Тематическое планирование по литратурному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
УМК Школа ХХl века
Пояснительная записка, тематическое планирование, КИМ
2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 20.01 КБ |
Тематическое планирование | 52.08 КБ |
КИМ | 12.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературному чтению и на основе программы, разработанной Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 68 часов, в неделю – 2 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1.Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л.А. Ефросинина, М. Т. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011 – (Начальная школа XXI века).
2.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. №1, №2. Автор Л.А. Ефросинина
3.Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 272 с.
Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные линии программы:
Развитие навыка чтения;
Развитие восприятия произведения;
Развитие литературоведческих понятий;
Развитие речевых умений;
Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3 Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Круг чтения
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.
Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.
Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.
Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.
Жанрово- тематическое разнообразие.
Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.
Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге.
Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников.
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения:
-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;
-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
-использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);
-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
-чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:
-установление смысловых связей между частями текста;
-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
-сопоставление поступков героев;
-понимание и различие значений слов в тексте;
-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений;
-составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);
-выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
-самостоятельный выбор книги на определенную тему;
-чтение детской периодики;
-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Межпредметные связи
С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).
С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Литература и средства обучения
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2011г.
2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2011г.
3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.
4.Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Повторение. Произведения фольклора. (4 ч) | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать особенности волшебных сказок, образы героев положительные и отрицательные. Уметь объяснить заголовок, работать с текстом | Повторение. | Учебник, с. 5, вопросы с.15-18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Былина «Волх Все-славович». Произведения фольклора. Былины | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Текущий. | Былина – жанр фольклора | Учебник, с. 16-21, подробный пересказ отдельных эпизодов. Р. т. с. 6 № 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Легенда – жанр фольклора | Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы | Текущий. Выразительное чтение | Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Музей Китеж. Атаман Ермак Тимофеевич | Учебник, с. 21-26, выразительное чтение. Р. т. с. 3 № 12. Р. т. с. 13 № 2 (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»» | 1 | Чтение и анализ нового Обобщающий урок произведения | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения Уметь работать самостоятельно | Текущий. Выразительное чтение Тематический. Самостоятельная работа | Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер | Учебник, Р. т. с. 9 № 3 (по выбору) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Басни. Русские баснописцы. (4 ч) | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) | Учебник, Р. т. с. 28 № 3, 4 (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | И. И. Хемницер «Друзья». А. Е. Измайлов «Кукушка» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои и их поступки. Главная мысль басен | Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно; давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий, чтение наизусть | Особенности басни: мораль, ирония, аллегория | Учебник, с. 38-41, выразительное чтение. Р. т. с. 30 № 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков «Слово о Крылове» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | Квартет. | Учебник, Р. т. с. 33 № 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Чтение наизусть. С/Р | Р. т. с. 36 № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Произведения | Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Баллада – стихотворный рассказ | Учебник, Р. т. с. 38 № 3, с. 39 № 3, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | Учебник, Р. т. с. 41 № 4, 5 (по выбору) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Контрольный урок «Проверь себя». Дополнительное чтение: стихи В.А.Жуковского | 1 | Обобщающий урок | Чтение наизусть. С\р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Произведения А. С. Пушкина. (3 ч) | Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. | 1 | Комбинированный урок | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Пересказ по плану | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы | Учебник, Р. т. с. 45 № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | А. С. Пушкин | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Чтение наизусть | Определение интонационного рисунка | Учебник, Р. т. с. 47 № 3 (по выбору) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля | 1 | Комбинированный урок | Сюжет, герои, главная мысль | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | Словарь Даля | Учебник, Р. т. с. 48 № 4 (по выбору) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Произведения М. Ю. Лермонтова. (2 ч) | Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Текущий. | Метафора. | Учебник, с. 71-74, выучить одно стихотворение наизусть по выбору. Р. т. с. 30 № 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов»Горные вершины…», «Утес» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворений | Учебник, с. 74-75, наизусть. Р. т. с. 51-52 № 2,3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Произведения П. П. Ершова (2 ч.). | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературныхУметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | П. П. Ершов (справка об авторе) | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | П. П. Ершов «Кто он?» Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Обобщающий урок-отчет | Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения | Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Текущий. Чтение наизусть Тематический. | Чтение наизусть отрывков. | Учебник, с. 84-85, выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19-20 | Произведения В. М. Гаршина (3 ч.) | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты | 1 | Обобщающий урок-отзыв | Тематический. Инсценирование отрывка сказки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22-23 | Произведения русских писателей о детях. (2 ч.) | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Эпизод | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Произведения зарубежных писателей. (3 ч) | Марк Твен «Приключения Тома Сойера», | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Текущий. Пересказ | Учебная хрестоматия, выразительное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Сказка Х.-К.Андерсена «Дикие лебеди» | 1 | Комбинированный | Сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора | Уметь определять особенность сказки | Текущий. | Книги-справочники (значение слов, имен, картин) | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Мифы народов мира. (2 ч) | Древнегреческий миф «Арион». Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о мифе. Герои мифа. Пересказ отдельных эпизодов | Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста, составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение | Текущий. Пересказ | Особенности древнегреческих мифов | Учебник, Р. т. с. 17 № 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» Обобщение по разделу «Мифы народов мира» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей) | Знать об особенностях построения текста (языке, героях); мифы народов мира. Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды; работать самостоятельно в рабочих тетрадях | Текущий. Пересказ Тематический. Проверочная работа | Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» | Учебник, Р. т. с. 18 № 4, с. 19 № 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Книги Древней Руси. (4 ч) | Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | Учебник, с. 150-154, выразительное чтение, ответы на вопросы № 4, с. 29 № 3, с. 30. Р. т. с. 23 № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» | Учебник, выразительное чтение, ответы на вопросы. Р. т. с. 26 № 2 (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Итоговое обобщение изученного в I полугодии | Уметь представить наиболее понравившееся произведение | Итоговый. Урок-конкурс «Книгочей класса» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Произведения | Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | Р. т. с. 4 № 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Акула» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | Книги- справочники | Учебник, с. 4-7. Р. т. с. 7 № 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | «Два брата» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль, герои и их поступки | Уметь находить отличие сказки «Два брата» от народной сказки, ее особенности | Текущий. | Сказки в пересказе, в обработке, авторские | Учебник, с. 7-11. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | «Мужик и Водяной» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Басня, мораль | Уметь формулировать мораль басни | Текущий. | Басни Эзопа | Учебник, с. 11-12. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | «Черепаха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рассказы художественные и научно-позновательные. Описание героев | Уметь сравнивать художественные и научно-позновательные рассказы., описывать героев. | Текущий. | Учебник, с. 13-15. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | «Русак» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рассказ-повествование, описание. Особенности речи | Уметь определять рассказ-повествование с эпизодами описания. | Текущий. | Учебник, с. 15-18. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | «Святогор-богатырь» Обобщение по разделу | 1 | Слушание Урок-обобщение | Стихотворная форма былины Темы и жанры | Уметь сравнивать с народной былиной «Святогор»; высказывать свое мнение о прочитанном | Текущий. Самостоятельная работа | Благородство и высшая ценность в человеке | Учебник, с. 18-21. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Стихи А. А. Блока. (2 ч) | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Олицетворение | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | А. А. Блок «Рождество» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок | Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Стихи (3 ч) | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнение, олицетворение | Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Выразительное чтение | Метафора, художественный прием | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказочные стихи | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора | Текущий. Выразительное чтение | Особенность сказочных стихов | Учебник, с 33-34, выразительное чтение наизусть (по выбору) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Произведения А.И. Куприна (1ч.) | «Скворцы» Обобщение по разделу «Проверь себя» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, аналитическое чтение, эпитеты, описание героев | Уметь читать аналитически, выделять повторы, устойчивые эпитеты, описывать героев; описывать героев, высказывать свое мнение о прочитанном | Текущий Самостоятельная работа | Учебник, с 35-46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Стихи (2 ч) | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство»,«Листопад» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм.Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм; выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине | Учебник, 2) наизусть одно стихотворение по выбору | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Произведения (4 ч) | С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением | Тематический. Самостоятельное составление словаря | Учебник, с. 56-57, выразительное чтение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49-50 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | Картина, реплика, ремарка | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Переводчик. Чтение, беседа | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради | Справка об авторе (работа со справочной литературой) | Учебник, с. 86-87, наизусть (по желанию) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Стихи Н. А. Заболоцкого. (1 ч) | Н. А. Заболоцкий «Детство», «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма.Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихи; определять главную мысль произведения | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | Учебник, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Стихи (2 ч) | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза». Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа. Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора; определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь». Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка» (3 кл.) | Учебник, Р. т. с. 48 № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Проверочная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Произведения (2 ч) | Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Учебник, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия: басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | Учебник, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57-58 | Юмористические произведения. (2 ч) | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Текущий. | Учебник, Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Очерки. (3 ч) | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Понятия очерк, герой очерка, тема очерка | Учебник, Р. т. с. 59 № 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | Учебник. Р. т. с. 60 № 3, 6 (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Библиотечный урок. Писатели о писателях | 1 | Обобщающий урок | Основное содержание изученных произведений | Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание | Тематический. Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Путешествия, приключения, фантастика. (4 ч) | Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | Учебник, Р. т. с. 69 № 2 (по желанию) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63-64 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Текущий | Учебник, читать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий | Р. т. с. 66 № 2 (по желанию) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Контрольная работа (комплексная разноуровневая) | 1 | Контрольный | Проверочная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Обобщение по разделу. «Страничка книгочея» | 1 | Контрольный | Знать книги и произведения писателей из круга чтения (1-4 кл.) | Проверочная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Библиотечный урок «В мире книг». «Летнее чтение» | 1 | Библиотечный | Конкурс «Книгочей класса» | Итоговый | Задание на лето. Список литературы |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВСЛУХ
Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля.
Ваня молчал.
(152 слова)
(В. Осеева)
Вопросы и задания
1. Из-за чего ссорились мальчики?
2. Кто напал на Жука в лесу?
3. Чем закончился спор?
ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ
1. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.
2. Почему ряд жанров устного народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?
3. Приведи пример малого фольклорного жанра особенно запомнившегося тебе.
4. Распредели с помощью цифр имена былинных героев в порядке старшинства:
А) Илья Муромец;
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович;
Г) Добрыня Никитыч.
5. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?
А) Младший;
Б) средний;
В) старший.
6. Назови имена традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.
7. Запиши названия (1–2) сказок с участием животных, где слабые, объединившись, побеждают сильных, злых.
8. Кого из перечисленных авторов мы называем великим русским баснописцем?
А) С.В. Михалков;
Б) И.А. Крылов;
В) Л.Н. Толстой;
Г) Жан де Лафонтен.
9. Запиши название басни, которая тебе особенно запомнилась.
10. Перечисли фамилии поэтов (2–3), чьи произведения о зиме ты читал.
11. В какой из сборников ты поместишь В. Бианки?
А) повести;
Б) рассказы;
В) сказки-несказки.
12. Назови автора, который написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.
13. К чьим советам при выборе книг ты особенно прислушиваешься?
А) Товарищей;
Б) учителя;
В) библиотекаря;
Г) родителей.
14. Книги по какой тематике ты любишь больше читать и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...