Урок литературного чтения 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
"Перспективная начальная школа" Н. Матвеева "Картофельные олени" Тема: "Пытаемся понять, почему люди фантазируют?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. | 1.48 МБ |
Конспект урока. | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое у меня настроение? уверенное, активное спокойное, приятное агрессивное, возбужденное
ТЕМА УРОКА: ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?
Толковый словарь. воображение – это способность мыслить образами, воображать. Это плод фантазии, нечто призрачное. фантазия - воображение с особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Удивительные превращения
Эпиграф Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце… К. Дитман
Тайна особого зрения. Природа для поэта – любимая и живая. Точка зрения.
Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым
Новелла Матвеева Картофельные олени
Мне было интересно… Мне захотелось… Теперь я умею…. Настроение у меня….
ФАНТАЗЁР МЕЧТАТЕЛЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Предварительный просмотр:
Литературное чтение (3 класс)
Тема урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют?» Новелла Матвеева «Картофельные олени».
Цели урока:
-Обсудить с детьми такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями.
-При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям, для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.
Знать понятия «фантазия», «воображение».
Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение, звукозапись.
Здоровьесберегающий аспект:
работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. Выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Меня зовут Марина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуем их и улыбнёмся.
(Поворачиваются, приветствуют)
- У вас на столе лежат звездочки, с помощью которых вы можете передать свое настроение. Выберите и приклейте звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. (приклеивают звездочки, согласно цветовому заданию ). СЛАЙД 2
(желтая) – уверенное, активное настроение
(зеленая) – спокойное, приятное настроение
(красная) – агрессивное, возбужденное настроение
- Спасибо. Ваше хорошее настроение – залог здоровья и успешной работы сегодня на уроке. Посмотрите, что у нас с вами получилось.(варианты детей - улыбающийся смайлик)
- Совершенно верно.
2.Постановка цели.
Раздается возглас: (кукольный персонаж «Мальчик Женя»)
- Ничего подобного, что вы тут могли увидеть?
-ХА-ХА! ….В синем небе звезды блещут…
-Ребята, познакомьтесь, это Женя из стихотворения Георгия Юдина «СКУЧНЫЙ ЖЕНЯ».
У мальчика Жени
Нет, к сожаленью,
Ну, никакого
Воображенья!
Ему говорю я:
-Представь себе,
Что ты летишь
С Венеры к Земле.
Он отвечает:
-Так не бывает.
Мальчики в космосе
Не летают.
Ему говорю я:
-Вообрази,
Ты людоеда
Мечом поразил.
Он отвечает:
-Так не бывает.
Мальчики с острым мечом
Не играют.
Ему говорю я:
-Давай помечтаем,
Как будто сейчас
Мы пирог уплетаем.
Он отвечает:
-Так не бывает.
Пирог-невидимку
Не уплетают.
Скучный,
Как древний старик,
Этот Женя.
Я расстаюсь с ним
Без сожаленья.
-Ты посиди, послушай. Мы надеемся, ты чему – нибудь научишься.
- Ребята, почему же автор называет Женю скучным?
(у него нет воображения, он не умеет фантазировать)
- Скажите, как вы думаете, человеку нужны фантазия и воображение? Зачем?
СЛАЙД 3
- Мы сегодня с вами на уроке
« ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?»
-Это тема нашего урока.
- Что по вашему «фантазия», «воображение»
- Давайте посмотрим, как толкует эти понятия словарь: СЛАЙД 4
-А у вас есть воображение, фантазия? Сейчас проверим, как вы можете увидеть необычное, в самом простом.
Презентация («Что на что похоже») СЛАЙД 5
-Вы обратили внимание, как это не просто мыслить образами, фантазировать, воображать. Для того, чтобы это получалось, надо внимательно присматриваться к окружающему миру.
Эпиграф урока – (читает учитель) СЛАЙД 6
«Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…» /К. Дитман /
- Вчитайтесь и вдумайтесь над смыслом высказывания К.Дитмана.
- О чём он мечтает?
(Чтобы мы могли видеть прекрасное и удивительное, и могли радоваться увиденному)
Физминутка для зрения.
-Закройте глазки, немного отдохните, помечтайте.
-А теперь откройте:
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг. (3 раза круговые движения)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, (3 раза круговые движения)
Погляжу на мир вокруг.
-Вот и посмотрели, а кому лучше всего удаётся видеть прекрасное и удивительное?
Я вам помогу.
-Прочтите запись на доске. СЛАЙД 7
Тайна особого зрения.
Природа для поэта – любимая и живая.
Точка зрения.
-Кому известна тайна особого зрения (поэтам)
-Да, поэт – это тот, кто может в совершенно простом, увидеть необычное, неживой предмет представить живым, у кого развито воображение?
-Сейчас я вам предлагаю вспомнить поэтов, которым известна тайна особого зрения.
Работа в группах по карточкам (приложение )
-Соедините стрелочками автора и произведение.(выполняют)
-Давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Что необычное увидел автор? Что происходит с предметами?
- Как называются такие литературные приемы?(олицетворение и сравнение)
-Значит, люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир.
Прочитаем плакат летучей мыши: (она подсказывает) СЛАЙД 8
Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.
- И вот однажды, в стихотворении Н. Матвеевой, вдруг…..
«ожил» картофель. СЛАЙД 9
-Вы послушайте стихотворение и скажите: Какой вопрос звучит в тексте»(читает учитель)
-Какой вопрос?(...Зачем у картошки такие сердитые рожки?)
-Прочитайте стихотворение и найдите ответ на этот вопрос в тексте и прочитайте.
-Можно ли назвать автора фантазёром? Почему?
-Попробуем и мы пофантазировать под музыку.
ФИЗМИНУТКА
-Скажите, вы заметили, что Новелла Матвеева использует
олицетворение и сравнение?
(Самостоятельная работа в парах) - (смотрите приложение )
Проверка выполнения работы
-Получилось увидеть как «оживает» картофель?
-Таким образом, приемы сравнения и олицетворения придают стихотворению яркость и убедительность.
-Найдите слова – подтверждения, которые помогают понять недовольство картофеля.
(прорастали ростками, рога, врага, разъяренного, сердитые рожки)
-Как вы думаете, что усиливает эффект «разъяренного стада» картофелин оленей?
(дети должны обратить внимание на частое «ро» и «ра» (маркированы цветом))
Выразительное чтение стихотворения учениками с рокотанием.
-Какие чувства и желания возникли у вас после изучения стихотворения?
-Ответьте, закончив предложение. СЛАЙД 10
«Рефлексивный экран» (на доске появляется фразы, которые дети стараются закончить)
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Теперь я умею….
Настроение у меня….
Заключительное слово мальчика Жени(персонаж)
Итоги урока.
Домашнее задание (выразительное чтение стихотворения)
СЛАЙД 11
–У меня для вас сюрприз. Вы очень хорошо работали и в память о нашем уроке для вас маленькие сувениры в виде закладки: «Ты сегодня молодец!
Р Е З Е Р В
-Решите анаграмму: -Что значит фантазёр?
(т а ч м е л е т ь - мечтатель )
4 5 3 1 7 8 2 6 9
( т е о з и л ь б е т р а - изобретатель )
9 6 3 2 4 11 12 4 10 7 5 8
Приложение
1.Найди фрагмент в стихотворении, в котором автор применяет приём олицетворения. Закрась эти строчки желтым карандашом.
2.Найди фрагмент в стихотворении, в котором автор применяет
приём сравнения. Закрась эти строчки красным карандашом.
Новелла Матвеева
Картофельные олени
Картофелины лежали
В подвале до самой весны
И медленно прорастали
Ростками ужасной длины.
Ростки извивались, ветвились,
Как будто оленьи рога,
И эти рога появились,
Как будто при виде врага.
У самого мирного склада,
У склада для овощей,
Был вид разъярённого стада,-
И это в порядке вещей.
Наверное, бедной картошке
В кастрюлю не хочется лезть,
Иначе - зачем у картошки
Такие сердитые рожки?!
Вот именно! То-то и есть!
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....