ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТ УРОКА
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Первое направление — работа над техникой речи (правильность дыхания, дикции, развитие речевого аппарата). Рекомендуется проводить: 1.артикуляционную гимнастику, которая бы укрепляла мышцы языка, губ, рта, челюстей;
2. упражнения для отработки артикуляции гласных, согласных звуков.
Второе направление — практическое усвоение детьми орфоэпических норм русского литературного языка. Рекомендуется учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и записывать то, что орфоэпически правильно диктуется.
Третье направление — совершенствовать интонационные умения. Рекомендуется знать структуру интонации ( темп и длительность ; мелодика ( громко — тихо); интенсивность ( динамика и силовой момент); пауза: тембр голоса - средство выражения эмоций)
а) Лексический уровень (словарная работа)
б) Грамматический уровень (построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения; Предложение - упражнения на основе образцов; конструктивные упражнения ). в) Уровень текста ( устный пересказ прочитанного; текстовые выступления с чтением. анализом, сообщения, доклады; любые сочинения; драматизация, инсценировка, рассказ; статьи в газету, отзывы о прочитанном).

Фрагмент урока по литературному чтению 2 класс.

                 
тема
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Вид контроля
общеучебные
Метопредметн.
личностные
  
Русская народная сказка 
«Руко-
вичка».

Обучающийся научится читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пере-сказывать текст своими словами и с опорой на картинку.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Оценивание усвояемого содержания. Обеспечивающее личностный моральный выбор.
Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; пересказ.
Переск.
Цели:
– развивать умение анализировать и сравнивать;
– продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям;
– совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам.
Оборудование: кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Ход урока. 
  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели урока
  4. Изучение нового материала
     А) речевая разминка;
     Б) подготовка к чтению сказки «Рукавичка»
  - Назовите действующих лиц сказки.
 -  Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

                            об-ро-нил – обронил
                             по-пры-гуш-ка – попрыгушка
                             по-скре-буш-ка – поскребушка
                             спра-ши-ва-ет – спрашивает
                             по-бе-гай-ка – побегайка
                             сест-рич-ка – сестричка
                             бре-дет – бредет
                             не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
                             под-хо-дит – подходит
                             ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
                             по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается. 
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
 Самостоятельное чтение сказки.
  Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
ФИЗМИНУТКА
Журавленок встал на ножки
Пошагать решил немножко.
Смотрит вдаль из под ладошки,
Кто – то скачет по дорожки. Жабы вышли на лужок.
Жабы встали все в кружок.
 Вот попрыгали немножко.
Вот похлопали в ладошки.
Повертелись. Покружились, 
А потом остановились.
  1. Закрепление нового материала.
Выразительное чтение сказки
Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

– Как начинается сказка?
– Прочтите слова на карточках:


 
– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
– Расположите  карточки  в  порядке  поселения  героев  в  домике-рукавичке.
– Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Прочтите  пословицы  и  выберите  те,  которые  подходят  к  этим сказкам.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
                         Игра «Герои сказок».

          – Прочтите имена героев сказок.
          – На какие особенности указывают вторые части имен?
          – Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка              Красная головушка
Гуси                  Малюсенька
Лисичка            Норушка
Петушок           Лебеди              
Кисонька          Сестричка

  Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
   Рефлексия.
- Понравился ли урок?
- Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?
- Легко ли вам было справляться с заданиями?
- Какой пересказ, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З -  подготовить пересказ сказки по опорным словам.




Литература.
Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
 3. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М.,
    Просвещение, 1980 г.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках
    русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_urok_prepodavatelyu.odt37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Первое направление — работа над техникой речи (правильность дыхания, дикции, развитие речевого аппарата). Рекомендуется проводить:  1.артикуляционную гимнастику, которая бы укрепляла мышцы языка, губ, рта, челюстей;

 2. упражнения для отработки артикуляции гласных, согласных звуков.

Второе направление — практическое усвоение детьми орфоэпических норм русского литературного языка. Рекомендуется учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и записывать то, что орфоэпически правильно диктуется.

Третье направление — совершенствовать интонационные умения. Рекомендуется знать структуру интонации ( темп и длительность  ; мелодика ( громко — тихо);  интенсивность  ( динамика и силовой момент); пауза: тембр голоса -  средство выражения эмоций)

 а) Лексический уровень (словарная работа)

 б) Грамматический уровень (построения синтаксических  конструкций:  словосочетания и предложения; Предложение  - упражнения на основе образцов; конструктивные  упражнения ).                                                                                                                                                                                                в) Уровень  текста ( устный пересказ прочитанного; текстовые выступления  с чтением. анализом, сообщения, доклады;  любые  сочинения; драматизация, инсценировка, рассказ; статьи в газету, отзывы о прочитанном).

Фрагмент урока по литературному чтению 2 класс.

                 

тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

общеучебные

Метопредметн.

личностные

Русская народная сказка

«Руко-

вичка».

Обучающийся научится читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пере-сказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Оценивание усвояемого содержания. Обеспечивающее личностный моральный выбор.

Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; пересказ.

Переск.

Цели:
– развивать умение анализировать и сравнивать;
– продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям;
– совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам.
Оборудование: кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели урока
  4. Изучение нового материала

     А) речевая разминка;

     Б) подготовка к чтению сказки «Рукавичка»

  - Назовите действующих лиц сказки.
-  Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

                            
об-ро-нил – обронил
                          
   по-пры-гуш-ка – попрыгушка
                     
        по-скре-буш-ка – поскребушка
                           
  спра-ши-ва-ет – спрашивает
                            
по-бе-гай-ка – побегайка
                            
сест-рич-ка – сестричка
                            
бре-дет – бредет
                           
  не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
                         
    под-хо-дит – подходит
                         
    ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
                          
   по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается.

Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
 Самостоятельное чтение сказки.

  Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

ФИЗМИНУТКА

Журавленок встал на ножки

Пошагать решил немножко.

Смотрит вдаль из под ладошки,

Кто – то скачет по дорожки. Жабы вышли на лужок.

Жабы встали все в кружок.

 Вот попрыгали немножко.

Вот похлопали в ладошки.

Повертелись. Покружились,

А потом остановились.

  1. Закрепление нового материала.

Выразительное чтение сказки

Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

– Как начинается сказка?
– Прочтите слова на карточках:


 
– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
– Расположите  карточки  в  порядке  поселения  героев  в  домике-рукавичке.
– Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Прочтите  пословицы  и  выберите  те,  которые  подходят  к  этим сказкам.

> Не учись разрушать, а учись строить.
> Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

                         Игра «Герои сказок».

         – Прочтите имена героев сказок.
         – На какие особенности указывают вторые части имен?
         – Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка                          Красная головушка
Гуси                              Малюсенька
Лисичка                    Норушка

Петушок                   Лебеди                      

Кисонька          Сестричка

  Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

   Рефлексия.

- Понравился ли урок?

- Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?

- Легко ли вам было справляться с заданиями?

- Какой пересказ, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З -  подготовить пересказ сказки по опорным словам.

Литература.

Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.

 3. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М.,

    Просвещение, 1980 г.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках

    русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Смысловое чтение Фрагмент урока по обучению грамоте

В материале представлен фрагмент урока по обучению грамоте, 1 класс, технология смыслового чтения...

Технология продуктивного чтения (фрагмент урока)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ...