конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.
план-конспект урока по чтению на тему

Цырегмаева Балма Очировна

конспект урока чтение в специальном 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_po_skazke_seraya_sheyka_okonchatelnyy.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Серая Шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк (3 часть)

Тип урока: комбинированный.

Основная цель урока: формировать навыки осознанного чтения

Задачи: обучающая: продолжить работу с текстом большого объёма: ознакомить с содержанием 3-й части сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая       шейка»;

Коррекционно-развивающая: развивать и коррегировать устную связную речь,  пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, увеличение объёма внимания, коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, мыслительной действий (анализ и синтез), планирующая функция мышления, коррекция и развитие личностных качеств учащихся: эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки, умения выражать свои мысли и чувства);

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, нравственные качества: любовь и сострадание, сопереживание.

Оборудование:  Ноутбук, мультимедиа- проектор, портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, учебник 5 класса, словарные слова- карточки, карточки-самооценки для учащихся, доска, карандаш простой, аудиозапись, рисунки детей.

В урок включены следующие виды чтения:

  1. Жужжащее чтение
  2. Чтение по ролям
  3. Выборочное чтение
  4. Чтение по цепочке
  5. Озаглавливание всей части
  6. Пересказ прочитанного по плану.

Ход урока:

  1. Орг . момент. Эмоциональный настрой учащихся.

Сегодня к нам пришли в гости учителя. Давайте их поприветствуем!

- Здравствуйте!

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Сядем прямо не согнемся,

За работу мы возьмемся.

Сегодня мы с вами будем учиться читать правильно, слушать друг друга и отвечать на вопросы (только руки поднимаем) и кто хорошо будет работать, тому призы.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем глубокий вдох носом и выдох через рот. 3раза.

- Посмотрите-ка пожалуйста, на экран. Все вместе прочитаем чистоговорку.

Ачка, ачка,ачка- плыла по речке уточка

Ички, ички,ички – снесла она яички,

Чат, чат, чат – будет выводить утят,

Чить, чить, чить – плавать детишек будет учить.

Скороговорка:  

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят

Ужасно утка мучится:

Ну что из них получится?  

- А теперь проговорим скороговорку чуть потише.

- Еще тише, совсем шепотом.

III. Проверка домашнего задания.

- Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?

- Сказка «Серая Шейка».

- Кто автор этой сказки?

- Мамин – Сибиряк.

 На доске висит портрет автора.

- Это писатель, который жил на Урале. Его уже давно нет, но его произведения живут до сих пор. Он писал детские рассказы ,сказки, которые детям очень нравится.

- Домашнее задание у вас было найти и прочитать какие советы давала Старая Утка Серой Шейке.

- Давайте послушаем ответ Андрея .

- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала она. – Там вода не замерзнет целую зиму….

- Хорошо , молодец, Андрей.

- А теперь давайте вместе прочитаем новые слова и узнаем значение этих слов и выражений. На доске висят на магнитах слова и выражения: полынья, толчёшься, душа в пятки ушла, река точно засыпала.

- Посмотрите на слайд внимательно.

Полынья – незамерзшее место в середине реки, озера.

Толчёшься – быть, находиться.

Река точно засыпала – поддавалась холоду, замерзала.

Душа в пятки ушла - Кто-либо испытывает сильный страх, испугался.

  1. Чтение текста учителем.

- А теперь послушайте 3-ю часть сказки «Серая Шейка» и в конце скажете как встретились  и почему подружились Серая Шейка и Заяц?  

Ответы детей.

- Как переживала уточка своё одиночество?

Ответы детей.

Жужжащее чтение.

- Ребята, а сейчас давайте прочитаем весь текст вслух каждый. (Дети читают вслух.) Отводится 10  минут.

Работа со слабоуспевающими детьми.

Чтение по цепочке.

- Хорошо, молодцы ребята! Мы с вами прочитаем весь текст по цепочке. Начинает Паша Андриевский. Все   дети по очереди читают.

Выборочное чтение.

Ребята, найдите то место в тексте, как  встретились Серая Шейка и Заяц.

- Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц.  

Чтение по ролям.

- Прочитаем по ролям выразительно разговор Зайца и Серой Шейки. Заяц будет Нина, а Серая Шейка – Андрей.

- А теперь послушаем разговор Лисы и Серой  Шейки. В роли Лисы – Нина, а Серая Шейка – Толя .

На прошлых уроках мы давали название двум предыдущим частям, 1-ю часть мы назвали -  Разговор Старой Утки и Селезня. Вторая часть – Как Серая Шейка осталась одна. Озаглавим 3- ю главу -. Подумайте, как можно назвать эту часть.

  1. Физминутка.

На носочки встанем

Облачко достанем

На корточки присели

Травушку погладим

Руками-крыльями взмахнем

Как утята поклюём

В стайки соберёмся

Друг другу улыбнемся

Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь.

Теперь постараемся по плану пересказ сказки. (Слайд)

План:

  1. Место для зимовки.
  2. Одиночество Серой Шейки.
  3. Встреча Серой Шейки с Зайцем.
  4. Разговор Серой Шейки и Зайца.
  5. Река замерзала.
  6. Появление Лисы.

- Кто может пересказать по плану сказку?

Нина отвечает.

- Молодец, Нина!

Итог урока. Заключительная беседа.

- Какие чувства у вас вызывает Серая Шейка ? Слайд.

- А Заяц ?

- А Лиса ?

- Кого вам больше жалко Серую Шейку, Лису или зайца?

- Ответы детей.

Скажите что вас тронуло в этой сказке?

Что вызвало недовольство и возмущение?

Ответы детей.

- Ребята, конечно нужно беречь и спасать таких животных. Помните, мы в прошлом году кормили птиц , повесили кормушки. Мы будем продолжать эту работу.

Домашнее задание.

- Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ текста. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

 - Посмотрите какие рисунки нарисовали наши дети.

Самооценивание.

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите –синий цвет, если вы были внимательными –желтый цвет, если вы были артистичными –зеленый.

- Пожалуйста, покажите свой выбор.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно  активные, внимательные, артистичные. (Учитель выставляет оценки в журнал.)

-  Я приготовила вам маленькие призы.  Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока чтения на тему "Серая шейка"

презентация урока чения 5 часть.. здесь представлены все этапы урока, чистоговорки, скороговорки, портрет Мамина Сибиряка, словарная работа, форма самооценки....

Конспект урока по литературному чтению «Д.Н.Мамин Сибиряк. Приёмыш».

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе,УМК "Школа России", Д.Н.Мамин -Сибиряк "Приёмыш". Первый урок раздела "Природа и мы". Урок призван формировать коммуникативные качества учащихся, оцен...

Конспект урока "Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" ("Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;отработка навыка правильного, выразительно...

Презентация к уроку чтения в 4 классе Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш"

Презентация к уроку чтения в 4 классе Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш"...

Тест по сказке "Серая Шейка" Д. Мамин - Сибиряк

Данный тест позволяет учителю просвести корректировку знаний учеников третьего класса по сказке Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...

Конспект урока "Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)", по системе Занкова, 3 класс

Цель урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста....