Урок обучения грамоте.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления знаний. Тема:" Алфавит.Ззакрепление знаний о звуках и буквах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit._obobshchenie_zakreplenie_znaniy.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обучению грамоте 1 класс
Учитель: Седина Светлана Александровна,
школа № 120 Выборгского района.
Урок № 83.
Тема: «Алфавит. Обобщение знаний о звуках и буквах».
Цели урока:
Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
Проверка и систематизация знаний о звуках, умения сопоставлять и характеризовать звуки.
Способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы,
Развитие памяти, внимания, воображения учащихся,
Воспитывать интерес детей к учебной деятельности.
1.Организационный момент
-Прочитайте сначала буквы, которые написаны красным цветом, потом синим и вы узнаете какой урок сейчас будет. (Обучение грамоте)
-Что изучают на уроках обучения грамоте? (буквы, звуки)
2.Постановка учебной задачи.
-Доскажите словечко и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:
Буквы-значки как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все (АЛФАВИТ)
-Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называется «альфа».
-Откройте страницу № 100. Давайте прочитаем стихотворение в котором живут все буквы русского алфавита.
-Проверьте по алфавиту, о всех ли буквах говориться в стихотворении.
-Как называются две первые буквы русского алфавита?
-Посмотрите, как выглядели и назывались эти буквы раньше.
-Объясните, как появилось слово «азбука»?
-Очень важно называть буквы правильными именами.
Однажды Буква Р услышала как ее неправильно назвали «РЭ».
Буква обиделась и закричала « Я не РЭ, не РЭ, не РЭ, хоть пишусь я во «дворе».
Рокочу я громким громом, и реву звериным ревом,
Вот тигриным, например.
А зовусь я буква «ЭР».
-А вы знаете правильные имена букв?
Доска:
Ф | М | Д | Щ | Д | Х | Ц | Ж |
(эф, эм, дэ, ща, ха, жэ, цэ)
-Вы молодцы. Весь год вы усердно трудились, много узнали о звуках и буквах. И сегодня жителям одного сказочного города нужна ваша помощь.
3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Чтобы вы поняли кому мы будем помогать, я расскажу вам сказку о необычном сказочном королевстве.
-Жили -были два брата короля, два родных брата. Они так дружили, что построили себе два дворца и поселились рядом. Один из королей был строгий и стройный, и звали его - Твердыш, а другой –добродушный и толстый, и звали его Мякиш.
-Братья разделили все королевство на две половинки. В королевстве, которым управлял Твердыш, все звуки звучали твердо, а у Мякиша мягко. Даже троны, на которых сидели короли были разными. У Мякиша было мягкое кресло, а у Твердыша – высокий гранитный стул. Братья никогда не ссорились между собой. И жители обоих государств могли спокойно ходить друг к другу в гости. Но попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам. Называлось это государство ЗВУКОГРАД. Однажды в государстве произошло наводнение и все буквы смыло водой. И теперь мы мы отправимся в это королевство и поможем звукам выбрать себе правильный домик. Чтобы мы не заблудились, я дам вам карту ЗВУКОГРАДА.
А, скажите мне, друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видим мы друзья?
Если мы ногою топнем, если мы в ладоши хлопнем.
Догадайся, милый друг, значит мы услышим (звук).
На какие две группы мы делим все звуки? (гласные и согласные)
-Какие звуки мы называем гласными?
(Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет. Звук получается гласный)
-Какие звуки называются согласными?
(А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.)
-Можем ли мы поселить в домики звуки? (нет, так как звуки- невидимки, мы только слышим, но не видим их)
- А при помощи чего мы записываем звуки? (при помощи букв)
-Буква – специальный значок для записи звуков.
Игра : «Третий лишний»
-Какой значок лишний и почему?
Доска: Н + л (+ арифметический знак)
А т ? (?-знак препинания)
Ф Y б (Y- буква не русского алфавита)
-На какие две группы можно разделить все гласные звуки?
(Гласные-указывающие на твердость согласного при произношении поселились в королевстве Твердыша, гласные указывающие на мягкость согласного звука поселились в королевстве Мякиша.)
(дети работают в своих картах Звукограда, учитель на доске)
-Согласные звуки тоже спешат в свои домики.
-Звуки Р,М,Н,Л решили жить вместе. Почему? Что у них общего?
(они звонкие, непарные сонорные)
-Некоторые звуки очень дружны, они даже в произношении похожи, поэтому они решили поселиться парами.
-Как мы называем такие звуки? (парные)
-Чем отличаются парные звуки? (один звонкий, другой глухой)
-Чтобы правильно расселить парные звуки мы поиграем в игру: я буду называть звук звонкий, а вы назовете его пару –глухой )
Б-п в-ф г-к д-т з-с
-Звонкие звуки повесили над своим домиком колокольчик, что бы все знали, кто здесь живет, а глухие рядом со своим домом поселили птичку –глухаря.
Все буквы очень любили ходить друг другу в гости, но отправляясь в соседненее королевство они всегда подчиняются его законам: в королевстве Мякиша все звуки произносятся мягко, а в королевстве Твердыша –твердо. Но есть звуки, которые никогда не покидают своего королевства.
-Какие звуки всегда произносятся твердо? (Ж,Ш,Ц)
-Какие звуки всегда произносятся мягко? (Й,Ч,Щ)
-У каждого из королей есть своя волшебная палочка – у Твердыша –Ъ. а у Мякиша-Ь.(на доске две карточки со знаками)
-Что это за значки? (это твердый и мягкий знаки)
-Чем необычны эти буквы? ( не обозначают звуков)
-Какую роль выполняют в русском языке? (разделяют гласные и согласные звуки, при этом Ъ указывает на твердость согласного звука, а Ь на мягкость согласного).
Игра: «Камень (Ъ) – вата (Ь)»
Определить в каких словах есть «Ъ», а в каких «Ь».
Доска:
Л_дина пал_то раз_езд в_езд сем_я скам_я об_явление
-Мы с вами поселили все буквы в их домики.
4.Самостоятельная работа.
Вы все хорошо потрудились. А теперь мы должны на компьютере пройти испытание--тест которое приготовили вам два брата-короля.
(выполнение теста учащимися)
5. Рефлексия деятельности.
-Что было интересно на уроке?
-Что запомнилось?
-Какое задание понравилось выполнять больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....