапогах».

Цель: - проверить первичность восприятия произведения;

          - совершенствовать работу над беглостью;

          - учить высказывать свои мысли, развивать речь, обогатить словарь;

          - воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: 1) портрет писателя;

                           2) рабочие тетради;

                           3) аншлаги слов.

    Вступительное слово об авторе.

Сегодня на уроке чтения мы с вами продолжаем работу над большой и интересной темой «Снег сверкает и летает».

- Ребята, скажите, с произведением какого автора вы познакомились дома ( Виктор Юзефович Драгунский).

- Назовите годы жизни писателя? (1913-1972).

    С творчеством этого писателя вы уже знакомы, поэтому подробно останавливаться на этом не будем. Единственное, о чем я бы хотела вам напомнить, что за свою жизнь Драгунский освоил несколько профессий. Он был и токарем, актером – работал в театрах сатиры, в цирке, был режиссером, писал произведения для эстрады. И с 1995 года за Виктором Драгунским прочно закрепились звания детского писателя. Первая детская книжка вышла в свет, когда писателю уже было 46 лет и называется она « Он живет и светится». Он замечательно умел придумывать своим рассказам веселые, забавные, загадочные названия: « Человек с голубым лицом», «Ни пиф, ни паф». Сами его рассказы яркие и броские. Постоянный главный их герой – Дениска Кораблев, современный городской мальчик, доверчивый, любопытный, уже немного по – детски знающий. Его рассказы овеяны симпатией к своим героям, полны юмора и доброй иронии. Многие его рассказы послужили основой для сождания детских фильмов, то есть рассказы экранизированы. Этому писателю выпала редкая участь – быть не на кого не похожим, он создал свой стиль и в жизни, и в творчестве. Каким был Драгунский, таким и остался в своих книгах, которые мы читаем и будем читать!

    Мы уже читали произведения Драгунского. Сейчас я проверю, как вы их запомнили, знаете. Откройте свои тетради, листочки лежащие на столах внимательно прочитайте. Это первое задание, которое предлагается вам выполнить

    Что нужно сделать?

    В этом списке есть произведения и других авторов, будьте внимательны.

    Назовите произведения Драгунского!

Определение жанра произведения.

- Как называется рассказ, который читали к нашему уроку? (Кот в сапогах).

- К какому жанру мы можем отнести это произведение? (рассказ – повесть).

- Обоснуйте ответ? (в рассказе есть сюжет, герои).

Сообщение темы и цели урока.

- На уроке мы будем читать то произведение, анализировать его и учиться высказывать свои мысли.

Подготовка к чтению текста.

  • Словарная работа.

При чтении вы должны были обратить внимание на слово, требующее объяснение. Давайте с этими словами и поработаем.

Обращаемся к рабочей тетради задание №2.

  • Нацеливание на узловой вопрос.

Сейчас будем читать это произведение. После чтения вы должны будите задуматься над тем, почему же автор назвал рассказ « Кот в сапогах».

Комбинированное чтение (стр.153).

- Некоторым из вас я разложила карточки с теми предложениями, с которых вы должны начать чтение.

Проверка восприятия текста.

- О каком событии идет повествование в рассказе? ( о подготовке к новому году).

- Почему так решили? (карнавальные костюмы, утренник, конец 1 полугодия).

Беседа по содержанию.

- Назовите главных действующих лиц этого рассказа? ( Мишка и Дениска).

- Как вы думаете, какое настроение было у ребят, когда они закончили 1 полугодие? ( хорошее, так как начались каникулы, ребята закончили хорошо учебную четверть, началась подготовка к встрече Нового года).

- Кто был удостоен первой премии за карнавальный костюм? (Денис).

- Перечислите вещи и детали понадобившиеся для создания этого костюма? ( бахилы, соломенная шляпа, хвост, усы).

- Какие названия были даны карнавальному костюму? ( «Мухомор», «Старый рыбак», «Кот в сапогах»).

Разные виды работы над текстом (стр.153).

  • Обратимся к тексту. Чтение ответы на вопросы.

- Укажите причину по которой Дениска забыл приготовиться к утреннику? (стр.153).

- Как Мишка подтолкнул Дениса на создание карнавального костюма?

- Каким изображен Мишка в этом эпизоде? (идейным, находчивым мальчиком).

- Подберите слова-синонимы к слову чудный? ( необыкновенный, смешной, интересный, очаровательный).

- Нашлись ли такие чудные вещи в доме его друга?

- Как они «сидели» (выглядели) на Дениске? Зачитайте!

        2. Работа с диалогом.

- Сейчас мы с вами попробуем представить встречу Дениса с соседкой Верой Сергеевной. Найдите это эпизод (стр.155). Обратимся к диалогу.

- Что такое диалог? ( разговор 2 или более лиц).

- Сколько здесь действующих лиц?

- Прочитаем по ролям, исключив слова автора.

Цель: пока будем читать, подумайте какая ошибка в разговоре была у Дениски?

- Почему Вера Сергеевна так отреагировала на вопрос? (он был не чётко сформулирован мальчиком).

М.О. если мы хотим о чем - то спросить, узнать, нужно более четко сформулировать вопрос, чтобы отвечающий мог узнать, что вы хотите от него узнать.

- Какое значение для героев имела одна из деталей костюма? (хвост).

               - Для Веры Сергеевны (драненький).

               - Для ребят (чудный хвост).

- Как вы думаете, почему автор дает контрастное сравнение?

М.О. Оказывается, и ненужная вещь в хозяйстве может пригодиться, и приносить пользу, радость. Только верно найти ей своё применение.

- Какие слова доказывают, что ребят на празднике было много? (видимо-невидимо).

- Какая атмосфера царила на празднике? (праздничная).

- На какую мысль вас наталкивает вот такой отрывок «И я тоже танцевал, но все время спотыкался», зачитать. (стеснение, неудобство из-за больших размеров одежды).

- Но, не смотря на то, какой же итог был в конце утренника? (1 премия).

- Как чествовали победителя?

      - приглашали на сцену,

      - пожали руку,

      - вручили подарок.

- Ожидал ли Дениска, что он получит премию за костюм? (нет).

- Почему?

- Какой же можно сделать вывод?

Вывод: из вещей имеющиеся дома, можно приготовить прекрасный карнавальный  костюм, проявив свою фантазию, находчивость творчество.

- Чем был огорчен Мишка?

- Можно ли сказать, что Денис поступил по-товарищески?

- Кто из героев у вас вызвал большую симпатию? Почему?

- Как вы думаете как к своим персонажам относится сам автор?

- Какие эпизоды вам показались самыми интересными, смешными? Какие из них вы бы хотели прочитать.

Обобщение.

На уроке мы продолжим с вами работу над произведением. Я прошу вас приготовить:

-перечитать рассказ;

-постараться составить устно характеристики героев.

Итог.

- Чему вас мог научить этот рассказ? (забота, помощь другу).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

разработка урока литературного чтения 4 класс по теме " В. Драгунский ",,,Бы"

Урок составлен  к УМК "Перспектива" в технологии продуктивного чтения...

Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

Осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".Задачи:совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональн...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения 3 класс В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Технологическая карта урока по литературному чтениюпо теме: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...