Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок формирует умение анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков, воспитывает умение сопротивляться жизненным неудачам и сопереживать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_s_urok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Предмет. Литературное чтение. Урок 3.

                         Д. Н. Мамин-Сибиряк. « Серая Шейка»

Цель:

1).продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;

2).воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

3).развивать речь, мышление, память.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний. 

 

               Используемые учебники и учебные пособия: 

Чуракова Н. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. В 2 – х частях – Самара: Корпорация « Федоров»,2000 – 2003.

                  Используемая методическая литература: 

Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику « Литературное чтение»3кл.- М.: ЗАО « Центр общего развития», 1999-2002

Малаховская О. В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. – М.: ЗАО ЦОР, 2001, 2002.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор.

Краткое описание: 

Урок формирует умение анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков, воспитывает умение сопротивляться жизненным неудачам и сопереживать.

                                                       

                                                                Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

-Какое произведение мы читали на предыдущих уроках? (1 слайд)

-Кто автор этого произведения? (2 слайд)

- Какие еще произведения этого автора вы знаете? А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Д.Н.Мамина – Сибиряка и их героев?

3 слайд «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

4 слайд «Сказка про Комара Комаровича длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»

5 слайд «Сказка о том, как жила – была последняя Муха»

6 слайд «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

7 слайд «Сказка про Ерша Ершовича………»

8 слайд

- Для кого писал свои сказки Д.Н.Мамин – Сибиряк?

- Каким Мамин – Сибиряк предстал перед нами?

9 слайд

Отгадайте загадку.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.  (фото)

10 слайд

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой

Зайца ждет хитрюга та

Как зовут ее? (фото)

"Серая Шейка" впервые была напечатана в журнале "Детское чтение». Алёнушке было полтора года.

-Что было задано на дом? (Дети подробно пересказывают  описание наступления зимы.)

-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

-А сейчас я проверю, какие вы внимательные читатели.

11 слайд

Вставь слово. Стр.30

Найди ошибку. Стр.35

Собери предложение. Какого слова не хватает? Стр.37

Подпиши иллюстрации. (12,13,14,15     слайды)

-Кто поддерживал С.Ш.в эти трудные моменты? (Мама Утка.)

Физминутка.

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь

16 слайд.

III.Постановка цели урока.

-Как Вы думаете, почему во 2 части автор ни разу не упоминает о Селезне. Но так много говорит о Старой Утке? (Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии,  которые могла ей дать только мать.)

17,18,19 слайды.

-Дайте характеристику маме Утке.

-Дайте характеристику отцу Селезню.

-Докажите, что у Утки и Селезня разные жизненные позиции. Какие это позиции?

IV.Систематизация материала.

1).Жизненные позиции Старой утки и Селезня.

-Какая позиция близка Вам? (Ответы детей.) Докажите словами из текста.

Вывод на слайдах. (17,18,19)

Утка

Селезень

Самоотверженная

Заботливая

Умеющая любить

Умеющая сочувствовать

Эгоистичный

Равнодушный

Не способный на жертву

Не тревожит себя грустными мыслями

 

2).-Какая позиция близка автору?

-Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех.) (В этой фразе есть ирония автора. Повтор слов.)

-На самом ли деле Селезень такой умный? (Докажите словами из текста.)

Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том. Что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. О их  жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

-Как ведёт себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями?

Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка». Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.

 

3).Сильный характер Серой Шейки.

-Какая она, Серая Шейка?

-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

-Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)

-Между кем идёт борьба? (Река и холод. )

_Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.)

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

4).Помощь для Серой Шейки.

-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

-Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть. Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (Охотник Акинтич.)

-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее.)

V.Подведение итогов.

-Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?

-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

VI.Домашнее задание.

21 слайд.

-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку)  Придумайте дома продолжение сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка".

Урок с большим воспитательным потенциалом....

Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».

Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;   Развивать творческие способности, мышление, речь.  ...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Литературная викторина по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»...

конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.

конспект урока чтение в специальном 9 классе...

Русский язык 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Сочинение «Серая шейка»

Русский язык 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Сочинение «Серая шейка»....

Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс

Цели: - углубленный анализ содержания-  составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...