Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2082 города Москвы
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Начальная школа 21 века»
подготовила :
учитель начальных классов
Карпова Евгения Сергеевна
г. Москва
2013
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
102 ч – 3 часа в неделю
Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению
4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009.
Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:
- для учащихся:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
.Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»
- для учителя:
Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-граф, 2001.
Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные линии программы:
- Развитие навыка чтения;
- Развитие восприятия произведения;
- Развитие литературоведческих понятий;
- Развитие речевых умений;
- Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3 .Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
- Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения
- Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
- Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
- Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
- Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
- Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Материально-техническое обеспечение предмета
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Печатные пособия
Демонстрационный материал:
- портреты писателей,
- таблицы для артикуляционной гимнастики,
- карточки с заданиями.
Демонстрационные пособия:
- таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс».
3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
Интернет-сайты:
– www solnet. ru;
– www festival. ru;
– www kulichiki.ru
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата |
I четверть | ||||||||||
1 | Урок Знаний | |||||||||
2 | Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. | Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна» | 1 | Комбинировнный урок | Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) | Сравнение сказки и былины | Хрестоматия с. 11 | |
3 | «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Комбинировнный урок | Сказки народные | Уметь находить доказательства сказки | Текущий | Ролевая игра | С. 5 | ||
4 | Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины | 1 | Чтение и анализ нового произведе- ния | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Былина – жанр фольклора | Учебник, Р. т. с. 6 № 3 | |||
5 | Народные песни. Героическая песня «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»,«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения | Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер | Учебник, Р. т. с. 9 № 3 (по выбору) | |||
6 | Библейское предание «Блудный сын» Проверь себя | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль | Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой | Хрестоматия с.33 Учебник с. 35-37 | |||
7 | Басни. Русские баснописцы | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) | Учебник, Р. т. с. 28 № 3, 4 (по желанию) | ||
8 | И. И. Хемницер «Друзья» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои и их поступки | Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | Текущий, чтение наизусть | Особенности басни: мораль, ирония, аллегория | Учебник, с. 45, выразительное чтение. Р. т. с. 30 № 2 | ||
9 | Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Герои, их характеры, поступки | Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать | Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория | Хрестоматия с. 112 | |||
10 | А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен | Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий. выразительное чтение | Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова, | Учебник с. 47. Хрестоматия с. 114 выразительное чтение. Р. т. с. 32 № 3 | ||
11 | И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». И.И. Дмитриев «Муха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | Квартет. | Учебник, Р. т. с. 33 № 3 | ||
12 | Проверь себя. | 1 | контроль | тест | Выразительное чтение басен по выбору | |||||
13 | Произведения | Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Баллада – стихотворный рассказ | Хрестоматия с. 72-74, 100, выразительное чтение отрывка по выбору. Р. т. с. 38 № 3, с. 39 № 3, | ||
14 | Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | Учебник, Р. т. с. 41 № 4, 5 (по выбору) | ||
15 | Слушание книг В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Герои, их поступки, характеры. Составление плана, пересказ по плану | Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль) | Хрестоматия с. 74 | ||
16 | Произведения А. С. Пушкина. | А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение | 1 | Комбинированный урок | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Пересказ по плану | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы | Учебник, Р. т. с. 45 № 3 | |
17 | А. С. Пушкин | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Чтение наизусть | Определение интонационного рисунка | Учебник, Р. т. с. 47 № 3 (по выбору) | ||
18 | Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Основное содержание текста. | Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями | Текущий. Чтение наизусть | Атаман Степан Разин | Хрестоматия с. 115, 119 | ||
19 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля | 1 | Комбинированный урок | Сюжет, герои, главная мысль | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | Словарь Даля | Хрестоматия с. 121, выразительное чтение отрывка из сказки. Р. т. с. 48 № 4 (по выбору) | |||
20 | Проверь себя «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий. | Тематический контроль. Контрольная работа | ||||||
21 | Произведения М. Ю. Лермонтова. | Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Метафора. | Учебник, с. 82-85, выучить одно стихотворение наизусть по выбору. Р. т. с. 30 № 2 | ||
22 | Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес», «Под ним струя светлей лазури…» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворений | Учебник, | ||
23 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки | Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику | Текущий. Чтение наизусть | Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов | Хрестоматия с. 133, выразительное чтение, ответы на вопросы | ||
24 | Произведения П. П. Ершова. | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | П. П. Ершов (справка об авторе) | Учебник, | ||
25 | П. П. Ершов «Кто он?» Проверь себя | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения | Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Текущий контроль. | Тест | Учебник, с.99- 101 , выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию) | ||
II четверть | ||||||||||
26 | Произведения | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | ||
27 | В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль | Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды | Текущий. Выразительное чтение | Рассказывание отдельных эпизодов | Хрестоматия с.156 выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору) | ||
28 | В. М. Гаршин «Принцесса Аталия» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рас-сказывание по плану | Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану | Сравнение произведений «Пленница» и «Attalea Princeps» | Хрестоматия с. 172, пересказ по плану | |||
29 | Слушание и работа с книгами. | 1 | Слушание и анализ нового произведения Обобщающий урок-отзыв | Содержание текста, главная мысль | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение | Текущий. Пересказ по плану Тематический. Инсценирование отрывка сказки | Учебная хрестоматия, | |||
30 | Произведения русских писателей о детях. | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Эпизод | Учебник, | ||
31 | Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка». | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Образы детей- | Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Учебная хрестоматия, | |||
32- 33 | Произведения зарубежных писателей. | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы | Образ Козетты | Учебник | ||
34- 35 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя | Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Текущий. Пересказ | Учебник, | |||
36 | Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Жанры произведений: сказки, повести, стихи | Знать зарубежных писателей. Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях | Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман | Хрестоматия с. 241 Р. т. с. 74 № 3 | |||
37-38 | Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» | 2 | Комбинированный урок | Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль | Знать изученные произведения | Книги-справочники (значение слов, имен, картин) | Учебник, | |||
39 | Стихотворение | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма. Сравнение | Знать о новом жанре произведения | Строфа (двустишие) | Учебник. | |||
40 | Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты | 1 | Комбинированный урок | Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Текущий. Чтение наизусть | Р. т. с. 70 № 2 | |||
41 | Проверь себя | 1 | Обобщение по теме | Контрольная работа | Чтение книг зарубежных писателей | |||||
42 | Книги Древней Руси. | Отрывок из «Повести временных лет», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | Учебник, с. 178-181, выразитель- ное чтение, ответы на вопросы № 4, с. 29 № 3, с. 30. Р. т. с. 23 № 3 | |
43 | Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Никите Кожемяке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» | Хрестоматия, на вопросы с. 31. Р. т. с. 26 № 2 (по желанию) | ||
44 | Отрывок из «Повести временных лет», «Наставления Ярослава Мудрого» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» | Хрестоматия с. 65, выразительное чтение, ответы на вопросы с. 31. Р. т. с. 26 № 2 (по желанию) | ||
45 | Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий Олег» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | Хрестоматия с. 66 | ||
46 | «Первая славянская азбука». Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Константине и Мефодии» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | Учебник, с. 182, Хрестоматия с. 69 | ||
47 | «Первая печатная книга на Руси» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Пересказ | Учебник, с. 183 | ||||
48 | Слушание и работа с детскими книгами. Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | Урок-отчет | Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения | Тематический. Проверочная работа | ||||
49 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Итоговое обобщение изученного в I полугодии | Итоговый. Тест | ||||||
III четверть | ||||||||||
50 | Произведения | Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Акула» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | Книги- справочники | Учебник с. 4, ч. 2 Р. т. с. 7 № 3 | |
51- 52 | Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях) | Хрестоматия с. 3: 1) читать 1–3 части; 2) читать 2–6 части; 3) рассказ о героях по выбору | |||
53 | Повторение произведений Л. Н. Толстого. Сказка «Два брата» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | Учебник с. 8 | |||
54 | Басня Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | Учебник с. 12, р. т. | |||
55 | Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | Учебник с.15-20, р. т. | |||
56 | Былина «Святогор- богатырь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Учебник, с. 21 | ||||
57 | Проверь себя. Работа с книгами | 1 | Проверочный | Проверочная работа | ||||||
58 | Стихи А. А. Блока. | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Олицетворение | Учебник, | ||
59 | А. А. Блок «Рождество» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок | Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | |||
60 | Стихи К. Д. Бальмонта | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | Учебник, | ||
61 | Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнение, олицетворение | Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Выразительное чтение | Метафора, художественный прием | Учебник, | ||
62 | Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами | Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенность сказочных стихов | Учебник, с 37-39, выразительное чтение наизусть (по выбору) Учебная Р. т. с. 23 № 3 | ||
63 | Произведения В. В. Вересаева. | В. В. Вересаева «Легенда» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Предание. Легенда, сказание | Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды | Хрестоматия с. 87 выразительное чтение. Р. т. с. 23 № 3 | |||
64 | В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | Хрестоматия с. 88 1) ответы на вопросы; 2) пересказ одного эпизода | |||
65 | Произведения А.И. Куприна | А. И. Куприн «Скворцы» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | Учебник с. 41, р. т. | ||
66 | Стихи | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине | Учебник, 1) выразительное чтение; 2) наизусть одно стихотворение по выбору | ||
67 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма | Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Текущий. Чтение наизусть | Учебник, | |||
68 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами Обобщающий урок | Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль | Тематический. Самостоятельная работа | Сравнение стихотворений. Очерк | Учебная хрестоматия, Р. т. с. 29 № 2 | |||
69 | Произведения | С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением | Тематический. Самостоятельное составление словаря | Учебник с. 66 хрестоматия, с. 140, выразительное чтение | ||
70- 71 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | Картина, реплика, ремарка | Учебник, | ||
72 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак | 1 | Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака | Тематический. Чтение наизусть | Справка об авторе (работа со справочной литературой) Творческая работа «Остров Буян» | Учебник, с. 102, наизусть (по желанию) | |||
73 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Сказка про козла» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака | Тематический. Чтение наизусть | Справка об авторе (работа со справочной литературой) Творческая работа «Остров Буян» | Хрестоматия с. 152 | |||
74 | Произведения | А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя | Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку | Хрестоматия с. 187 выразительное чтение отрывка | |||
75- 76 | Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Сказка-быль | Уметь рассматривать книги, слушать сказки | Текущий. Выразительное чтение | Хрестоматия с. 171 | |||
77 | Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты | 1 | Обобщающий урок | Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов | Тематический. Проверочная работа | |||||
78 | Стихи | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма | Уметь выразительно читать стихи | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | Учебник, | |
79 | Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Сравнение стихотворений, строф, тем | Учебник, | |||
80 | Стихи | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | Учебник, | |||
81 | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь» | Учебник, Р. т. с. 48 № 3 (по желанию) | ||
82 | Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка» Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Обобщающий урок | Основная мысль | Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | Текущий. Выразительное чтение Тематический. Проверочная работа | Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка» (3 кл) | Хрестоматия с. 211 выразительное чтение. Р. т. с. 48 № 3 (по желанию) | ||
83 | Проверь себя | Контрольная работа | ||||||||
IV четверть | ||||||||||
84 | Произведения
| Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Знакомство с книгой | Учебник, | ||
85 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | Учебник, | ||
86 | Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Чужая беда», сказка «Как бы жили мы без книг?» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема и жанр произведений. Основное содержание текста | Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий. Самостоятельная работа | Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» | Хрестоматия с. 216 Р. т. с. 57 | ||
87 | Юмористические произведения. | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Учебник, Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору) | |||
88 | Юмористические рассказы о детях и для детей. И. Л. Гамазкова «Страдания» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Учебник с. 127, р. т. | ||||
89 | Очерки. | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна», | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Понятия очерк, герой очерка, тема очерка | Учебник, чтение, ответ на вопрос. Р. т. с. 59 № 3 | ||
90 | Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | Учебник. Р. т. с. 60 № 3, 6 (по желанию) | ||
91 | А.И. Куприн «Сказки Пушкина» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Тематический. Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель» | Учебник, с. 130 | |||
92 | Проверь себя. | 1 | Обобщающий урок | Основное содержание изученных произведений | Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание | Тематический. Тест | ||||
93 | Путешествия, приключения, фантастика. | Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | Учебник, Учебник, Р. т. с. 69 № 2 (по желанию) | ||
94- 95 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Учебник, читать. Учебник, Читать, отвечать на вопросы. Учебник, с. 144 № 6 (по выбору) | ||||
96-97 | Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения | Хрестоматия, с. 239 | ||||
98 | Н. П. Найленова «Мой друг» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Учебник с. 182 | ||||
99 | Слушание и работа с детскими книгами. | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль | Знать книги | Текущий. Выразительное чтение | Р. т. с. 71 № 3, с. 73 № 4 (по выбору) | |||
100 | В. В. Вересаев «Легенда» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль | Знать и понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий. Выразительное чтение | Хрестоматия с. 87 | |||
101 | «Страничка книгочея» Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Контрольный урок | Знать книги и произведения писателей из круга чтения | Итоговый. Конкурс «Книгочей класса» | Задание на лето. Список литературы | ||||
102 | Проверь себя. | 1 | Контрольный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование 3 класс "Школа России"
Развернутое тематическое планирование по всем предметам для 3 класса....
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/09/picture-95716.jpg)
Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Развернутое календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-107440-1353854408.jpg)
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283035-1377080416.jpg)
Календарно-тематическое планирование по литературному. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. Составлено по учебнику Ефросининой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-312299-1386407943.jpg)
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Развернутое тематическое планирование 4 класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-366777-1387621710.jpg)
Календарно тематическое планирование по литературному краеведению по ЯНАО для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века
Календарно тематическое планирование по литературному краеведению по ЯНАО для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС с УУД...