Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)
план-конспект урока (2 класс) на тему
Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_uroka.docx | 26.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока «Поэзия и музыка осени»
(УМК «Школа 21 века»)
Подготовили: Калачева Л.А., Козориз Н.В., Дуденкова М.А.
Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;
помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.
Оборудование: доска, интерактивная доска, листочки из цветной бумаги со словами, демонстрационные карточки с музыкальными инструментами, карточки для рефлексии, раздаточный материал (стихи, таблицы).
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Подтянулись, улыбнулись, встрепенулись! Садитесь, пожалуйста!
2. Тема урока.
- Скажите, пожалуйста, какое у нас сегодня число на календаре?
-1 декабря.
-То есть это означает, что сегодня началась….
- ЗИМА
-Ребята, а знаете, что мы с вами забыли? Мы забыли попрощаться с осенью. Поэтому сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем прощаться с осенью, которая целых три месяца то радовала нас своим богатством красок, то огорчала ветрами, дождями и мрачными тучами. И все-таки хорошего, я думаю, было больше! Давайте и мы на прощание порадуем осень своими знаниями, замечательными стихотворениями, усердной и внимательной работой на уроке. Сегодня мы обобщим изученный материал, но и узнаем много нового и интересного. У нас сегодня на уроке гости. Я верю, что у вас все получится, и мы всех приятно удивим! Тема нашего сегодняшнего урока «Поэзия и музыка осени»
Литературная часть (Калачева Л,А,)
Как осень хороша! Как чисты небеса!
Как блещут и горят янтарные леса
В оттенках золотых, в багряных переливах!
Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!
Как сердцу радостно раскрыться и дышать,
Любуяся кругом на божью благодать…
Вот так восхвалял осень поэт Вяземский Петр Андреевич.
Ребята, а вы помните, как назвал осень Скребицкий в рассказе «Осень»?
-Художником.
-Правильно, художником. Даша, напомни нам, пожалуйста, как осень разукрасила лес в рассказе Скребицкого.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
- Вот сколько красок у осени. Назовите, ребята, какие цвета использовала осень (желтый, ярко-красный). С чем сравнивает эти цвета писатель (с лимоном, спелыми яблоками, с огнем). Действительно, осень удивительное и очень красивое время года. Не случайно, что своим богатством красок, своей загадочностью осенью вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов…
Мы с вами изучили уже много произведений об осени. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал.
Задание. К нам на урок прилетели осенние листья. Нужно выложить из листочков название раздела, изучение которого мы закончили. «Уж небо осенью дышало». Из какого произведения этот отрывок? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. («Уж небо осенью дышало?» А.С.Пушкин). Слайд 2 (портрет А.С.Пушкина) Маша, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение, а вы ребята посмотрите на интерактивную доску и полюбуйтесь на прекрасные осенние картины. Слайд 3-9.
А.С.Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какая модель обложки подходит к этому произведению. (Слайд 10).
- Вторая.
- Правильно! Почему? (на второй модели изображен зеленый треугольник – стихотворение о природе). Как вы узнали, что это стихотворение? Что такое рифма? Что такое ритм?
- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, как А.С.Пушкин относился к осени?
-Ответы учащихся (А.С.Пушкин восхищался осенью, любил ее).
-Ребята, а в стихотворении «Уж небо осенью дышало» какое настроение вызывает осень у поэта? (грусть, тоску, печаль, скуку). Ребята, скажите, как можно описать эту грусть? Она светлая или темная мрачная? (светлая) Да, я согласна, это светлая грусть. Конечно, осенью природа увядает, засыпает. Но ведь это не навсегда…Весной она оживет вновь.
То есть только по этому стихотворению мы не можем понять, насколько трепетно и тепло поэт относился к осени.
Новый материал. Сегодня мы познакомимся с отрывками из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». А помогут нам в этом Щербаков Артем и Гусейниева Мадина.
А.С.Пушкин. Осень.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго;
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками (здесь необходимо упомянуть о таком явлении, как Болдинская осень). Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
-Ответы учащихся (радостное, восторженное, торжественное, восхищенное).
- Но не все поэт радовались приходу осени. Настя нам прочтет сейчас стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». А вы, пожалуйста, внимательно послушайте, чтобы понять, какое настроение вызывала осень у Бальмонта.
Бальмонт К.Д.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется —
И заплачет спросонья.
Давайте сравним стихотворение А.С.Пушкина «Осень», с которым мы познакомились сегодня, и стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень»
Сравнительная таблица
Фамилия автора | Заголовок | Жанр, тема | Настроение | Время года |
Далее ученики должны самостоятельно сделать вывод: чем стихотворения похожи и чем отличаются. Затем учитель добавляет: ребята, а еще эти стихи объединяет то, что они написано о родной природе. А Родина прекрасна в любое время года!
Вывод по разделу «Уж небо осенью дышало». Ребята, давайте подведем итог. Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает осень у разных писателей и поэтов.
- Ответы учащихся (радость, грусть, восхищение, уныние…)
-Да, вы правы, чувства самые разные. Но и есть то, что объединяет писателей и поэтов: осень их всех вдохновляет. Именно поэтому создано так много красивых стихотворений, рассказов, сказок об осени! А теперь пришло время немного передохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, ребята.
Музыкальная физкультминутка. Песня с движениями:
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Культурологическая часть (Дуденкова М.А.)
Музыкальная часть (Козориз Н.В.)
- Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в удивительной стране, где жили и сказочные герои, и писатели, и поэты, и музыканты. А правили этой страной две сестры Поэзия и Музыка. Они очень любили и хорошо понимали друг друга. Жители этой страны говорили о том, что, хотя речь человека – универсальный язык нашего общения между собой, не всё можно передать словами, и тогда на помощь приходит музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают в воображениии полную картину. Всем было понятно, что музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.
Но есть музыка, в которой нет слов, а мы, слушая ее, все равно понимаем образ, который был задуман композитором.
Образы природы – это излюбленная тема для творцов искусства.
Природу рисуют художники, о ней пишут поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже можно прекрасно рисовать природу.
У русского композитора Птра Ильича Чайковского есть замечательное сочинение, которое отличаются невероятной живописностью и красочностью.
Пьеса из цикла «Времена года».
Ребята, попробуйте сами догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.
(«Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание.)
-Какое чувство вызывает эта музыка? (притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой)
-Какое передаёт настроение? (светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание)
-Какие звуки природы вы представили, слушая музыку? (облетают листья, природа засыпает)
-Какими музыкальными красками пользуется композитор? (мажор-минор, тембр инструмента фортепиано-мягкий, бархатный)
-Так какое же время года изобразил композитор? (осень)
-Как бы вы назвали эту пьесу? (ответы учащихся)
В этой пьесе нет слов, но в ней есть эпиграф,который композитор выбрыл для этой пьесы:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…»
Итальянский композитор Антонио Вивальди тоже сочинил музыку и посвятил ее временам года. Это цикл концертов «Времена года».
Слушание фрагмента из концерта «Осень».
В чем главное отличие музыки осени Чайковского от музыки осени Вивальди?
(у Чайковского-пьеса фортепианная, а у Вивальди-оркестровая, кроме того отличаются настроением)
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Заключение. Ребята, я думаю, что мы с вами устроили замечательные проводы осени. И теперь можем сказать зиме «Добро пожаловать»! Впереди у нас новогодние праздники, много зимних забав. Сегодня на уроке мы с вами увидели, как свою любовь к природе, которая по-своему прекрасна в любое время года, поэты передают словами, композиторы мелодией, а художники краскам. Ребята, огромное вам спасибо за внимание и вашу активную работу!
Рефлексия. Ребята оцените, пожалуйста, свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (поднимают карточку с грустным или веселым смайлом, если сомневаются, или остались вопросы, то карточку с «?»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"
Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” – третий урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...
интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе
Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками" .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев, прочитанно...
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».
Цели урока:· познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;· расшир...
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....