Знакомство с буквой Мм
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Побирухина Светлана Геннадьевна
Урок литературного чтения. 1 класс
УМК  «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvoy_mm.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Побирухина Светлана Геннадьевна,

учитель МБОУ Междуреченская СОШ

Урок литературного чтения. 1 класс

УМК  «Начальная школа 21 века».

Тема урока: Знакомство с буквой М, м.

Цели деятельности педагога:

Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи – местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко – буквенный анализ слов «Миша» и «Маша». Плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают букву М,м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность  и др.)

Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

Ход урока.

 I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

 

II  Актуализация знаний

1) - Я буду читать вам загадки про буквы, а отгадки – буквы вы будете писать в тетрадях печатным шрифтом.

а)Обруч катится легко,

Он похож на букву…(О)

* В слове МНЕ, в слове ДВЕ

На конце напишем …(Е)

б)Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед  тобою буква…(А)

в)Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась … буква…(Ю)

г) Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква…(Ё)

д) Надела буква поясок,

Не просто так – наискосок.

Один совет ребятам всем:

Не путать эту букву с Н…(И)

                                                                                  Проверка 

2) - Ребята, посмотрите на эти буквы.   Что  вы о них знаете?

     - Чем гласные отличаются от согласных?

3)- Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков (1 человек у доски) –     проверка 

4) - Прочитайте буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.

III. Постановка учебной задачи

а) Введение в тему.

Звучит в записи песня «Улыбка».

- О чём эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Как вы понимаете слово «Дружба»?

б) Работа по учебнику (стр. 62)

- Рассмотрите картинку. Кто изображён? (Дети)

- Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

IV. Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания

в) Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую возьмём фишку для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?

- К нам на урок пожаловала новая буква, она сегодня именинница. Это буква Мм

Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

г)  На что похожа буква?

Стихи о букве

                         - Вот качели – буква М!

                           Здесь качаться можно всем! (рисунок)

 

                         - Взялись за руки друзья

                           И сказали: «Ты да я –

                           Это мы».

                           А между тем

                           Получилась буква М.

 

Физкультминутка

Мы за руки возьмемся.

Друг другу улыбнемся.

Мы  словно буква М,

Идем с тобой вдвоем.

 V.  Чтение слогов. Работа по учебнику (стр. 62)

а) Вышел  ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».

- Какую буковку нашёл ёжик? (М)

Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

б) работа в парах – чтение слогов по учебнику (слабые дети читают более сильным).

в) Составление слогов:

МА – МО – МЯ – МЫ – МИ

МУ – МЁ – МЮ – МЭ – МЕ

-в) Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно. 3 - 4 слова составить из букв разрезной азбуки( 1 человек у доски)

VI. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.63).

а) - Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками (Моя, моё, мой, мои)

б) Работа в парах

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «моя» («моё», «мой», «мои»). Проверка

 

VII. Дифференцированная работа по учебнику (стр.63).

Задание для нечитающих учащихся (под руководством учителя):

- Прочитайте начало предложений и закончите их.

- Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв (моё)

 

Задание для читающих учащихся (самостоятельная работа)

- Прочитайте стихотворение Г.Виеру «Бык мычит …» и ответьте на вопросы

Проверка

Физкультминутка

Упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т.д.. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». 

VIII. Чтение и анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».

а) Чтение стихотворения учителем (если есть, то хорошо читающими детьми)

б) - О ком это стихотворение?

- Кто задаёт вопросы мальчикам?

- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный выбор?

- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

- Что обозначает выражение «водой не разольёшь»?

IX. Чтение учителем стихотворения Б. Заходера     «Мы – друзья».

- Поднимите руку, кто ещё не имеет друга.

- Кто хотел бы найти себе друга?

- Для чего нужны друзья?

X. Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я запомнил …

Я научился …

Я удивился …           

 ***

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук [м]?

- Перед какими гласными буква М обозначает твёрдый согласный звук?

- Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук  [м']?

- Перед какими гласными буква М обозначает мягкий звук?

Если есть друзья на свете –

                    Всё прекрасно, всё цветёт.

                    Даже самый сильный ветер,

                    Даже буря не согнет.

                    Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                    Будем весело шагать.

                    При любой погоде дружим –

                    Дружбы этой не порвать.

Список использованной литературы:

1. Журова Л.Е. Букварь:1 класс: учебник для уч-ся оющеобр.учреждений в 2-х ч.:Ч.1/ Л.Е.

 2. Обучение грамоте: Чтение: поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь»: Ч,1 / авт-сост. И.Г.Смирнова. -Волгоград: Учитель, 2012

3. Волина В.В.Учимся играя.- М.:Новая школа,1994.-С.39,65,116,129,189.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...