Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование составлено по УМК "Гармония", литературное чтение Кубасова О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МОУ-СОШ № 33
___________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
на 2011-2012 учебный год
для 3 А класса
Годовое количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
Учитель: Простакова Наталья Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов, протокол № _______ от ________________2011 г.
Председатель ШМО ________________________
Вводная часть
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеским ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности
на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые по-
зиции курса «Литературное чтение»:
• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством
чтения);
• внимание к личности писателя;
• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания
и придании ему той или иной формы;
• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной
информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
- Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности).
- Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения).
- Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
- Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
- Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и другие. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию).
- Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития).
- Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и другие), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников и учебники по литературе для 5, 6 и 7 классов основной школы.
3. Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики.
Таким образом и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностноориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного.
Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных.
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) – таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование
умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники
содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения
драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки
и проведения презентации).
Реализовать перечисленные выше задачи учителю поможет специально созданные для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.
Образовательные технологии:
Проблемное обучение
Исследовательская деятельность
Личностно-ориентированный подход
Игровые технологии
Развивающее обучение
Модельный метод обучения.
Групповые технологии.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
3 А | 2 | 1 | О.В. Кубасова Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоватлеьных учреждений. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007. | О.В. Кубасова Литературное чтение. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. 7-е издание,Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010. | ||
Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Часть 1. Москва, Просвещение, 2008. | О.В. Кубасова Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010. | |||||
О.В. Кубасова Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс, 2-е издание. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010. |
Учебно-методический комплекс
№ | Авторы | Название пособия | Издательство | Год |
1 | О.В. Кубасова | Литературное чтение. Любимые страницы учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание. | Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» | 2010 |
2 | М.И. Кузнецова | Литературное чтение. Зачётные работы. Контроль знаний. 3 класс (по Новому образовательному стандарту (второго поколения)). | Москва «Экзамен» | 2011 |
3 | О.Н. Крылова | Чтение и работа с текстом (по новому образовательному стандарту (второго поколения)). | Москва «Экзамен» | 2011 |
4 | О.В. Кубасова | Литературное чтение. Тесты. 3 класс | Москва «АСТ» | 2008 |
5 | О.В. Кубасова | Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс. | Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» | 2010 |
6 | О.В. Кубасова | Литературное чтение: метод. рекомендации к тестовым заданиям к учеб. "Любимые страницы" для 1-4 кл. | Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» | 2010 |
7 | М.И. Оморова | Чтение в начальных классах 1-4. | Москва АСТ Астрель | 2003 |
8 | Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова | Справочник для учителей и родителей. Литературное чтение 1-4. | Москва, АСТ Астрель | 2003 |
9 | Т.В. Игнатьева | Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 классы. | Тула «Родничок» | 2002 |
10 | О.В. Кубасова | Как помочь ребенку стать читателем. | Москва, АСТ Астрель | 2004 |
11 | Л.А. Павлова | Как формировать навык чтения у младших школьников | Москва, Аркти | 2007 |
12 | Кубасова О.В. |
| Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК» | 2010 |
13 | Интернет | |||
14 | Газета «Первое сентября» | |||
15 | Журнал «Начальная школа» | |||
16 | Журнал «начальная школа + до и после» |
Основные знания, умения и навыки:
Читательские умения:
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70-80 слов в минуту.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
Обучающиеся должны уметь:
- понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;
- выявлять отношение автора тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- работать с толковым словарем;
- использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);
- давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
- развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Обучающиеся должны уметь:
- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
- использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);
- накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Обучающиеся должны:
- уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;
- уметь подготовить творческий пересказ;
- уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения. Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идет речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, при помощи которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.
Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Составление каталожной карточки. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному). Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений из повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.
Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.
Круг чтения
В третьем классе на первый план выходят задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
Труд человека кормит, а лень портит (10 ч). | |||
1. | Урок-путешествие «Школа и школьная жизнь». Знакомство с учебником. Р. Сеф «Лопата», Е. Карганова «Лекарство без рецепта». | ||
2. | Знакомство с творчеством К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения. | ||
3. | Поучение через осуждение поступка. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться». С. Баруздин «Бревно». | ||
4. | Жанровое разнообразие: авторская и народная сказки. Их отличительные особенности. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». | ||
5. | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». | ||
6. | Продолжение чтения произведения Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. | ||
7. | Знакомство с творчеством И. Крылова. Жанровое разнообразие: басня. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. «Стрекоза и муравей». | ||
8. | Определение главной мысли в произведении Дж. Р. Киплинга «Отчего у Верблюда горб». Чтение по ролям. Характеристика героя произведения. | ||
9. | Жанровое разнообразие: африканская сказка «Лентяйка». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | ||
10. | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Сравнение произведений. Грузинская сказка «Голубой ковер». Р. Сеф «Странное дело». | ||
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (7 ч). | |||
1 (11). | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Итальянская сказка «Новая юбка», С. Маршак «Не так». Выявление авторского отношения к персонажам. Работа с толковым словарем. | ||
2 (12). | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил». Деформированный план и его корректировка. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого. | ||
3 (13). | Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | ||
4 (14). | Жанровое разнообразие: русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Работа с заголовком. | ||
5 (15). | Продолжение работы над русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». Деление текста на части. Составление простого плана произведения. | ||
6 (16). | Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Армянская сказка «Золотое яблоко». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. | ||
7 (17). | Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». | ||
Много хватать – свое потерять (3 ч). | |||
1 (18). | Сравнение народной и литературной сказки. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Характеристика героя произведения. Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги. | ||
2 (19). | Добро и зло произведениях Я. Аким «Жадина», В. Зотов «Бабушкин халат». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей. | ||
3 (20). | Знакомство с творчеством Д. Родари «Солнце и туча». Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. | ||
Тайное всегда становиться явным (5 ч). | |||
1 (21). | Жанровое разнообразие: рассказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Прогнозирование содержания читаемого. В. Драгунский «Тайное становится явным». | ||
2 (22). | Диалог как особый прием, позволяющий сохранить юмористический тон. Н. Носов «Огурцы». Выявление авторского отношения к персонажам. Определение главной мысли. Деление текста на части. | ||
3 (23). | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Выделение в тексте слов и выражений, значение которых непонятно. В. Осеева «Почему?» | ||
4 (24). | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Чтение по ролям. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. | ||
5 (25). | Предисловие книги. Л. Пантелеев «Честное слово». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. | ||
Унылая пора! Очей очарованье! (4 ч). | |||
1 (26). | Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. К. Бальмонт «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Средства художественной выразительности. | ||
2 (27). | Осень в произведениях Ф. Тютчев «Листья», А. Фета «Ласточки пропали». Средства художественной выразительности – звукопись. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения. | ||
3 (28). | Жанровое разнообразие: рассказ. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Деление текста на части. Определение микротем. К. Паустовский «Барсучий нос». | ||
4 (29). | Стихотворения русских поэтов об осени. А. Пушкин «Осень» (отрывок), М. Лермонтов «Осень», А. Майков «Осень». Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи. | ||
Ежели вы вежливы… (2 ч). | |||
1 (30). | Мультимедийный урок. С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоваров «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. | ||
2 (31). | Определение мотивов поведения героя. В произведении В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа по вопросам. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
Каждый свое получил (14 ч). 2 часть | |||
1 (32). | Жанровое разнообразие: сказка. Эстонская сказка «Каждый свое получил», латышская сказка «Два брата». Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Персонажи, прием противопоставления. Понимание содержания литературного произведения. | ||
2 (33). | Ю. Ярмыш «Добрый клён», «Озеро», Узбекская сказка «Черепаха и скорпион». Чтение по ролям. Анализ причины поступка персонажа. Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей. | ||
3 (34). | Мультимедийный урок. Жанровое разнообразие: басня. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. И. Крылов «Чиж и Голубь». Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев». | ||
4 (35). | Индийская сказка «Мак». Деформированный план и его корректировка. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого. | ||
5 (36). | Г. Ладонщиков «В старой сказке», русская народная сказка «Баба-Яга». Сравнение произведений. Составление плана в виде назывных предложений из текста. | ||
6 (37). | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
7 (38). | Жанровое разнообразие: литературная сказка. Осознание диалога как вида речи Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Б. Заходер «Серая звездочка». | ||
8 (39). | Б. Заходер «Серая звездочка» (продолжение). Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание. Чтение по ролям. | ||
9 (40). | Английская сказка «Хромая Молли». Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Беседа по вопросам. | ||
10 (41). | Чешская сказка «Златовласка». Персонажи, прием противопоставления. Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана. | ||
11 (42). | Чешская сказка «Златовласка» (продолжение). Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. Деление текста на части. Составление простого плана произведения. Озаглавливание. | ||
12 (43). | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем. | ||
13 (44). | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» (продолжение). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Чтение по ролям. | ||
14 (45). | Понимания содержания литературного произведения. Характеристика героя произведения. Подробный пересказ текста. Л. Чарская «Живая перчатка», Ю. Мориц «Песенка про сказку». | ||
Жизнь дана на добрые дела (5 ч) | |||
1 (46). | Жанровое разнообразие: стихотворение. Ю. Мориц «Разговаривали вещи». Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи. | ||
2 (47). | Жанровое разнообразие: литературная сказка. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Выборочное чтение. Выявление авторского отношения к герою на основе имени. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
3 (48). | Х.К. Андерсен «Ель». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. | ||
4 (49). | Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Е. Клюев «Сказки простого карандаша». Сравнение произведений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого. | ||
5 (50). | Проверка техники чтения по линии администрации за 1 полугодие | ||
Снег летает и сверкает… (9 ч). | |||
1 (51). | Конкурс чтецов. Настроение в произведениях С. Есенина «Берёза», М. Пришвина «Деревья в лесу». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности. | ||
2 (52). | Жанровое разнообразие: стихотворение. И. Никитин «Весело сияет», А.С. Пушкин «Зимний вечер». Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. | ||
3 (53). | Жанровое разнообразие: литературная сказка. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Деление текста на части. Х.К. Андерсен «Девочка со спичками». | ||
4 (54). | Зимняя тематика произведений в творчестве И. Сурикова «Детство». А. Блока «Ветхая избушка». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности. | ||
5 (55). | З. Александрова «Снежок», Саша Чёрный «На коньках». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем. | ||
6 (56). | В. Драгунский «Кот в сапогах». Персонажи, прием противопоставления. Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
7 (57). | Соответствие названия рассказа и содержания. Н. Носов «Бенгальские огни». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Чтение по ролям. | ||
8 (58). | Н. Носов «Бенгальские огни» (продолжение). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Составление плана. | ||
9 (59). | Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. С. Дрожжин «Снег летает и сверкает», К. Бальмонт «Снежинка», С. Есенин «Пороша». | ||
За доброе дело стой смело (5 ч). 3 часть | |||
1 (60). | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. | ||
2 (61). | Н. Артюхова «Трусиха», Э. Киселева «Мальчик-огонек». Сравнение произведений. Выявление авторского отношения к персонажам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Определение главной мысли. | ||
3 (62). | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Анализ причины поступка персонажа. Характеристика исторического героя – защитника Отечества. | ||
4 (63). | Конкурс чтецов. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад». Сравнение произведений. Характеристика героя произведения. Деление текста на части и составление плана. Беседа по вопросам. | ||
5 (64). | Творчество С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Средства художественной выразительности. Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам. | ||
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч). | |||
1 (65). | Жанровое разнообразие: рассказ. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. Сравнение произведений. В. Осеева «Печенье», «Лекарство». | ||
2 (66). | Б. Емельянов «Мамины руки». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
3 (67). | Жанровое разнообразие: стихотворение. Стихи о семье. Прогнозирование содержания по заголовку. Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки», О. Дриз «Книга». | ||
4 (68). | Г. Фаллада «История про мамину сказку». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Подробный пересказ текста, деление на части, озаглавливание. | ||
5 (69). | Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. В. Драгунский «…Бы» | ||
6 (70). | Жанровое разнообразие: рассказ. Прогнозирование содержание читаемого. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Н. Артюхова «Трудный вечер». | ||
7 (71). | Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Определение эмоционального характера текста. М. Зощенко «Золотые слова». | ||
8 (72). | Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Черногорская сказка «Милош находит мать». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. | ||
9 (73). | Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
10 (74). | Жанровое разнообразие: сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Испанская сказка «Птица-правда». | ||
11 (75). | Испанская сказка «Птица-правда» (продолжение). Определение главной мысли. Деление текста на части. Составление плана в виде вопросов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | ||
12 (76). | Жанровое разнообразие: легенда. А. Платонов «Разноцветная бабочка». Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях о произведении. Определение характера текста по заглавию. Авторское и собственное отношение к персонажам. | ||
13 (77). | Определение главной мысли, сформулированной в тексте. Л. Петрушенская «Сказка о часах» Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Иллюстрация к книге и ее роль в понимании произведения. Поучительный смысл сказки. | ||
14 (78). | Русская народная сказка «Подземные царства», Г. Виеру «Мамин день». Сравнение произведений. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. | ||
Весна идет, весне дорогу!.. (7 ч) | |||
1 (79). | Настроение в произведениях Ф. Тютчева «Зима недаром злиться», М. Пришвина «Капля и камень». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности. | ||
2 (80). | В. Железников «Три ветки мимозы». Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
3 (81). | Произведения о весне. И. Северянин «Отчего?», В. Берестов «Мать-и-мачеха», Г. Новицкая «Подснежник». Эмоциональный тон произведения. Выделение средств художественной выразительности. Выбор темпа чтения в зависимости от смысла читаемого | ||
4 (82). | Определение особенностей художественного текста. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Н. Гоголь «Весна». А. Плещеев «Весна». Сравнение произведений. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. | ||
5 (83). | К. Паустовский «Стальное колечко». Анализ причины поступка персонажа. Умение находить в тексте необходимую информацию. Творческий пересказ в форме дополнения текста. | ||
6 (84). | А. Майков «Ласточка примчалась», А. Фет «Я пришел к тебе с приветом», А. Чехов «Весной». Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения. | ||
7 (85). | Проверка техники чтения по линии администрации за год | ||
Любовь волшебная страна (9 ч). 4 часть | |||
1 (86). | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник». Работа над передачей основного эмоционального фона произведения. | ||
2 (87). | Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Н. Вагнер «Сказка». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
3 (88). | Братья Гримм «Рапунцель». Понимания заглавия текста. Характеристика персонажа, собственное отношение к их поступкам. Составление словесного описания сюжетного фрагмента из эпического произведения. | ||
4 (89). | Изложение события от имени героя текста. Французская сказка «Красавица и чудовище». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | ||
5 (90). | Х.К. Андерсен «Ромашка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. | ||
6 (91). | Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево». Характеристика героя произведения. Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги. | ||
7 (92). | Русская народная сказка «Пёрышко финиста-ясна сокола». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Деление текста на части. | ||
8 (93). | Польская сказка «Каменный принц и прекрасная померанца». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. | ||
9 (94). | А.А Фет «Облаком волнистым», Я. Полонский «Песня», И.С. Тургенев «Воробей». Сравнение произведений. Нахождение главной мысли произведения. Средства речевой выразительности. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности. | ||
Чудесное - рядом (8 ч). | |||
1 (95). | Р. Сеф «Чудо», А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую». Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения. | ||
2 (96). | Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. К. Паустовский «Заботливый цветок». | ||
3 (97). | В. Жуковский «Родного неба милый свет…», С. Маршак «О том, как хороша природа». Средства речевой выразительности. Определение особенностей художественного текста. | ||
4 (98). | Н. Абрамцева «Радуга» Ю. Могутин «Берег бродячих камешков», М. Пришвин «Дятел». Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сравнение произведений. | ||
5 (99). | В. Астафьев «Стрижонок скрип». Деление теста на части, составление плана, пересказ по плану. Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. | ||
6 (100). | О. Дриз «Счастье», Б. Заходер «Что красивей всего?», В. Бианки «Музыкант». Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем. | ||
7 (101). | Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | ||
8 (102). | И.Пивоварова «Волшебная палочка», итальянская сказка «Тайна Флорио». Прогнозирование содержание читаемого. Беседа по вопросам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....