Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством
талантливого детского писателя В.Ю. Драгунского;
познакомить детей с идейным смыслом рассказа; произвести
анализ данного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_gimnaziya_2.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия
города Навашино
Проект урока литературного чтения в третьем классе
(УМК Гармония)
Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ Гимназия г. Навашино
Коровина Ирина Васильевна,
высшая категория
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством
талантливого детского писателя В.Ю. Драгунского;
познакомить детей с идейным смыслом рассказа; произвести
анализ данного произведения.
Задачи урока: 1. Образовательные: познакомить детей с жизнью
В.Драгунского, его произведением «Кот в сапогах»;
обучать прогнозированию содержания произведения на
основании заглавия, иллюстрации;
учить давать характеристику героям, их поступкам;
совершенствовать навыки качества чтения: правильность,
беглость, выразительность.
2. Развивающие: развивать умение работать с заглавием
произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла,
соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
развивать умения выделять главную мысль
произведения в целом; развивать умение отвечать на
предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя,
по содержанию прочитанного, самостоятельно
прогнозировать содержание, использовать выборочное
чтение для подтверждения определённой мысли;
развивать речь, коммуникативно-речевые умения,
мышление, память, интерес к произведениям писателя.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к миру детской
художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе,
любовь к семье, умение дружить; воспитывать усидчивость,
взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение
работать дружно, согласованно с одноклассниками.
4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности
каждого ученика, благоприятный психологический климат;
предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг
В.Ю. Драгунского, карточки с заданием, портрет писателя,
аудиозапись рассказов.
ТСО: компьютер, магнитофон, проектор, экран, аудиокассета, диск
с компьютерной презентацией.
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечания | |
I. Первичный синтез. | 1. Подготовка к первичному восприятию. Задача: Актуализация знаний о В.Ю. Драгунском. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка. | 1. Организация детей на занятие. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. | Слайд № 1 |
2. Постановка цели урока, сообщение темы. - Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. О ком, вы узнаете, если выполните следующее задание «Веселое зачеркивание». На карточках зашифрована фамилия писателя. Зачеркните повторяющиеся буквы, а оставшиеся выпишите по порядку, прочитайте. (Приложение №1) 3. Рассказ об авторе. (Приложение №2,3) | Прием: знакомство с биографией автора. Слайд № 2 | ||
4. Проверка домашнего задания. - На предыдущем уроке литературного чтения вам было задано почитать дома рассказы В.Ю. Драгунского. Сейчас вы послушаете фрагменты из рассказов и определите их названия. (Учащиеся слушают аудиозапись рассказов В.Ю. Драгунского и отвечают на вопросы учителя). | Прием: акцентное выслушивание. Слайд № 3 | ||
5. Подготовительная работа. - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним с рассказом В.Ю. Драгунского. Откройте учебники. Прочитайте название следующего произведения и рассмотрите рисунки к нему. Что вы можете предположить о характере произведения? У этого произведения сказочное заглавие. А на самом деле, что это за произведение – сказка, басня или рассказ? Почему? Может быть В.Ю. Драгунский пересказал сказку Ш. Перро? | Прием: прогнозирование текста на основе заголовка. Слайд № 4 | ||
2. Первичное восприятие текста. Задача: Создать условия для полноценного восприятия текста. | Для целостного восприятия текста дети слушают аудиозапись рассказа. Учебники закрыты. | Приемы: знакомство с художественно – профессиональным исполнением (с помощью аудиозаписи), эмоциональное и интонационное вслушивание в текст. | |
3. Проверка первичного восприятия текста. Задача: Определить, понятны ли детям основные эмоциональные доминанты текста. | Вопросы: - Что вы можете сказать о произведении? - Каким вам показался этот рассказ? (веселым, грустным, торжественным и т.д.). - Что особенно понравилось в этом рассказе? - Что хотели бы перечитать? | Прием: вопросы. | |
II. Анализ произведения. | 1. Анализ предметного содержания. | 1. Чтение и анализ произведения. 1). Словарная работа. - Прежде чем перечитать рассказ. Уточним значения некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? (Карнавал, бахилы). У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов. - Что, по вашему мнению, означает слово «карнавал»? - От какого слова оно произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах). - Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги). 2). Речевая разминка. Работа со скороговоркой: Дениска Мишке подарил две книжки. 4). Чтение по цепочке. - Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения. 2. Физкультминутка Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется... Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянулись, улыбнулись. 3. Анализ произведения. - От чьего лица ведется речь в этом рассказе? Если вы помните название цикла рассказов Драгунского, то сможете назвать имя этого мальчика. - Кто главные герои этого произведения? - Где происходит событие? - Когда происходит? - С чего начались, как развивались и чем завершились события? | Приемы: «стол находок» (поиск и анализ удививших слов и словосочетаний), толкование лексического значения слов. Слайд № 5 Слайд № 6 Приемы: речевая зарядка, работа со скороговоркой. Слайд № 7 Данный вид чтения обусловлен спецификой жанра произведения – рассказ. Слайд № 8 Приемы: содержательный, структурный, языковой анализ произведения; выборочное чтение текста. Слайд № 9 Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Слайд № 10,11 |
2. Анализ подтекста. Задачи: Определить причинно – следственные связи, соотнести мотивы поведения героев с их поступками. | - Почему Дениска забыл про карнавал? - Чем же так сильно занят Дениска? - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме? - Какое у него настроение – приподнятое или, наоборот, подавленное, невеселое? - Как вы оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма? - Почему вожатая Люся выбрала призером именно Дениску? - Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на странице 155. | ||
3. Анализ образов. | - каким вы представляете себе Дениску? -О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ. - Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ. - Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ. | ||
III. Вторичный синтез. | 1.Работа над основной мыслью (идеей произведения). | - Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ. - В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ. Приложение № 4) 1. Работа с пословицами. - Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать. (Работа проводится по группам). Даны пословицы:
- Итак, главную мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь». 2. Итог урока. - Какое настроение заключено в рассказе «Кот в сапогах»? - Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа? - С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство? - Что нового вы узнали о жизни В.Ю. Драгунского? - Чему научил вас рассказ В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»? 3. Домашнее задание. Прослушайте запись фрагмента рассказа. Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа по ролям для игры «Радиотеатр». | Слайд № 12 Слайд № 13 Приемы: обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческого задания по следам прочитанного; выявление основной мысли с помощью пословиц, уточнение читательской позиции детей. Слайд № 14 Слайд № 15 |
Приложение № 1
Дом торт маг ум нос кий
Приложение № 2
Приложение № 3
В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать и на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, и перевозить пассажиров на лодке через Москву-реку. Был он и цирковым клоуном, затем стал актёром театра и кино, дорос до руководителя замечательного маленького сатирического театра «Синяя птичка»…» Для сцены и арены В.Драгунский начал писать в сороковых годах фельетоны, миниатюры, скетчи.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так назвали сына. В 2009 году «Денискиным рассказам» исполнилось 50 лет.
Приложение № 4
1. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V
- о жизни Дениски во время каникул;
- о том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах;
- об отношениях Дениски с его другом и близкими (мамой, папой);
- о школьном карнавале.
2. Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V
- Дениска не любит читать;
- Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду;
- Мишка очень любит «Дядю Стёпу»;
- У Дениски дома уже есть «Дядя Стёпа».
3. Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V
- гордость: получил премию за лучший костюм;
- облегчение: наконец-то снял неудобный костюм;
- радость: наконец-то скоро приедет мама;
- огорчение: жалко книжку, отданную Мишке.
4. Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V
- Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями;
- Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм;
- Всё, что у тебя есть, надо с другом делить пополам;
- Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться.
5. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V
- Сказка за сказкой;
- Рассказы о дружбе;
- Стихи о дружбе;
- Исторические рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
Мультимедийная презентация к уроку литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: «В. А. Осеева «Почему»»
Конспект урока литературного чтения УМК «Гармония»...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»».
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»»....
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...
Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: Осень в стихах русских поэтов
Методическая разработка урока литературного чтения с технологической картой по теме: "Осень в стихах русских поэтов" будет интересна учителям начальных классов и студентам педагогических кол...