Урок литературного чтения 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ахмедова Марина Алексеевна

"Перспективная начальная школа"   Н. Матвеева  "Картофельные олени" Тема: "Пытаемся понять, почему люди фантазируют?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация.1.48 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока.123.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс Новелла Матвеева «Картофельные олени» Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ Барвихинской СОШ Ахмедова Марина Алексеевна

Слайд 2

Какое у меня настроение? уверенное, активное спокойное, приятное агрессивное, возбужденное

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?

Слайд 4

Толковый словарь. воображение – это способность мыслить образами, воображать. Это плод фантазии, нечто призрачное. фантазия - воображение с особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Слайд 5

Удивительные превращения

Слайд 6

Эпиграф Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце… К. Дитман

Слайд 7

Тайна особого зрения. Природа для поэта – любимая и живая. Точка зрения.

Слайд 8

Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым

Слайд 9

Новелла Матвеева Картофельные олени

Слайд 10

Мне было интересно… Мне захотелось… Теперь я умею…. Настроение у меня….

Слайд 12

ФАНТАЗЁР МЕЧТАТЕЛЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ



Предварительный просмотр:

Литературное чтение (3 класс)

Тема урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют?» Новелла Матвеева «Картофельные олени».

Цели урока:

      -Обсудить с детьми такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями.

      -При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям, для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

Знать понятия «фантазия», «воображение».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение, звукозапись.

Здоровьесберегающий аспект:

работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки.                                                Выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный момент.                             СЛАЙД 1

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.

Меня зовут Марина Алексеевна, и  сегодня я проведу у вас  урок  литературного чтения.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуем их и улыбнёмся.
 

(Поворачиваются, приветствуют)

- У вас на столе лежат звездочки, с помощью которых вы можете передать свое настроение. Выберите и приклейте звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. (приклеивают звездочки, согласно цветовому заданию ). СЛАЙД 2

(желтая) – уверенное, активное настроение

(зеленая) – спокойное, приятное настроение

 (красная) – агрессивное, возбужденное настроение

- Спасибо. Ваше хорошее настроение – залог здоровья и успешной работы сегодня на уроке. Посмотрите, что у нас с вами получилось.(варианты детей  -  улыбающийся смайлик)  

- Совершенно верно.

2.Постановка цели.

   Раздается возглас: (кукольный персонаж «Мальчик Женя»)

- Ничего подобного, что вы тут  могли увидеть?

-ХА-ХА!  ….В синем небе звезды блещут…

-Ребята, познакомьтесь, это Женя из стихотворения Георгия Юдина «СКУЧНЫЙ ЖЕНЯ». 

У мальчика Жени

Нет, к сожаленью,

Ну, никакого

Воображенья!

Ему говорю я:

-Представь себе,

Что ты летишь

С Венеры к Земле.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Мальчики в космосе

Не летают.

Ему говорю я:

-Вообрази,

Ты людоеда

Мечом поразил.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Мальчики с острым мечом

Не играют.

Ему говорю я:

-Давай помечтаем,

Как будто сейчас

Мы пирог уплетаем.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Пирог-невидимку

Не уплетают.

Скучный,

Как древний старик,

Этот Женя.

Я расстаюсь с ним

Без сожаленья.

-Ты посиди, послушай. Мы  надеемся,  ты чему – нибудь научишься.

- Ребята, почему же автор называет Женю скучным?

(у него нет воображения, он не умеет фантазировать)

- Скажите, как вы думаете, человеку нужны фантазия и воображение? Зачем?

                                                                                              СЛАЙД  3

- Мы сегодня с вами на уроке 

« ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?»

-Это тема нашего урока.

- Что по вашему «фантазия», «воображение»

- Давайте посмотрим, как толкует эти понятия словарь:   СЛАЙД 4

 -А у вас есть воображение, фантазия? Сейчас проверим, как вы можете увидеть необычное, в самом простом.

Презентация («Что на что похоже»)                             СЛАЙД  5

-Вы обратили внимание, как это не просто мыслить образами, фантазировать, воображать. Для того, чтобы это получалось, надо внимательно присматриваться к окружающему миру.

Эпиграф урока – (читает учитель)                       СЛАЙД  6
«Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…» /К. Дитман /

- Вчитайтесь и вдумайтесь над смыслом высказывания К.Дитмана.
- О чём он мечтает?

(Чтобы мы могли видеть прекрасное и удивительное, и могли радоваться увиденному)

Физминутка  для  зрения.

-Закройте глазки, немного отдохните, помечтайте.

-А теперь откройте:

                         Глазки видят все вокруг

                         Обведу я ими круг. (3 раза круговые движения)

                         Глазкам видеть всё дано –

                         Где окно, а где кино.

                         Обведу я ими круг, (3 раза круговые движения)

                         Погляжу на мир вокруг. 

-Вот и посмотрели, а кому лучше всего удаётся видеть прекрасное и удивительное?

Я вам помогу.

-Прочтите запись на доске.                                               СЛАЙД  7

Тайна особого зрения.

Природа для поэта – любимая и живая.

Точка зрения.

-Кому известна тайна особого зрения (поэтам)
-Да, поэт – это тот, кто может в совершенно простом, увидеть необычное, неживой предмет представить живым, у кого развито воображение?

-Сейчас я вам предлагаю вспомнить поэтов, которым известна тайна особого зрения.

 Работа в  группах по карточкам (приложение  )

-Соедините стрелочками автора и произведение.(выполняют)

-Давайте проверим, как вы справились с заданием.           

- Что необычное увидел автор? Что происходит с предметами?

 - Как называются такие литературные приемы?(олицетворение и сравнение)

-Значит, люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир.

Прочитаем плакат летучей мыши: (она подсказывает)     СЛАЙД  8

Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.

- И вот однажды, в стихотворении Н. Матвеевой, вдруг…..

«ожил» картофель.                                                                 СЛАЙД  9

 -Вы послушайте стихотворение и скажите: Какой вопрос звучит в тексте»(читает учитель)

-Какой вопрос?(...Зачем у картошки такие сердитые рожки?)

-Прочитайте стихотворение и найдите ответ на этот вопрос в тексте и прочитайте.

-Можно ли назвать автора фантазёром? Почему?

-Попробуем и мы пофантазировать под музыку.

ФИЗМИНУТКА

 -Скажите, вы заметили, что Новелла Матвеева использует

олицетворение и сравнение?

 (Самостоятельная работа в парах)  - (смотрите  приложение  )

Проверка выполнения работы                                           

-Получилось увидеть как «оживает» картофель?

-Таким образом, приемы сравнения и олицетворения придают стихотворению яркость и убедительность.

-Найдите слова – подтверждения, которые помогают  понять недовольство картофеля.

(прорастали ростками, рога, врага, разъяренного, сердитые рожки)

-Как вы думаете, что усиливает эффект «разъяренного стада» картофелин оленей? 

(дети должны обратить внимание на частое «ро»  и «ра» (маркированы цветом))

Выразительное чтение стихотворения учениками с рокотанием.

-Какие чувства и желания возникли у вас после изучения стихотворения?

-Ответьте, закончив предложение.        СЛАЙД 10

«Рефлексивный экран» (на доске появляется фразы, которые дети стараются закончить)

Мне было интересно…

 Мне захотелось…

Теперь я умею….

Настроение у меня….

Заключительное слово мальчика Жени(персонаж)

Итоги урока.

Домашнее задание (выразительное чтение стихотворения)

        СЛАЙД   11

 –У меня для вас сюрприз. Вы очень хорошо работали и в память о нашем уроке для вас маленькие сувениры в виде закладки: «Ты сегодня молодец!                                                                                                           

Р Е З Е Р В

-Решите анаграмму: -Что значит фантазёр?

                                       (т а ч м е л е т ь  -  мечтатель )  

                                        4 5 3 1 7 8 2 6 9

                                       ( т е о  з   и  л   ь   б  е   т р а  -  изобретатель )

                                         9 6 3  2  4  11 12 4 10  7 5 8  

                                        Приложение

1.Найди  фрагмент в стихотворении, в котором  автор применяет  приём  олицетворения.  Закрась  эти  строчки  желтым  карандашом.

2.Найди  фрагмент в стихотворении, в котором автор применяет

приём сравнения.  Закрась  эти  строчки  красным  карандашом.

Новелла  Матвеева

 Картофельные олени

Картофелины  лежали

В  подвале  до  самой  весны

И  медленно  прорастали

Ростками  ужасной  длины.

Ростки  извивались,  ветвились,

Как  будто  оленьи  рога,

И эти  рога  появились,

Как  будто  при  виде  врага.

У  самого  мирного  склада,

У склада  для  овощей,

Был  вид  разъярённого  стада,-

И  это  в  порядке  вещей.

Наверное,  бедной  картошке

В кастрюлю не хочется лезть,

Иначе  -  зачем  у  картошки

Такие  сердитые  рожки?!

Вот именно!  То-то  и  есть!

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...