Урок обучения грамоте.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Седина Светлана Александровна

Урок обобщения и закрепления знаний. Тема:" Алфавит.Ззакрепление знаний о звуках и буквах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit._obobshchenie_zakreplenie_znaniy.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обучению грамоте 1 класс

Учитель: Седина Светлана Александровна,

школа № 120 Выборгского района.

Урок №  83.

Тема: «Алфавит. Обобщение знаний о звуках и буквах».

Цели урока:

Формирование  навыков  правильного, сознательного, выразительного, беглого  чтения.

Проверка   и систематизация  знаний о звуках,  умения сопоставлять   и характеризовать звуки.

Способствование  развитию устной речи детей, умению  четко отвечать на поставленные вопросы,

Развитие памяти, внимания, воображения учащихся,

Воспитывать  интерес детей  к учебной деятельности.

1.Организационный момент

-Прочитайте сначала буквы, которые написаны красным цветом, потом синим и вы узнаете  какой урок сейчас будет. (Обучение грамоте)

-Что изучают на уроках обучения грамоте? (буквы, звуки)

2.Постановка учебной задачи.

-Доскажите словечко  и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:

Буквы-значки как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется все (АЛФАВИТ)

-Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называется «альфа».

-Откройте страницу № 100. Давайте прочитаем стихотворение в котором живут все буквы русского алфавита.

-Проверьте по алфавиту, о всех ли буквах говориться в стихотворении.

-Как называются две первые буквы русского алфавита?

-Посмотрите, как выглядели  и назывались эти буквы раньше.

-Объясните, как появилось слово «азбука»?

-Очень важно называть буквы правильными именами.

 Однажды Буква Р услышала как  ее неправильно назвали «РЭ».

Буква обиделась и закричала « Я не РЭ, не РЭ, не РЭ, хоть пишусь я во «дворе».

Рокочу я громким громом, и реву звериным ревом,

Вот тигриным, например.

А зовусь я буква «ЭР».

-А вы знаете правильные имена букв?

Доска:

Ф

М

Д

Щ

Д

Х

Ц

Ж

(эф, эм, дэ, ща, ха, жэ, цэ)

-Вы молодцы. Весь год вы усердно трудились, много узнали о звуках и буквах. И сегодня  жителям одного сказочного города нужна ваша помощь.

3. Повторение пройденного.  Актуализация знаний.

- Чтобы вы поняли кому мы будем помогать,  я расскажу вам сказку о необычном  сказочном королевстве.

-Жили -были два брата короля, два родных брата. Они так дружили, что построили себе два дворца и поселились рядом. Один из королей был строгий и стройный, и звали его - Твердыш, а другой –добродушный и толстый, и звали его Мякиш.

-Братья разделили все королевство на две половинки. В королевстве, которым управлял Твердыш, все звуки звучали твердо, а у Мякиша мягко.  Даже троны, на которых сидели короли были разными. У Мякиша было мягкое кресло, а у Твердыша – высокий гранитный стул. Братья никогда не ссорились между собой. И жители обоих государств могли спокойно ходить друг к другу в гости. Но попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам. Называлось это государство ЗВУКОГРАД. Однажды  в государстве произошло наводнение и все буквы смыло водой. И теперь мы мы отправимся в это королевство и  поможем  звукам выбрать себе  правильный домик. Чтобы мы не заблудились, я дам вам карту  ЗВУКОГРАДА.

А, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видим мы друзья?

Если мы ногою топнем, если мы в ладоши хлопнем.

Догадайся, милый друг, значит  мы услышим (звук).

На какие две группы мы делим все звуки? (гласные и согласные)

-Какие звуки мы называем гласными?

(Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,

Голос  участвует, голос  зовет.  Звук получается  гласный)

-Какие звуки называются согласными?

(А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.)

-Можем  ли мы поселить в домики звуки? (нет, так как звуки- невидимки,  мы только слышим, но не видим их)

- А при помощи чего мы записываем звуки? (при помощи букв)

-Буква – специальный значок для записи звуков.

Игра : «Третий лишний»

-Какой значок лишний и почему?

Доска: Н  +  л (+ арифметический знак)

 А  т  ? (?-знак препинания)

Ф  Y   б (Y- буква не русского алфавита)

-На какие две группы можно разделить все гласные звуки?

(Гласные-указывающие на твердость согласного при  произношении поселились в королевстве Твердыша, гласные указывающие на мягкость согласного звука поселились в королевстве Мякиша.)

(дети работают в своих картах Звукограда,  учитель на доске)

-Согласные звуки тоже спешат в свои домики.

-Звуки Р,М,Н,Л решили жить вместе. Почему?  Что у них общего?

(они звонкие, непарные сонорные)

-Некоторые звуки  очень дружны, они даже  в произношении похожи, поэтому они решили поселиться парами.

-Как мы называем такие звуки?  (парные)

-Чем отличаются парные звуки?  (один звонкий, другой глухой)

-Чтобы  правильно расселить парные звуки мы поиграем в игру:  я буду называть звук звонкий, а вы назовете его пару –глухой )

Б-п   в-ф   г-к   д-т   з-с

-Звонкие звуки повесили над своим домиком колокольчик, что бы все знали, кто здесь живет, а глухие  рядом со своим домом поселили  птичку –глухаря.

Все буквы очень любили ходить  друг другу в гости, но отправляясь в соседненее королевство они всегда подчиняются его законам: в королевстве Мякиша все звуки произносятся мягко, а в королевстве Твердыша –твердо. Но есть звуки, которые никогда не покидают своего королевства.

-Какие звуки всегда произносятся твердо? (Ж,Ш,Ц)

-Какие звуки всегда произносятся мягко? (Й,Ч,Щ)

-У каждого из королей есть своя  волшебная палочка – у Твердыша –Ъ. а у Мякиша-Ь.(на доске две карточки со знаками)

-Что это за значки? (это твердый и мягкий знаки)

-Чем необычны эти буквы? ( не обозначают звуков)

-Какую роль выполняют в русском языке? (разделяют гласные и согласные звуки, при этом Ъ указывает на твердость согласного звука, а Ь на мягкость согласного).

 Игра: «Камень (Ъ) – вата (Ь)»

Определить в каких словах есть «Ъ», а в каких «Ь».

Доска: 

Л_дина   пал_то   раз_езд  в_езд  сем_я  скам_я об_явление

-Мы с вами поселили все буквы в их домики.

4.Самостоятельная работа.

 Вы все хорошо потрудились. А теперь мы должны на компьютере пройти испытание--тест  которое приготовили вам два брата-короля.

(выполнение  теста учащимися)

5. Рефлексия деятельности.

-Что было интересно на уроке?

-Что запомнилось?

-Какое задание понравилось выполнять больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....