Рабочая программа по чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Калинина Нина Васильевна

Рабочая программа по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chtenie.zip39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

 «Согласовано»                                                                                                                             «Утверждаю»

 Протокол МО № _____ от ________                                                                                          Директор                             Т.А. Морозова

Рабочая программа учителя начальной школы

Калининой

Нины Васильевны

(высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 23 года)

по учебному курсу «Чтение»

3 класс ( V вид )

Базовый уровень

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья V вида составлена в соответствии

с программой Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений

Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова ( Москва, «Просвещение», 2009 год)

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. А.Ф. Климанова. Учебник «Родная речь». 3 класс (1,2 часть), Москва, «Просвещение», 2010 год;

2. С.В. Кутявина. «Поурочные разработки по чтению для 3 класса», Москва, «ВАКО», 2010 год.

По учебному плану в неделю 3 часа чтения + 1 час внеклассного чтения

Всего за год 134 часа (99+35)

Выполнение практической части:

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего за год

Наизусть

3

3

3

9

Пересказы

2

2

2

6

Выраз. чтение

3

2

3

8

Курс чтения 3 класса призван продолжить обуче ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры вается во всей своей полноте и многогранности. Чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор честву и к чтению художественных произведений.              

Чтение - это ОДИН из важных и ответствен ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче ства обучения в этот период во многом зависит полноцен ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальней шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духов ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос питательное воздействие на школьника, формирует его лич ность. Курс чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля ет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, преду смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни мание начинающего читателя должно быть обращено на сло весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав ственные проблемы, волнующие писателя. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен ке собственное отношение к действительности. Этот прин цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера турного произведения, выдвигает на первый план художе ственный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмыс ливается им как средство создания словесно-художественно го образа, через который автор выражает свои мысли, чув ства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрыл ся шапкой и заснул». Скажите по-другому). Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте,  который наполняет смыслом и значением не только образ ные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде кватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в ТОМ, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции. Курс чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче ский принцип изучения литературных произведений, харак терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно. 

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей ствие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения - формирование целостных синтетических прие мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения - наращива ние скорости чтения и овладение рациональными приема ми чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию уме ния постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного ), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приему выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей "Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания попол ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка), Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», О метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Отличительной особенностью программы чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель ности детей, которые помогут им воспринимать художе ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллекту альному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек полу чает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются кон кретно-чувственным опытом и умением воссоздать словес ные образы в соответствии с авторским текстом.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

   Курс чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

   Таким образом, курс чтения в 3 классе нацелен на решение следующих основных задач:

Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество (12 часов).

Образовательные задачи:

  • Дать сведения о рукописных книгах и летописях Древней Руси.
  • Ознакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова.
  • Ознакомить учащихся с новыми русскими народными сказками.
  • Углубить знания о русском фольклоре.
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения, беглого чтения, пересказа (чтение про себя).
  • Формировать умения давать характеристику героям, пересказывать от лица героев, диалоговое чтение.

Поэтическая тетрадь. I (8 часов), II (5 часов), III (4 часа), IV (5 часов).

Образовательные задачи:

  • Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством русских поэтов.
  • Учить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение автора, мысли поэта.
  • Учить запоминать и правильно читать, заучивать стихотворения.
  • Учить анализировать текст, понимать смысл прочитанного.

Великие русские писатели. (16 часов), Литературные сказки. (7 часов)

Образовательные задачи:

  • Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством русских писателей, их краткой автобиографией.
  • Учить выразительно читать произведения, пересказывать, понимать смысл и настроение лирического героя.
  • Обучать делению текста на части, составлять план произведения.
  • Учить давать характеристику героям по плану, анализировать поступки героев.
  • Учить учащихся составлять картинный план произведения.
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы, по характерным признакам, находить мораль.
  • Учить учащихся видеть скрытый переносный смысл произведения.
  • Учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Люби живое. (12 часов)

Образовательные задачи:

  • Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, пишущих о животных и природе.
  • Учить видеть и понимать окружающую природу.
  • Учить понимать поступки и состояния героев, давать характеристику, анализировать поступки.
  • Учить видеть смысл произведения, правильно строить высказывания.
  • Совершенствовать выразительное чтение произведений, пересказ текстов.
  • Обучать учащихся делить текст на части, составлять план произведения, сравнивать тексты.
  • Обучать учащихся составлять сжатый пересказ произведения.

Были – небылицы. (9 часов), Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (10 часов), По страницам детских журналов. (5 часа)

Образовательные задачи:

  • Расширять знания учащихся о жизни и творчестве писателей.
  • Учить понимать поступки и состояния героев, давать характеристику, анализировать поступки.
  • Учить видеть смысл произведения, правильно строить высказывания.
  • Совершенствовать выразительное чтение произведений, пересказ.
  • Обучать учащихся делить текст на части, составлять план произведения, сравнивать тексты.
  • Обучать чтению по ролям.
  • Учить детей понимать смысл пословиц.
  • Ознакомить учащихся с журналами для детей, учить работать с иллюстрацией.

Зарубежная литература. (8 часов)

Образовательные задачи:

  • Ознакомить учащихся с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами.
  • Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством зарубежных сказочников.
  • Обучать детей делить текст на смысловые части, понимать содержание. Учить ставить вопросы по содержанию текста.
  • Формировать навыки выразительно читать произведение, пересказывать, понимать смысл и настроение героев.
  • Учить видеть скрытый переносный смысл произведений, правильно строить высказывания.

Наряду с общеоб разовательными ставятся следующие основные коррекционно- развивающие задачи: 

  • Развивать образное и ассоциативное мышление.
  • Развивать общеинтеллектуальные умения и навыки (развитие памяти, внимания, творческого воображения).
  • Развивать способности эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • Активизировать познавательную деятельность, развивать зритель ное и слуховое восприятия (развитие связной речи учащихся).
  • Расширять кругозор детей, словарный запас.
  • Развивать умения обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать наблюдательность, интерес к чтению, умения работать самостоятельно, осуществлять самопроверку и самоконтроль.

Наряду с общеоб разовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие воспитательные задачи: 

  • Воспитывать художественный вкус, потребность в постоянном чтении книг, интерес к литературному творчеству.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, ответственности.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, дисциплинированность и трудолюбие.
  • Воспитывать положительные черты личности, бережное отношение к книге, к природе.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным.

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)

В классе 19 учащихся. Из них 6 девочек и 13 мальчиков. У 7 учащихся полные семьи, у 6 - неполные семьи – детей воспитывают мамы;               1 ребенок из многодетной семьи, 2 детей - потеря кормильца, у двоих - материи – одиночки, двое –воспитанники детского дома №6.

Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 1 ребенка инвалидность. Так как класс речевой, все дети наблюдается

у логопеда.

В целом класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса чтения 3 класс              и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков беглого выразительного чтения, коммуникации, развитию грамотно построенной устной речи, воображения,

выработке произвольного внимания как наиболее проблемным для класса.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы 3 класса.

Учащиеся должны знать:

  • фамилии 10-12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
  • детские периодические издания;
  • профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор);
  • наизусть 9 стихотворений (в том числе о разных временах года).

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;
  • осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;
  • передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе;
  • характеризовать и давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
  • воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
  • описывать и понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
  • выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • характеризовать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
  • различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов);
  • составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
  • объяснять и практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказка, пословица, песенка, загадка); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
  • слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
  • делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
  • ориентироваться в книге, показывать титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красную строку, пользоваться оглавлением и сносками.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознания значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
  • формирования потребности в систематическом чтении;
  • достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития,  использования элементарных литературоведческих понятий;

I триместр 47 часов (35+12)

№ п/п

№ урока

№ ур вн.чт

дата

Тема урока

Д/з

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7-8

9;11

10

12-13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29;-32

30

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

1

2

3

4

5-6

7-8

9-10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3-5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

01.09

02.09

06.09

07.09

08.09

09.09

13;14

15;20

16.09

21;22

23.09

27.09

28.09

29.09

30.09

04.10

05.10

06.10

07.10

11.10

12.10

13.10

14.10

18.10

19.10

20;25;26

21.10

27.10

28.10

09.11

10.11

11.11

15.11

16.11

17.11

18.11

22.11

23.11

24.11

25.11

29.11

30.11

Самое великое чудо на свете. (11 часов)

Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Вн.чтение: Устное народное творчество.  

Урок путешествие в прошлое.

УНТ. Русские народные песни.

УНТ. Докучные сказки.

Вн.чтение: Сокровища мудрости народной.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Вн.чтение: Русские народные сказки.

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Вн.чтение: Иван - герой русских сказок.

Обобщающий урок по разделу.

Поэтическая тетрадь №1. (8 часов)

Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Вн.чтение: Родные поэты. В.А. Жуковский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

И. Никитин «Полно, степь моя…».

И. Никитин «Встреча зимы».

Вн.чтение: Родные поэты. А.Н. Майков,

А.А. Блок, И.А. Бунин.

И. Суриков «Детство».

И. Суриков «Зима».

Обобщающий урок по разделу.

Вн.чтение: Творчество А.С.Пушкина. Сказки

Великие русские писатели. (16 часов)

Урок-путешествие в Литературную страну.

А.С. Пушкин. Стихи.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Вн.чтение: Басни И.А. Крылова.

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Вн.чтение: Урок-игра. «Звёздный час» по творчеству  И.А. Крылова. 

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

Вн.чтение: «О братьях наших меньших». Рассказы о животных Б.Житкова ВЧаплиной

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…».

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень».

Детство Л.Н.Толстого «Из воспоминаний писателя».

Вн.чтение: Диалоги о животных. Е.Чарушин

Л.Н.Толстой «Акула».

Л.Н.Толстой «Прыжок».

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Вн.чтение: Читаю стихотворение и слышу сказку.  Ю. Владимиров.

Л.Н.Толстой, «Какая бывает роса на траве…», «Куда девается вода из моря?»

Обобщающий урок по разделу.

с. 4-9

с. 10-12

с. 14-17

с. 18-21

с. 22-27

с. 28-39

с. 40-50

с. 51-58

с. 60-62

с. 62-63

с. 64-65

с. 66-67

с. 68-71

с. 72-75

с. 76-77

с. 78-80

с. 84-87

с. 88-91

с.92-129

с.132-135

с.136-137

с.137-139

с.142-144

с.146-147

с.148-151

с.152-155

с.156-159

с.160-162

с.162-163

с.164-166

Воспринимать на слух художественные произведения УНТ, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Читать сказки по ролям, пересказывать. Анализировать соответствие темы пословицы, выбирать пословицу, отражающую главную мысль.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.

Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Читать про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать наизусть

Характеризовать текст, представлять текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения последовательность событий, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты, определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.

Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заголовка. Составлять план текста с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.

Характеризовать книгу, анализировать структуру образные средства.

Инсценировать художественное произведение, читать по ролям, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства(тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты). Характеризовать героев произведения и их поступки.

Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами? Оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.

                                                                   

II триместр 44 часа (33+11)

№ п/п

№ урок

№ ур вн.чт

дата

Тема урока

Д/з

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

13;15

14

16

17-18

19

20-22

23

24-26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36-37

38;40

39

41

42

43-44

1

2

3

4

5

1

2

3-4

5-6

7

1-2

3-5

6-8

9

1

2

3

4

1

2-3

4-5

6

7-8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

01.12

02.12

06.12

07.12

08.12

09.12

13.12

14.12

15.12

16.12

20;21

22;27

23.12

09.01

11;12

13.01

17-19

20.01

24-26

27.01

31.01

01.02

02.02

03.02

07.02

08.02

09.02

10.02

14;15

16:21

17.02

22.02

24.02

28;29

Поэтическая тетрадь №2. (5 часов)

Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…».

Вн.чтение: Что говорят стихи.  Поэзия С.Маршака.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги…».

Вн.чтение: Что говорят стихи.  Поэзия С.Маршака.

Обобщающий урок по разделу.

Литературные сказки (7 часов)

Д. Мамин - Сибиряк  «Присказка

к Алёнушкиным сказкам».

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца…».

Вн.чтение: Урок-игра «Литературные герои»

В.Г аршин «Лягушка- путешественница».

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Вн.чтение: «Про эту книгу». Книги-самоделки из материалов периодической печати.

Обобщающий урок по разделу.

Были - небылицы. (9 часов)        

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Вн.чтение: Короткие рассказы и сказки

Е.А. Пермяка.

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Вн.чтение: «Что за прелесть эти сказки!»

А. Куприн «Слон».

Вн.чтение: Путешествие в страну сказок.

Обобщающий урок по разделу.

Поэтическая тетрадь №3. (4 часа)

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон».

А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

Вн.чтение: Знай и люби родную природу!

С. Есенин «Черёмуха».

Обобщающий урок по разделу.

Люби живое. (12 часов)

М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

Вн.чтение: Урок-викторина «Знай и люби родную природу».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.И. Белов «Малька провинилась», «Ёщё раз про Мальку».

Вн.чтение: О чем рассказывают детские журналы.

В.Бианки «Мышонок Пик».

Вн.чтение: «Где? Что? Как и почему?» Рассказы-загадки о зверях и птицах. 

Б.С. Житков «Про обезьянку».

с.168-170

с.170-172

с.173

с.174-177

с.177

с.180-182

с.183-187

с.188-195

с.196-208

с.209-213

2 часть

с.4-11

с.12-24

с.25-41

с.42-44

с.46-49

с.50-54

с.55-56

с.56

с.58-59

с.60-67

с.68-70

с.70-72

с.73-82

с.83-97

Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.

Характеризовать текст, представлять текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения последовательность событий, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты, анализировать структуру, образные средства.

 Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль. Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям.

Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания.

Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр ,раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль. Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.

Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами?

                                                         

         

III триместр 43 часа (31+12)

№ п/п

№ урок

№ ур вн.чт

дата

Тема урока

Д/з

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19-20

21

22

23

24

25

26

27-28

29

30

31

32

33

34;36

35

37;38

40;41

39

42

43

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

1-2

3

4

5

1-2

3-6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

01.03

02.03

06.03

07.03

11.03

13.03

14.03

15.03

16.03

20.03

21.03

22.03

23.03

03.04

04.04

05.04

06.04

10.04

11;12

13.04

17.04

18.04

19.04

20.04

24.04

25;26

27.04

02.05

03.05

04.05

08.05

10;15

11.05

16,17,22,23

18.05

24.05

25.05

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

Вн.чтение: Урок-викторина по рассказам и сказкам В.В. Бианки.

В.П. Астафьев «Капалуха».

В.Ю. Драгунский «Он живёт и светится».

Вн.чтение: Мифы, легенды, предания.

Обобщающий урок по разделу.

Поэтическая тетрадь №4. (5 часов)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

А. Барто  «Разлука», «В театре».

Вн.чтение: Мифы, легенды, предания.

С. В.Михалков «Если».

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Обобщающий урок по разделу.

Вн.чтение: Уральские рассказы П.П. Бажова.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

(10 часов)

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

А.П. Платонов «Цветок на земле» .

А.П. Платонов «Ещё мама».

Вн.чтение: Волшебные сказки братьев Гримм.

М. Зощенко «Золотые слова».

 М. Зощенко «Великие путешественники».

Вн.чтение: Волшебные сказки братьев Гримм

Н. Носов «Федина задача».

Н. Носов Телефон».

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

Вн.чтение: Сказки Шарля Перро.

Обобщающий урок по разделу.

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки». (5часов)

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Вн.чтение: Сказки Шарля Перро.

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Р. Сеф  «Весёлые стихи».

Вн.чтение: Сказки сказочника Г.Х. Андерсена

Обобщающий урок по разделу.

Зарубежная литература. (8часов)

Мифы Древней Греции.

Вн.чтение: Сказки сказочника Г.Х. Андерсена.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Вн.чтение: Обобщающий урок-отчёт.

Обобщающий урок по разделу.

Вн.чтение: Урок-игра «Мы - читатели».

с.98-100

с.101-104

с.105-108

с.109-110

с.112-114

с.115-117

с.118-119

с.120-121

с.122

с.124-128

с.129-136

с.137-143

с.144-153

с.154-164

с.164-169

с.169-172

с.173-175

с.176

с.178-183

с.183-186

с.186-188

с.188

с.190-199

с.200-214

с.215

Конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.

Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.

Сравнивать тексты, определять жанр, анализировать структуру, образные средства.

Сравнивать произведения разных жанров. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль. Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.

Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.

Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заголовка. Составлять план текста с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации. Характеризовать книгу, журнал, анализировать структуру, образные средства. Инсценировать художественное произведение, читать по ролям, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами?

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...