Тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса УМК 21 век
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса УМК 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem._planirovanie_po_lit._cht._2_kl.doc | 657 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Маслянская средняя общеобразовательная школа
Тематическое планирование
по литературному чтению и слушанию
2 класс
«Начальная школа 21 века»
авт. Виноградова Н.Ф.
Ляпунова Н.Ф.
2011-2012 уч. год
Литературное чтение.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2001г.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
В авторскую программу изменения не внесены.
Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Содержание программы
Круг чтения:
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.
Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей.
Произведения о жизни детей разных народов и стран.
Приключенческая детская книга;
Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика авторских произведений и произведений фольклора: произведения о Родине, о родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения (книги).
Восприятие литературного произведения: создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность: проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков - игр.
Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом:
- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
- различение простейших случаев многозначности и сравнений;
- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;
- определение основной мысли произведения с помощью учителя;
- составление картинного плана;
- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
- самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1- 2 страницы);
- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;
- правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
- определять тему чтения и жанр;
- словесно описывать героя произведения, используя слова текста.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
При планировании учтена необходимость формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД за счёт содержания учебного материала , форм организации урочной деятельности (смотреть соответствующие пометки в учебниках и поурочном планировании)
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
I полугодие. |
1 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка. | Сентябрь-октябрь |
2 | Начитанность. Текущая проверка | Октябрь— ноябрь |
3 | Тест (вид текущей проверки) | Октябрь— ноябрь |
4 | Работа с детскими книгами. Текущая проверка | В течение каждой четверти |
5 | Выразительность чтения. Текущая проверка | В течение каждой четверти |
6 | Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка | Декабрь |
7 | Начитанность. Итоговая проверка | Декабрь |
8 | Тест (вид итоговой проверки) |
9 | Выразительность чтения. Итоговая проверка | В течение II четверти |
10 | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | После изучения разделов |
11 | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Конец декабря |
II полугодие |
1 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка | Февраль |
2 | Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка | Март |
3 | Тест (вид текущей проверки) | Март |
4 | Выразительность чтения. Текущая проверка | Январь— февраль |
5 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка | Март— апрель |
6 | Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. Текущая проверка. | Март— апрель |
7 | Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка | Конец апреля |
8 | Тест (вид итоговой проверки) | Конец апреля |
9 | Выразительность чтения. Итоговая проверка | Апрель— май |
10 | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | После изучения разделов |
11 | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Май |
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):
КИМ | I полугодие | II полугодие | Итого |
Тесты | 2 | 2 | 4 |
Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). | 2 | 3 | 5 |
Начитанность | 2 | 2 | 4 |
Техника чтения | 1 | 1 | 2 |
Работа с детскими книгами. | 1 | 2 | 3 |
Выразительность чтения. | 2 | 2 | 4 |
Литературная эрудиция — литературные диктанты | 1 | 1 | 2 |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 12 | 14 | 26 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся второго класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся |
должны уметь: | могут овладеть приемами: |
правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту); читать молча небольшие тексты, темп – не менее 70 слов в минуту; пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать книги для чтения. | высказывать свое отношение к поступку героя; пользоваться словарями, книгами-справочниками. |
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
| Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2010. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010. | Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010. | Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2008. | Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. |
Список литературы.
Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)
Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Меиодмческие разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.
Примерное поурочно-тематическое планирование по литературному чтению
2 класс
В соответствии с базисным учебным планом по литературному чтению проводится 4 урока в неделю.
Всего 136 часов.
Единый курс литературного чтения включает темы и программное содержание, которые реализуются на каждом уроке.[1]
№ раз. | Раздел (блок) учебника | № урока | Тема урока | Да та | Планируемые результаты | Планир уч. ситуации |
предметные метапредметные |
1. | О нашей Родине (5 ч) | 1 | Стихотворения о Родине Ф.Савинов «Родина» | - Учиться работать с учебной книгой: рассмотреть обложку, титульный лист и содержание; прочитать название учебника (фамилию автора и заглавие); познакомиться с аппаратом ориентировки (условными знаками с. 3). - Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание». Познакомиться с содержанием (оглавлением) раздела. - Определять учебную задачу изучения произведений данного блока (раздела). - Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: найти и прочитать название произведения (фамилию автора и заголовок), рассмотреть весь учебный материал (словарь, вопросы и задания, подсказка, памятка). - Работать с текстом произведения: читать по строфам вслух, выполнять задания (2, 3) под руководством учителя. - Учиться читать выразительно стихотворение: знакомиться с алгоритмом (памяткой 1), упражняться в чтении стихотворения. - Знакомиться с понятием рифма, выполнять задания в учебнике и тетради. - Аргументировать задание 4, пользуясь памяткой 2. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
2 | Произведения о Родине И.Никитин «Русь» | - Воспринимать художественный текст стихотворения И.С.Никитина «Русь» (полный текст читает учитель). - Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: читать, моделировать обложку (определить тему и жанр, указать фамилии автора и заголовок). - Учиться выразительно читать: работа с памяткой 2; упражняться в выразительном чтении, пользуясь памяткой. - Сравнивать стихотворения Ф.Саввинова и И.Никитина: заполнять таблицу (на листочках, на компьютере, на интерактивной доске). |
3 | Рассказы о Родине С.Романовский «Русь» (в сокращении) | - Учиться читать молча (первичное чтение рассказа), самостоятельно определять тему и жанр (моделирование обложки). - Работать с текстом произведения: правильно называть (Романовский «Русь»); читать заголовок и подзаголовок, читать по абзацам, объяснять значение слова «Русь» (поисковое чтение); выделять и читать диалог хозяйки и автора. - Выполнять задания по алгоритму (задания в учебнике и тетради). Создавать высказывания (задание 5). |
4 | Литературное слушание С.Романовский «Слово о Русской земле» (текст дан в учебнике) | - Воспринимать на слух, отвечать на вопросы о первичном восприятии, оценивать свое эмоциональное состояние и строить речевое высказывание о прослушанном произведении. - Учиться читать вслух отрывки из летописи. | Читаем в паре |
5 | Стихи русских поэтов С.Прокофьев «Родина» | - Читать стихотворение вслух, выполнять задания в учебнике и тетради. |
Дополнительное чтение[2]* Н.Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» | - Выявлять точку зрения автора о Родине, конструировать высказывание о произведении. |
2. | Народная мудрость (6 ч) | 6 7. | Фольклор Народная песня «Я с горы на гору шла» Рассказы о де тях Е.Пермяк «Смородинка» | - Работать со статьей «Обрати внимание», проверить свой читательский опыт: работа со схемой «Фольклор». - Воспринимать на слух текст песни (читает учитель), моделировать обложку, учиться читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. - Учиться пользоваться памятками 1 и 2. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
8. | Литературное слушание Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (текст произведения дан в учебнике) | - Воспринимать текст былины и следить по тексту, наблюдать за структурой текста, выделять устаревшие слова и объяснять их значения, сравнивать со значением в словаре к тексту. - Моделировать обложку с указанием заместителя , объяснять понятие «былина». |
9 | Былины «Три поездки Ильи Муромца» | - Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, величие героев и их служение Родине. - Моделировать обложку. - Читать вслух и молча, работать со словарем, выполнять задания в учебнике и тетради. - Составлять план с выделением основной информации. |
10 | Малые жанры фольклора Шутка, считалка, потешка, пословицы | - Проверять уровень начитанности, работая со схемой. |
11 | Обобщение по теме Книжная полка «Устное народное творчество» | - Сравнивать описание Ильи Муромца в былине и на картине В.М.Васнецова «Богатыри». - Представлять самостоятельно прочитанные книги: правильно называть, аргументировать свой выбор, читать одно из произведений. |
Проверь себя | - Самоконтроль и самооценка уровня обученности: читать вопросы и поиск ответов в изученном разделе в учебнике. - Учиться самостоятельно выполнять задания (решать учебные задачи) в тетради. |
3. | О детях и для детей (19 ч) | 12 13 14. | Стихотворения о детях А.Барто «Катя» Дополнительное чтение Б.Заходер «Перемена» Произведения для детей С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах» Дополнительное чтение А.Рубинов «Ступенька» Рассказы о детях С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело» | - Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу. - Развивать восприятие художественного произведения: слушание чтения учителя, выявление духовно-нравственного опыта (задания в учебнике и тетради). - Моделировать обложку: выделять фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему. - Учиться формулировать ответы на вопросы. - Выражать свое отношение к героям произведения, транслировать духовно-нравственный опыт (задание 2 в учебнике). - Учиться читать выразительно стихотворное произведение, пользуясь памяткой 1. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения Смыслообразование: развития познавательных интересов, учебных мотивов; Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Читаем в паре Берём интервью у героя |
15. | Рассказы о де тях Е.Пермяк «Смородинка» | - Учиться читать вслух по абзацам. - Формировать читательское восприятие: отвечать на вопросы к тексту, выполнять задания в учебнике и тетради. - Раскрывать нравственное значение поступков героев: объяснять поведение девочки и отношение к ней людей. - Выделять особенности рассказа и знакомиться с литерату-роведческим понятием «рассказ». | Пересказ с помощью опор |
Дополнительное чтение Литературное слушание С.Михалков «Прогулка» | - Формировать целостное восприятие произедения: слушание произведения (читает учитель), выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. - Моделировать обложку и сравнивать с готовым образцом. |
16 | Произведения о детях Н.Носов «Заплатка» | - Воспринимать произведение: первичное чтение, выражать свое отношение к произведению и героям. - Моделировать обложку самостоятельно и сравнивать ее с образцом, оценивать свою работу. - Учиться работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике, пользоваться умением читать вслух и молча, отрабатывать основные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное). | Читаем в паре |
Дополнительное чтение П.Воронько «Мальчик Помогай» | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий. - Работать в парах: взаимная проверка чтения вслух. |
17 | Разножанровые произведения для детей Г.Сапгир «Рабочие руки» | - Развивать восприятие художественного текста: слушать, читать вслух и молча, выполнять задания 1-2 в учебнике. - Определять и доказывать точку зрения автора (задания в учебнике и тетради). |
Скороговорки | - Учиться читать скороговорки, выделять их особенности и знакомиться с понятием «скороговорка». - Упражняться в произношении скороговорок (работа в группах). |
Дополнительное чтение Литературное слушание Нанайская народная сказка «Айога» | - Слушать сказку (читает учитель), выражать свою реакцию на текст сказки и поступки героев. |
|
18 | Басни И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | - Учиться читать выразительно басню. - Аргументировать ответ о басне и сравнивать его с объяснением в учебнике. |
Л.Толстой «Страшный зверь» | - Формировать полноценное читательское восприятие: ознакомительное чтение вслух под руководством учителя, выполнени заданий в учебнике и тетради. - Моделировать обложку и сравнивать с моделью обложки к басне И.А.Крылова. |
19 | Литературное слушание М.Зощенко «Самое главное» | - Учиться слушать и слышать художестенное произведение, адекватно реагировать на поведение героев, учиться сопереживать и понимать героев произведения. - Моделировать обложку самостоятельно: указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему. - Сопоставлять свою модель с готовой, указывать ошибки. - Читать рассказ вслух по частям, составлять план под руководством учителя. | Берём интервью у героя |
Дополнительное чтение Я.Аким «Жадина» |
20 | Сказки о детях В.Сутеев «Кто лучше?» | - Учиться работать с новым произведением до чтения: находить и читать фамилию автора и заголовок, объяснять заголовок. Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста. | Пересказ с помощью опор |
Дополнительное чтение В.Осеева «Волшебная иголочка» | - Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя. - Моделировать обложку. |
21 | Произведения о детях и для детей А.Митта «Шар в окошке» | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку. - Выявлять духовно-нравственный опыт: раскрыть нравственное значение поступка друзей Коли. | Читаем в паре |
Е.Пермяк «Две пословицы» | - Формировать целостное восприятие произведения: слушать чтение учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. |
22 | Сказки для детей Л.Пантелеев «Две лягушки» | - Первичное восприятие произведения: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы. | Берём интервью у героя |
Дополнительное чтение В.Катаев «Цветик-семицветик» | - Учиться слушать и слышать художественное слово: - Учиться выразительно читать волшебные слова и все желания девочки. |
23 | Литературное слушание В.Беспальков «Совушка» |
Книжная полка «Детские писатели» | - Учиться работать с «Книжной полкой»: знать имена, отчества и фамилии детских писателей (формировать литературную грамотность). - Проверять свой уровень начитанности: называть книги детских писателей, изученные произведения, рассказывать о героях этих произведений. - Выбирать произведение или книгу из списка для самостоятельного чтения. |
24 | Произведение В.Г.Сутеева для детей В.Сутеев «Снежный зайчик» | - Аудировать (слушать) рассказ В.Сутеева «Снежный зайчик» (читают учащиеся по частям). - Моделировать обложку (указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему). | Берём интервью у героя |
25 | Рассказы Н.Н.Носова Н.Носов «Затейники» | - Ознакомительное чтение: читают дети и учитель. - Моделировать обложку: указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр, сравнивать созданную модель с готовой. | Пересказ с помощью опор |
Дополнительное чтение Н.Носов «На горке» | - Учиться слушать и слышать произведение о детях (читает учитель). |
26 | Народные сказки для детей Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
Дополнительное чтение Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Учиться слушать и воспринимать текст волшебной сказки. - Выполнять самостоятельно задания в учебной хрестоматии и тетради. - Сравнивать бытовую сказку с волшебной. |
27 | Сказки зарубежных писателей Братья Гримм «Маленькие человечки» | - Учиться работать с произведением до чтения: чтение фамилии авторов, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика). |
Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» |
28 | Сказки Х.К.Андерсена Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка» | - Определить главную мысль сказки, раскрыть нравственное значение поступков каждой горошинки. | Читаем в паре |
Дополнительное чтение Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение, моделировать обложку, отвечать на вопросы, выполнять задания |
29 | Литературные (авторские) сказки Братья Гримм «Семеро храбрецов» |
Дополнительное чтение Литературное слушание Б.Заходер «Серая Звездочка» | - | Пересказ с помощью опор |
30 | Обобщение по теме Книжная полка «Сказки народные и литературные» | - Работать с книгами по теме: отбирать, называть, представлять книги о детях и для детей. |
Проверь себя |
4. | Уж небо осенью дышало… (6 ч) | 31 | Произведения о родной природе А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Ценностно-нравственная ориентация : -формирование моральной самооценки; Самоопределение: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
32 | Произведение об осени Э.Шим «Белка и Ворон» Е.Трутнева «Осень» | - Самостоятельно работать со сказкой «Белка и Ворон»: учиться читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. - Выполнять задания в учебнике и тетради, наблюдать за формой текста, читать по ролям, передавая характер героя. - Знакомиться с литературоведческим понятием «диалог» |
33 | Произведения об осени. А.Сладков «Эхо». | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность |
34 | Разножанровые произведения о природе Н.Рубцов «У сгнившей избушки…» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность |
Загадки |
М.Пришвин «Недосмотренные грибы» |
35 | Произведения о природе Литературное слушание Э.Шим «Храбрый опенок» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность |
К.Бальмонт «Осень» |
Дополнительное чтение А.Майков «Осень» |
36 | Обобщение по разделу Книжная полка «Читаем о родной природе» | Проверка уровня начитенности учащихся, техника чтения, творческой деятельности |
Проверь себя |
II четверть (28 ч) |
5. | Снежок порхает, кружится… | 1 (37) | Произведения о зиме З.Александрова «Зима» Дополнительное чтение Литературное слушание К.Ушинский «Проказы старухи-зимы» | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные учебные действия: -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Ценностно-нравственная ориентация : -формирование моральной самооценки; Самоопределение: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Читаем в паре | - Знакомиться с новым разделом. - Учиться воспринимать художественное слово: слушать чтение учителя и следить по тексту, выполнять задания в учебнике и в тетради. - Учиться читать выразительно, пользуясь памяткой 1, моделировать обложку. |
- Слушание чтения одноклассников, учиться следить по тексту, определять авторскую принадлежность, знакомиться с авторскими сазками, объяснять заголовок, моделировать обложку. - Учиться составлять план (озаглавливать) кадую часть и пересказывать подробно (памятка 5) или кратко (памятка 4). |
2 (38) | Научно-познавательный рассказ С.Иванов «Каким бывает снег» | - Читать рассказ по частям, находить описания снега, выполнять задания в учебнике и тетради. - Учиться пересказывать кратко (памятка 4) по плану. |
Дополнительное чтение С.Есенин «Пороша» | - Учиться воспринимать художественный текст. - Сравнивать произведения С.Есенина и С.Иванова (таблица).
|
3 (39) | Рассказы о природе И.Соколов-Микитóв «Зима в лесу» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать вслух или молча, моделировать обложку (указывать фамилию автора и заглавие, определять тему и жанр). - Выполнять задания в учебнике и тетради, учиться обращаться за помощью к учителю. - Составлять план и пересказывать подробно (памятка 5). - Учить наизусть отрывок рассказа (часть 1). |
4 (40) | Научно-познавательная сказка Литературное слушание Э.Шим «Всем вам крышка» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений | - Формировать полноценное читательское восприятие: слушать и слышать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. - Отвечать на вопросы к тексту, задавать вопросы по содержанию, дополнять ответы одноклассников. - Учиться читать вслух по частям, указывать реальные и сказочные события. - Обучаться поисковому чтению (задания в тетради). - Составлять план (задание 3 в тетради). - Учиться пересказывать кратко (памятка 4). - Рассказывать о Морозко (памятка 6). |
5 (41) | Сказки народные и литературные Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | Пересказ с помощью опор | - Учиться читать сказку, объяснять заголовок, читать по ролям (памятка 3), пересказывать подробно по готовому плану. - Самостоятельно находить информацию в тексте (задания в тетради). |
6 (42) | Рассказы и сказки о природе М.Пришвин «Деревья в лесу» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением (памятка 8): читать молча, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике и тетради. - Выполнять творческую работу «Краски зимнего леса» в группе. |
Дополнительное чтение Е.Пермяк «Четыре брата» | - Слушать чтение одноклассников, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. - Доказать, что снег, лед, туман и дождь родные братья, аргументировать ответ. - Сравнить произведения М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру. |
7 (43) | Стихотворения о зиме И.Суриков «Детство» (отрывок) | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Самостоятельно знакомиться с новым произведением: найти и прочитать название (фамилию автора и заголовок), ознакомительное чтение текста, моделировать обложку (определить тему и жанр, указать фамилию автора и заголовок). - Учиться читать выразительно, пользуясь алгоритмом учебных действий (памятка 1). - Работать с текстом и иллюстрацией. - Учиться заучивать наизусть текст стихотворения (памятка 2). |
Коллективная творческая работа «Зимние забавы» | - Уметь определять учебную задачу и порядок действий, распределять роли при выполнении творческой работы. |
8 (44) | Литературное слушание (произведение в учебнике) В.Даль «Девочка Снегурочка» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | Пересказ с помощью опор | - Целостное восприятие сказки: слушание чтения учителя, беседа по выявлению первичного восприятия сказки. - Моделировать обложку: указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему. - Повторное слушание чтения одноклассников по смысловым частям и составлять эскизно-модельный план с заместителями героев. - Заучивать песенки из сказки. |
9 (45) | Авторские сказки В.Даль «Девочка Снегурочка» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | Берём интервью у героя | - Читать сказку по частям, работать со словарем. - Выполнять задания в учебнике и тетради. - Сравнить начало и конец сказки. - Читать диалог Снегурочки и зверей. - Учиться разыгрывать сказку по ролям (памятка 3). |
10 (46) | Народные сказки Русская народная сказка «Снегурочка» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Знакомиться с произведением до чтения: читать заголовок и подзаголовок, правильно называть сказку. - Первичное чтение: читает учитель или учащиеся по частям. - Выполнять задания в учебнике и тетради. - Сравнивать народную сказку и сказку В.Даля: начало, конец, герои, помощники. - Выполнять творческую работу по группам: сочинять сказку о Снегурочке. |
11(47) | Народные сказки Русская народная сказка «Снегурочка» | Пересказ с помощью опор | - Учиться читать вслух и молча, рассказывать сказку по частям. - Рассказывать о Снегурочке (памятка 6). |
Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья» | - Самостоятельное первичное чтение: читать по частям (работа по группам), выполнять задания в тетради, проверять работу, сравнивая с готовым образцом. - Сравнить русскую и японскую сказки: выделить сходства и различия, сравнить поведение героев. - Доказать, что это бытовые сказки с превращениями и запретами. |
12 (48) | Произведения о детях | Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать. |
Дополнительное чтение Литературное слушание В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» (текст дан в учебной хрестоматии) | - Формировать целостное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, выявлять первичное восприятие, задавать вопросы по содержанию, отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников. - Моделировать обложку: определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заглавие. - Составлять эскизно-модельный план и озаглавить каждую часть. - Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради. - Рассказывать сказку подробно по плану (памятка 5). |
13 (49) | Стихотворения о детях Н.Некрасов «Саша» | Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать. | Читаем в паре | - Учиться работать с новым произведением, используя памятку 8. - Учиться выразительно читать стихотворение, выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. - Сравнить стихотворения Н.Некрасова «Саша» и И.Сурикова «Детство»: читать тексты, показывая свое отношение к героям и стихотворениям. - Работать в группах: готовить выразительное чтение одного из этих стихотворений. - Оценивать чтение своей группы, аргументируя ответ. |
14 (50) | Рассказы о животных Г.Скребицкий, В.Чалмена «Как белочка зимует» | - Учиться самостоятельно работать с новым произведением: найти и прочитать название произведения (фамилии авторов и заголовок), читать текст вслух или молча, моделировать обложку и проверять по готовому образцу. - Учиться читать вслух по абзацам, выполнять задания в учебнике. - Учиться поисковому чтению (задания в тетради). - Находить и читать описание гнезда. - Учить наизусть прозаический текст (описание гнезда). |
15 (51) | Рассказы и стихотворения о природе И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу» | - Учиться читать вслух по абзацам, выполнять задания в учебнике, сравнивать описание леса с иллюстрацией. - Наблюдать за особенностями описания леса (задание 1 в тетради). - Объяснять значения слов и выражений. - Учиться поисковому чтению молча (задание 3 в тетради). |
И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | - Формировать восприятие художественного текста: слушать чтение учителя, выражать и аргументировать свое первичное восприятие. - Наблюдать за построением текста: объяснять заголовок, указывать знаки препинания, выделять диалог. - Упражняться в выразительном чтении (работа в парах). - Знакомиться с литературоведческим понятием «сравнение». - Повторять и сравнивать изученные стихотворения (задание 5 в учебнике). - Учиться самостоятельно выполнять задания в тетради. |
16 (52) | Литературное слушание В.Одоевский «Мороз Иванович» (текст дан в учебной хрестоматии) | - Учиться слушать и слышать художественное произведение. - Читать сказку по смысловым частям. - Выполнять задания к тексту в учебной хрестоматии. - Работа по группам: читать первую часть сказки «Рукодельница» и вторую часть «Ленивица». - Находить и читать описания Мороза Ивановича, дома, старика и других вещей. - Знакомиться с концовкой сказки – присказкой (последний абзац). |
17 (53) | Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича» | Развитие речи учащихся | Пересказ с помощью опор | - Проектная деятельность (работа в группах) на тему «Царство Мороза Ивановича». - Определять учебную задачу, распределять работу (определять жанр, подбор материала, оформление и т.д.). - Учиться презентовать работу (проект): аргументировать, иллюстрировать «живыми картинками» и т.д. |
18 (54) | Комплексная контрольная работа | Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать. | - Учиться выполнять комплексную контрольную работу; пользоваться учебниками, учебной хрестоматией, справочником «Книгочей» (авт. Л.А.Ефросинина). - Проверять свою работу, объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведения. - Оценивать свою работу по двум критериям: точность и аккуратность. Оценка правильности (точности): «У меня все верно», «У меня одна ошибка», «У меня более двух ошибок». Оценка культуры работы: «Работа выполнена аккуратно», «Есть небрежность», «Работа оформлена небрежно». |
6. | Здравствуй, праздник новогодний! | 19 (55) | Произведения о новогоднем празднике С.Михалков «В снегу стояла елочка» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - декламировать стихотворения. - читать , осознавать прочитанный текст, - отвечать на вопросы, используя текст - читать по ролям, участвовать в драматизации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -готовность слушать собеседника и вести диалог; | Читаем в паре | - Знакомиться с разделом «Здравствуй, праздник новогодний!». - Формировать целостное первичное восприятие художественного произведения. - Выявлять первичное восприятие произведения. - Моделировать обложку. - Учиться читать стихотворение по строфам. - Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике и тетради, учиться читать выразительно (памятка 1). - Учиться читать наизусть по алгоритму (памятка 2). |
20 (56) | Литературное слушание Х.К.Андерсен «Ель» (текст дан в учебной хрестоматии) | - Слушать и слышать художественное слово, учиться адекватно реагировать на содержание произведения. - Моделировать обложку: самостоятельно определить жанр и тему, указать фамилию автора и заголовок. - Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения. - Учиться определять главную мысль (задание 7 в учебной хрестоматии). |
Книги Х.К.Андерсена | - Знакомиться с книгами Х.К.Андерсена для детей. - Учиться выбирать книгу и самостоятельно работать, пользуясь алгоритмом (памятка 7). |
21-22 (57-58) | Произведения о детях и для детей А.Гайдар «Елка в тайге» (отрывок) | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | Берём интервью у героя | - Формировать умение слышать художественное слово. - Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения. - Выражать свое мнение о первичном восприятии произведения. - Работать с произведением: моделировать обложку, рассматривать структуру части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. - Учиться читать вслух по абзацам, читать молча описание елки, встречи Нового года. - Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять и оценивать свою работу. |
23 (59) | Стихотворения о Новом годе С.Маршак «Декабрь» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Воспринимать произведение на слух: слушать и слышать чтение одноклассников. - Моделировать обложку: указывать название произведения (фамилию автора и заголовок), определять тему и жанр. - Формировать умение читать молча, упражняться в чтении текста стихотворения. - Выполнять задания в учебнике и тетради. - Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о произведении. - Находить рифмующиеся строки и читать их. - Учиться учить стихотворение наизусть (памятка 2). |
24 (60) | Произведения о Новом годе С.Городецкий «Новогодние приметы» | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Самостоятельное первичное чтение стихотворения. - Моделировать обложку: указать фамилию автора и заголовок, определить тему и жанр. - Учиться читать вслух по стрóфам (работа в парах). - Учиться читать выразительно (памятка 1). - Выполнять задания в учебнике и тетради. |
Коллективная творческая работа «Приметы Нового года» | - Учиться работать в группе: определять учебную задачу, распределять роли и выполнять свою задачу. - Называть символы Нового года и подтверждать ответы примерами из изученных произведений. |
25(61) | Обобщение по теме Проверь себя |
26 (62) | Книжная полка Стихи о природе Урок-конкурс | Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение) | - Рассматривать страничку «Книжная полка»: читать отрывки из стихотворений о природе, называть произведение, находить его в учебнике, читать наизусть или по учебнику. - Работать по группам: отбирать стихотворение для чтения наизусть, выразительное чтение в группе и выбор лучшего чтеца в группе. - Конкурсное чтение подготовленного в группе стихотворения. - Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе. |
27 (63) | Библиотечный урок «Книги о Новом годе для детей» | - Учиться отбирать книги на заданную тему в свободном бмблмотечном фонде. - Составлять выставку отобранных каждой группой книг о Новом годе. - Рассказывать о выбранной книге (памятка 7). |
28 (64) | Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!» | - Оформить выставку книг о Новом годе и творческих работ «Приметы Нового года». - Слушать выразительное чтение победителей конкурса чткцов стихов о Новом годе и зиме. - Инсценировать эпизоды из изученных произведений. - Решать задачи викторины «По страницам нашего учебника». |
3-я четверть (40 часов) |
7. | Произведения о животных (о братьях наших меньших) (15 ч) | 1(65) | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка» Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка» | Знать: – наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения; – 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: – различать народные песни, загадки, сказки; – отличать реальные события и волшебные; – различать народные и авторские сказки; – находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; – рассказывать сказку или ее часть близко к тексту; – сочинять сказки с героями Уметь: – сочинять продолжение сказки; – отбирать в библиотеке книги о животных; – составлять книгу-самоделку о героях-животных | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
2(66) | К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки)_ Е. Благинина «Голоса леса» Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорилиськошка с собакой» | Сочинить рассказ о своем животном |
3(67) | М. Пришвин «Старый гриб» П. Комаров «Олененок» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца» |
4(68) | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки | Пересказ текста |
5(69) | В. Бианки «Еж-спаситель» Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка» |
6, 7 (70-71) | М. Дудин «Тары-бары...» Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты» | Знать: – 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию. Уметь:– различать авторские и народные произведения; – рассказывать сказки близко к тексту; – подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке; – иллюстрировать понравившийся эпизод произведения | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
8(72) | К. Ушинский «Плутишка кот» Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» |
|
9, 10 (73-74) | Русская народная сказка «Журавль и цапля» Дополнительное чтение Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену» | Знать: – отличие народных и авторских сказок; – называть 2–3 примера произведений. Уметь: – находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; – давать характеристику героям и их поступкам | Пересказ от лица одного из герое |
11 (75) | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Дополнительное чтениеНенецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | Краткий пере |
12 – 14 (76-78) | Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | Инсценирование сказки |
15(79) | Русская народная сказка «Белые перышки» |
8. | Зарубежные сказки (11ч) | 16(80) | Украинская народная сказка «Колосок» Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть произведение; – составлять схематический план; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану . | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
17, 18 (81-82) | Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» | Идём в библиотеку |
19-21 (83-85) | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | Уметь: – выделять признаки сказки;– правильно называть автора и название произведения; – выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; – пересказывать подробно, сжато по готовому плану | Сочиняем историю о героях норвежской сказки (по желанию) |
22, 23 (86-87) | Братья Гримм «Бременские музыканты» | инсценирование сказки |
24, 25 (88-89) | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» |
26(90) | «Проверь себя» |
9. | Произведения о семье (14 ч) | 27 – 29 (91-93) | Л. Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка Е. Пермяк«Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра» | Уметь: – выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные); – употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; – выразительно читать диалоги; – разыгрывать сценки из произведений Знать: – наизусть читать 1-2 стихотворения о маме; – что такое рифма, строфа. Уметь: – выразительно читать все произведения;, диалоги; – разыгрывать сценки из произведений | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | рассказ о бабушке, брате, папе Пересказ «Моя сестра» |
30 (94) | М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня» |
31(95) | Л. Толстой «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка» Дополнительное чтение И. Панъкин «Легенда о матерях» |
32(96) | Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март» Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки» | Развитие навыков чтения и читательских умений |
33,34 (97-98) | А. Плещеев «Песня матери» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» | Развитие навыков чтения и читательских умений |
35 (99) | Татарская сказка «Три сестры» Дополнительное чтение С. Михалков «А что у вас?» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Рассказывание сказки от лица одного из героев |
36 (100) | В. Солоухин «Деревья» |
37, 38 (101102) | С. Михалков «Быль для детей» С. Баруздин «Салют» | Рассказ о традициях в семье (по желанию); |
39, 40 (103 104) | «Проверь себя» | Составим кроссворд |
4-я четверть (32 часа) |
10. | Весна, весна красная… (24 ч) | 1 (105) | Народная песня «Весна, весна красная!» А. Чехов «Весной» | Уметь: – выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; – подмечать приметы и краски весны; – описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; – участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану;– составлять словарь по теме «Весна»; – сочинять стихи, сказки, рассказы Знать: наизусть 1–2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Сочинить закличку |
2, 3 (106-107) | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник» | Составляем книжку -самоделку «Весна-художник» |
4 (108) | Н. Сладкое «Снег и ветер Дополнительное чтение Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи» |
5 – 7 (109-111) | С. Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» | Развитие навыков чтения и читательских умений |
8, 9 (112-112) | Произведения о Дне Победы С Михалков «Быль для детей» | Уметь: – самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради | Составляем рассказ «В моей семье живет память о войне |
10 (114) | Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» |
11 (115) | А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец- молодец» Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина» |
12 (116) | Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель» | Развитие навыков чтения и читательских умений |
13,14 (117-118) | Г. Скребицкий «Жаворонок» Дополнительное чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж» Малые жанры фольклора. Песенка - закличка. Загадки | Развитие навыков чтения и читательских умений |
15 (119) | В. Жуковский «Жаворонок» Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» | Знать: – 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть; – фамилию автора, название произведения, жанр; Уметь: – выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
16 (120) | О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» |
17 121 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник» |
18 122 | Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей» Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо» |
19 (123) | М. Пришвин «Ребята и утята» Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор» | Пересказ рассказа; |
20, 21 124-125 | Б. Заходер «Птичья школа» Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко» | Развитие восприятия художественного произведения |
22 (126-127) | К. Ушинский «Утренние лучи» Дополнительное чтение М. Пришвин «Лесная капель» |
23 (128) | А. Барто «Весна, весна на улице...» |
24 (129) | «Проверь себя» | Составляем страничку «Проверь себя» (3–5 заданий) |
11. | Волшебные сказки (8 ч) | 25,26 (130-131) | Русская народная сказка «Хаврошечка» Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное», «Царевна-лягушка» | Уметь: – различать сказки о животных, бытовые, волшебные; – сравнивать волшебные сказки – – сочинять сказки с волшебными предметами; – самостоятельно читать волшебные сказки. Знать: – русских и зарубежных авторов сказок; – название сказки; – различие сказок бытовых, волшебных, о животных. Уметь: – самостоятельно читать произведение; – давать оценку по- – рассказывать сказку близко к тексту; – знать наизусть отрывок из сказки в стихах | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; |
27 – 29 (132-134) | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | |
30,31 (135) | Ш. Перро «Кот в сапогах» Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба» |
32 (136) | «Проверь себя» Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
[1] Тематическое планирование по темам дано в программе «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» (Авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова). – М.: Вентана-Граф, 2010.
[2]* Все произведения для дополнительного чтения даны в учебной хрестоматии «Литературное чтение. 2 кл.» в 2-ух частях (Авт.-сост. Л.А.Ефросинина). – М.: Вентана-Граф, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное пл...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс УМК "Школа России"
развернутое...
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...