Конспект урока в 1 классе по теме "Буква Ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО: Скрипко Татьяна Леонидовна
Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 г. Тосно»
Должность: учитель начальных классов
Используемая литература:
Журова Л. Е., Евдокимова А. О. «Букварь» часть 1, Вентана—Граф, М., 2011.
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Букварь: методический коментарий к урокам., Вентана—Граф, М, 2011.
Кузнецова М.И. коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь писать и читать», Вентана—Граф, М., 2011.
Прохоров А. М. БЭС, Советская энциклопедия, М., 1991.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1992.
Люцис К. Искусство., Русское энциклопедическое товарищество., М., 2001.
Романовский В. К. «Символы российской государственности», Русское слово, М.2002.
Тихонов А. «Вокруг света» Моя первая книга о природе. , Дрофа, М., 2008.
Тихонов А. «Про птиц» Моя первая книга о животных, Дрофа, М., 2006
Тихонов А. «Про моря и океаны» Моя первая книга о животных, Дрофа, М., 2006..
Предмет: обучение грамоте
Программа: Начальная школа 21 век
Класс: первый
Тема: Согласные звуки [ф],[фь], буква Ф,ф.
Тип урока: формирование новых знаний , проблемный урок
формирование личностных универсальных учебных действий;
формирование положительной эмоциональной направленности учащихся
« Хочу, потому что смогу».
Цель
Организация по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой
Задачи
• Познавательные:
создать условия для ознакомления с новыми звуками [ф],[фь] и буквой, которой они обозначаются;
рассмотреть особенности нового звука;
учить устанавливать причинно-следственные связи
учить приводить примеры
формировать умения работать с учебником
• Развивающие:
содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять,
Активизировать познавательную активность
• Воспитательные:
способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Планируемые результаты
Личностные
Формирование уважительного отношения к иному мнению
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения.
и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
Сформированность позитивного отношения к правильной устной
и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
. Владение умением проверять написанное.
.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний
2.1.Гимнастика.
1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох.
2) Упражнение для улучшения работы легких.
3)Упражнение для укрепления мышц лица
3.Формулирование темы и задач урока учащимися.
4. Введение в тему и зрительное восприятие учебного материала для наблюдения.
5.Организация самостоятельных выводов учащихся. Знакомство с новыми звуками и буквой.
6. Физкультминутка.
7. Упражнения на концентрацию внимания.
8. Чтение слогов, слов с новой буквой.
9. Итог урока.
10.Рефлексия.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
-общеклассная;
-индивидуальная.
Средства обучения:
карточки со словами для чтения
слоговая таблицы
касса букв
иллюстративный материалов
художественная и энциклопедическая литература
аудиозаписи
«теремок» для игры с буквами
изображения литературных героев
ХОД УРОКА
Организационный этап урока. Эмоциональный настрой.
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу!
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Успеха и удачи вам!
2. Введение в тему
формирование регулятивных универсальных учебных действий, рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
Деятельность учителя
Предоставляет материал,
создает готовность к предстоящей деятельности
Деятельность учащихся |
Проявляют познавательную инициативу. Главное-осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
На доске появляются карточки со словами
ученики их вслух по «цепочке»
Слайд 1
шляпа голова кудри брюки улыбка карты
нос руки плащ перчатки волшебная палочка
чудо платок
Ребята, кто догадался, кто у нас сегодня в гостях?
Слайд 2
(Картинка с изображением фокусника).
- Кто такой фокусник?
Как его можно назвать по другому—маг, чародей, волшебник, иллюзионист.
Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?
- Фокусник – это артист, который демонстрирует фокусы в цирке или на эстраде.
Познакомьтесь с ним.
Формулирование темы и задач урока учащимися.
Наш гость - фокусник - не случайно пришел в наш класс.
Выскажите предположение о том, какой будет тема урока.
Слайд 3
Опираясь на слова – помощники сформулируйте цель нашего урока.
Познакомиться с …
Научиться …
Обобщите ранее сказанное.
Организация самостоятельных выводов учащихся. Знакомство с новыми звуками и буквой.
Познакомиться с новой буквой,
узнать гласный или согласный звук обозначает буква;
если согласный , то твердый или мягкий звук, звонкий или глухой,
научиться читать слоги, слова с новой буквой,
составлять предложения с новыми словам,
читать текст, в котором будут встречаться слова с новой буквой
Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам.
Для этого он принес с собой разные задания.
Для чего нам это нужно?
Буква «Ф», звуки (ф), (фь).
Чтобы научиться читать, быть грамотными.
2. Этап планирования
Основные задачи учителя
-формирование способности каждого ученика к участию в работе в группе.
-формирование регулятивных , коммуникативных универсальных учебных действий;
-формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
-определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
-воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
-формирование способности каждого ученика к участию в работе в группе.
У фокусника есть волшебная коробка. В ней принес он нам задания.
Загадка
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные.....
(Фонари)
Слйд 5
Показать иллюстрацию с изображением фонарей
Дать лексическое значение слова.
1. Построение звуковой модели слова «ФОНАРЬ»
2.Выделим только первый звук.
Дадим характеристику первому звуку в слове.
При произнесении звука [ф] воздух встречает преграду. Значит звук – согласный. Звук произносится твердо. Значит он твердый. При его произнесении слышится только шум. Значит, он глухой.
Загадка
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?
(Филин)
Слайд 4.
Показать иллюстрацию с изображением филина
Дать лексическое значение слова.
1. Построение звуковой модели слова «ФИЛИН»
2.Выделим только первый звук.
Дадим характеристику первому звуку в слове.
При произнесении звука [фь] воздух встречает преграду. Значит звук – согласный. Звук произносится мягко. Значит он мягкий. При его произнесении слышится только шум. Значит, он глухой.
Сравним первые звуки слов.
Кто знает, как пишется эта буква?
Давайте её покажем. Изобразите букву. Встанем, руки поставим на пояс.
Работа в тетради.
Напечатаем букву. Какого цвета нам понадобятся карандаши? (синего и зеленого). Почему?
Раньше, очень давно, эта буква выглядела вот так и называлась по-другому.
Показать рисунки буквы на слайде.
Итак, фокусник нас сегодня познакомил с буквой Эф и звуками, которые она обозначает [фь] и [ф ].
В каких случаях в слове мы будем читать мягко, а в каких словах твёрдо?
Организация самостоятельных выводов учащихся. Знакомство с новыми звуками и буквой.
Основные задачи учителя:
формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
развитие способности к обобщению
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность учителя.
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие детей в поисковой деятельности.
Пока фокусник отдыхает и готовится к новому выступлению.
Мы поиграем. Все слова игры произносят дети.
Учитель заранее продумывает деление детей на группы (слабые учащиеся и сильные учащиеся). Каждой группе дается разное задание.
Детям слабой группы выдаются буквы.
Дети в сильной группе (обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
У доски выставляется теремок с кармашками.
Игра «Теремок»
Стоит в поле Теремок
Он ни низок, ни высок
Кто—кто в теремочке живёт?
Кто—кто в не высоком живёт?
В теремке живёт буква Эф. К ней приходят гласные буквы У, Ю, Е, О.
Приходит гласная, стучится.
Тук—тук.
Кто там?
Это я буква У, я тебе даю команду, читай твёрдо.
Буква Эф читает—фу
Это я буква О , я тебе даю команду, читай твёрдо.
Буква Эф читает—фо
Это я буква Ю, я тебе даю команду, читай мягко.
Буква Эф читает—фю
Это я буква Ё, я тебе даю команду, читай мягко.
Буква Эф читает—фё
4. Отработка навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Дифференцированная работа.
Работа в группах.
Перед детьми ставиться проблема, почему вам выдали квадратик такого цвета. Ппредположи, выскажи свое мнение,
Какого цвета карандаш тебе надо взять и почему?
Подумай, какое задание тебе необходимо выполнить?
1 группа учащихся ( на партах лежат карточки синего цвета)
Вам нужно выделить синим цветом новую букву, которые встретятся в процессе чтения.
2 группа учащихся (на партах лежат карточки зеленого цвета)
Вам нужно выделить зеленым цветом новую букву, которые встретятся в процессе чтения.
Слайд 6
Слоги, с правильно выполненным заданием
Самопроверка
Оцените свою работу
Если вы довольны свои результатом, нарисуйте солнышко, которое улыбается.
Если вы не совсем довольны свои результатом, нарисуйте солнышко, которое печальное.
Если вы огорчились—солнышко хмурое.
Работа с учебником на с. 119
Чтение слогов с новой буквой
Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.
Гимнастика для глаз.
(К указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
Прочитайте слогов по слоговой таблице:
– шепотом (хором)
– радостно (девочки)
– вопросительно (мальчики)
Ребята, как то не очень хорошо получается, к нам пришел гость, с нами играет. А мы даже не знаем, как его зовут?
А как же зовут нашего гостя?
Слайд 7
В столбик написаны слова
Фрукты
ель
дом
яблоко
Как нам поступить?
Возьмем первую букву каждого слова.
Федя—имя фокусника.
Как вы думаете, почему у него такое имя?
Какой звук буква Эф обозначила в имени фокусника?
Мягкий глухой согласный.
Давайте мы фокусника порадуем и подберем слова, с мягким согласным звуком [фь].
Финики, филин, февраль, мультфильм, фильм, финиш, ферма, фен, фея, фиалка, афиша.
Финляндия, Филиппины.
Звучит аудиозапись с голосом дельфина.
В названии кого тоже есть этот звук. Послушайте, кто так говорит?
Слайд 8
Показать иллюстрацию с изображением дельфина.
Упражнение на концентрацию внимания.
Сейчас фокусник хочет проверить, запомнили ли мы, как пишется буква, с которой нас он сегодня познакомил. Он приготовил для вас задание Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть.
Взаимопроверка. Проверить с соседом по парте и ответ показать на веере. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.
У вас карточки с буквами. Возьмем карандаш или ручку, кому, чем удобно. Вам надо вычеркнуть букву Эф.
У Ю М З Р Ф С Е З О Ф О Б Ь Ф К Ф П Р Ы В Ф
Сколько раз она встретилась? (5 раз)
Дети показывают на веере ответ.
Молодцы, очень внимательными.
Оказывается в свободное от показа фокусов зрителям время, у фокусника Феди есть любимое занятие.
Откроем тетради «Я учусь писать и читать» на странице 52.
задание первое второе слово.
Ответ: ФУТБОЛ.
Почему в эту игру любит играть наш гость?
Это слово начинается с буквы Эф.
Какой звук обозначает эта буква в слове?
Твердый согласный звук [ф].
Показ иллюстраций
Дать кратко информацию о изображенных животных и птицах.
Выделить звук изучаемой на уроке буквы и дать ему характеристику.
Слайд 9
Фазан—очень пугливый, от врагов спасается бегством, очень длинный хвост, если враг его вот—вот настигнет, то фазан взлетает вверх «Свечкой», немного пролетев, опускается на землю.
Слайд 10
Фламинго—птица, самая длинноногая и длинношеяя среди птиц, клюв крупный и изогнутый, толстый язык нужен для того, чтобы поймав в воде пищу, воду вытолкнуть из клюва.
Слайд 11
Фонареглаз—рыба, живет на дне глубоких водоемов, там темно, чтобы рыбе было хорошо видно, у них под глазами есть фонарик, который всегда светит.
Слайд 12
Жираф—длинные ноги и длинная шея, в день съедает 100 кг зелени (трава, листья деревьев), спят стоя, если жирафу захочется лечь, то он подгибает под себя обе передние ноги и одну заднюю, а вторую заднюю ногу вытягивает в сторону и на эту ногу кладет свою голову.
Назовите одним словом, с кем вас познакомил фокусник.
Животные, птицы.
Наука, изучающая жизнь животных, птиц, рыб, насекомых—ФАУНА.
Как вы понимаете значение этого слова?
Где можно найти его значение?
Как называется словарь, в котором можно найти значение слов?
Слайд 13
Чем для нас сегодня интересно это слово?
В написании слова есть буква Эф.
Какой звук она обозначает в этом слове?
Твердый согласный звук [ф].
А теперь вам надо самим подобрать слова, в которых есть новый звук.
У кого синий квадратик—подбирают слова с твердым звуком.
У кого зеленый квадратик—подбирают слова с мягким звуком.
Фокусник часто бывает у ребят на уроках. Вопрос, который он любит задавать ребятам такой:
Кто на улицах и дорогах города главный начальник?
Светофор. (показать макет светофора)
Ребята, а как вы думаете, почему о светофоре предложит нам прочитать фокусник .
Помнить о ПДД и в этом слове есть буква Эф, которая обозначает твердый согласный звук [ф].
Давайте возьмем листочки с текстом и узнаем, что хочет рассказать нам фокусник о светофоре.
Читаем вслух текст светофор.
Сначала хорошо читающие дети.
О чем же нам напомнил фокусник?
Посчитай, сколько слов с новой буквой в тексте.
Вопросы по тексту
Найди и прочитай предложение, в котором говорится, кем работает светофор?
Сколько у него глаз?
Как они называются?
Какого цвета первый глаз и где он находится?
Какого цвета второй глаз и где он находится?
Какого цвета третий глаз и где он находится?
Найди вопросительное предложение в тексте?
Ответь на вопрос?
Итог урока. Рефлексия. Прогнозирование работы.
Основные задачи учителя:
Формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Деятельность ученика
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Проверка знаний.
Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю»
(Если согласны, говорим "верю", если не согласны, говорим "не верю).
1. Буква «эФ» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
5.В слове фуфайка только одна буква «ф».
Итог урока, рефлексия.
Над какой темой мы работали на уроке?
В начале урока мы поставили перед собой задачи, выполнили мы их?
Расскажите, что нового узнали?
С какой буквой познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Познакомились с новой буквой Ф, которая обозначает согласные звуки(ф (фь). Читали слоги, слова, текст.
Работали над значением слов.
Учились дружно работать в группе.
А это важно, ребята, работать дружно?
Да, дружба помогает нам учиться.
Нужно ли еще работать по этой теме?
Оцените свою работу на уроке: поднимите фонарики те дети, кто доволен своей работой.
Оцените работу одноклассников.
Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.
Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
В гости, как правило, принято приходить с подарками.
Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце.
финики вафли фисташки
кефир конфеты
зефир фрукты
А я хочу угостить нашего гостя мороженым. Можно ему его съесть? Почему?
В этом слове нет звуков буквы эф.
Нас фокусник тоже хочет угостить.
Но подарок его мы должны угадать.
Если вы правильно составите рассыпанное слово, то узнаете, что он принес.
т о к ф е н ы
(конфеты)
Урок окончен, спасибо, ребята!
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствует обучающихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, приветствие приветствующих гостей на уроке | Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку. |
Определение цели урока. Создание мотивации на учебную деятельность обучающихся | Создает готовность к предстоящей деятельности. Создает условия для формулирования цели урока. Обеспечивает мотивацию к учению. Предлагает прочитать слова на карточках. | Определяют тему урока, формулируют цель. Читают слова. |
Осознание и осмысление учебной информации | Загадывает загадки. Предлагает найти слове первые звуки. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. | Осознание цели предстоящей деятельности. |
Первичное усвоение материала | Стимулирует активное участие детей в поисковой деятельности. | Проявляют познавательную инициативу. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. |
Актуализация знаний | Организует самостоятельную работу ученика. Организует самопроверку и самооценку. Воспитывает умение работать в коллективе, интерес к предметам, культуру учебного труда; способствовать формированию ответственного отношения к учению, навыков самообразования. | Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Самостоятельно работают по карточкам. |
Подведение итога урока | Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | Рассказывают правило, оценивают достижения, осуществляют контроль и самоконтроль, делают выводы. |
Рефлексия | Предлагает просмотреть презентацию «Дельфинотерапия» и (или) прослушать аудиозапись «Звуки животных» | Снять эмоциональное напряжение и физическую усталость. |
СЛОВА С БУКВОЙ «ЭФ»
Фонетика—Раздел языкознания учение о звуках речи. Звуковой состав языка.
Филармония—учреждение, для концерта классической музыки.
Фамилия—Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени, родовое наименование, приобретаемое при рождении.
Факс—Сообщение, передаваемое или получаемое по телефону.
Факел—Светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмолённой паклей. Олимпийский ф. (укреплённая на рукоятке чаша с горючей смесью)
Фабрика, фуфайка, фантастика, ферма, фасоль, фара, фарфор, финиш, фанат, фикус, фиалка, филин, афиша, финики, фольга, фильм, мультфильм, флот, фокус, фонтан, асфальт, фотография, фен, фасон, фильтр, фонарь, фортепьяно, фрукт, футболка, футляр, фломастеры, фартук,
Франция, Финляндия, Филиппины, Африка (материк), Флоренция (город),
ПРОФЕССИИ—фармацевт, фтизиатр, фотокорреспондент, футболист, фигурист, флорист,
ПРЕДМЕТЫ В ШКОЛЕ—физика, информатика, география, физкультура, арифметика.
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Александр Фадеев «Разгром», «Белая гвардия»
Афанасий Фет
Фальконе (франц. Скульптор «Медный всадник»)
Ференц Лист (венгерский композитор)
Рафаэль (итальян. Живописец)
Сергей Прокофьев (советский композитор)
Светофор.
На улице главный начальник—это светофор. У него три глаза—фонаря.
Один фонарь—красный, он вверху.
Другой фонарь—зелёный, он внизу.
А в середине фонарь жёлтый.
Все люди знают, когда можно переходить улицу.
А ты знаешь?
Загадка дыхания дельфинов
Дельфины — одни из самых загадочных живых существ. Они живут в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных, которым для дыхания необходим воздух.
Перед тем как погрузиться под воду, они совершают на поверхности комплекс вдохов и выдохов, что позволяет им эффективно пополнить запас кислорода и на длительное время скрыться под воду. Если дельфинам не нужно долго быть под водой, они, не замедляя скорости плавания, высовывают морду и за секунду делают глоток воздуха. Такого запаса им хватает на 7-15 минут. Для сравнения, человек, задержав дыхание, может находиться под водой в среднем около 1 минуты.
У дельфинов отлично развиты легкие. Они очень упругие и эластичные, ткань легких может быстро сжиматься и расширяться. Это позволяет млекопитающим, обитающим в воде, всего за один вдох обновлять до 90% воздуха в легких. Для сравнения, человек за один вдох способен обновить всего 15% своего кислородного запаса.
Дельфины дышат с помощью одного носового отверстия, напоминающего человеческую ноздрю. Так называемое дыхало расположено на верхней части головы. Таким образом, когда дельфин поднимается, оно первым оказывается на поверхности.
Если человек дышит непроизвольно, то для дельфина дыхание — волевой процесс, контролируемый мозгом. Поэтому дельфины никогда не спят «полностью». Когда одно полушарие мозга спит, другое бодрствует и контролирует процесс дыхания.
Во время родов самка дельфина находится около поверхности воды для того, чтобы в самый ответственный момент высоко подпрыгнуть и дать возможность новорожденному сделать глоток кислорода. Поэтому первое, что видит дельфиненок в своей жизни — вовсе не водная гладь, а воздушный простор.
Особенность работы со словом фонарь заключается в том, что читающие дети могут заметить «ошибку» – нет клеточки для мягкого знака. Учитель напоминает им, что это схема звукового состава, а звуков в слове фонарь пять, в то же время он хвалит их за наблюдательность и говорит, что по законам русского языка звук [р’] в этом слове действительно будет обозначен двумя буквами – звук один, поэтому и клеточка одна, а букв будет две.
Педагог просит учащихся обозначить последний звук в этом слове зеленой фишкой. Если же учащиеся до проведения звукобуквенного анализа не замечают этой особенности слова, учитель сам создает проблемную ситуацию. После обсуждения различных вариантов, предлагаемых учениками, учитель советует пока обозначить звук зеленой фишкой.
При проведении игры со словом филин учитель вызывает к себе детей сначала по звукам, в том числе вызывает звуки [н’], [л], которых в слове нет, по порядковым номерам гласных – согласных, по буквам: например: «Подойдет ко мне «буква», которой записан ударный гласный звук этого слова, «буква», которой записан твёрдый согласный звук.
Прочитайте слоги на с. 119; прочитать слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук; прочитать слоги, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук;
Дифференциация букв В, в - Ф, ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...