Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_kl._s_prilozheniem..doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень» 1
Цель: 1. Повторение и обобщение пройденного материала;
2. Развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, умения
выразительного чтения.
3. Воспитание любви к чтению, литературе, природе.
Задачи:
- Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённых в разделе «Люблю природу русскую. Осень»;
- Раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;
- Учить давать словесную иллюстрацию;
- Развивать образное мышление, технику чтения.
Оборудование: карточки со слогами (разрезанные картинки), флажки, карточки с заданием (1 вопрос), компьютер, компакт-диск с презентацией, видеофильмом, карточки с отрывками стихотворений, листы с эпитетами, сравнениями, олицетворениями, слова на доске, учебники «Родная Речь», 2 класс, ч.1, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,картина «Осенние дожди. [Пушкин]» В. Е. Попков, призы.
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель: - Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя картинки, подходящие друг к другу.
Листо ди Замо розки
О пад Уро жай
Дож сень Лу жи
(Листопад, дожди, заморозки, урожай, осень.)
Учитель: - Какое слово здесь ключевое? (Осень)
- Правильно. Осень. Сегодня мы с вами вспомним произведения, которые мы прочитали в разделе « Осень».
ΙΙ. Изучение темы урока. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Какая погода чаще всего бывает осенью? (Дождь, ветер, роса.)
- Сейчас я вам загадаю загадки, которые имеют отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь.
Загадки: Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник, 1
Полил сливы и цветы, 2
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. (Дождь)
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
Учитель: - Ветер, роса, дождь. Вы знаете, что это изменения в природе. Как это называется по научному? (Явления природы)
Учитель: - Об осени говорят дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось тёплое время, закончились каникулы. Но об осени говорят и по- другому: золотая, багряная, кормилица.
- А вы любите осень? (Ответы детей.)
- Мы с вами говорили, что великие русские поэты часто обращались в своих стихах к этой теме. Читая их стихи, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда… Давайте послушаем стихи, к которым вы нарисовали иллюстрации дома и попытаемся ещё раз уловить настроение, которое хотел передать поэт.
Работа идёт по плану:
- Чтение стихов по учебнику «Родная речь», наизусть.
- Рассматривание детских рисунков и «подписывание» строчками из стихов.
- Определение настроения, отношения поэта к осени.
2
3
4. Дети образуют пары. Читают друг другу понравившиеся стихи и рисуют словесные картины к прочитанным ими стихам. Учитель контролирует, оказывает помощь слабым ученикам.
Обобщающее слово учителя.
ΙΙΙ. Физпауза.
ΙV. Продолжение работы по теме урока. Игра « Брейн – ринг».
Учитель: - Предлагаю поиграть в игру. В конце урока мы определим победителей в двух номинациях: 1) «Лучший игрок», 2) « Лучший чтец».
- Давайте проверим, стихи каких авторов, написавших об осени, вы знаете. (Каждому ученику раздаётся флажок. Ученик, выполнивший задание, поднимает флажок. Если ответ правильный, ученик получает очко, если нет – слово передаётся другому.)
1 вопрос. – Соедините линией названия стихотворения и поэта, который его написал.
Самостоятельная работа по карточкам. (Для детей со слабой техникой чтения карточки меньше по объёму)
Карточки: «Есть в осени первоначальной» К. Бальмонт
«Поспевает брусника» Ф. Тютчев
«Ласточки пропали» А. Плещеев
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» С. Есенин
«Закружилась листва золотая» А. Толстой
Проверка. Один ученик зачитывает у доски, остальные сигналят флажками, если не согласны. Утверждается правильный ответ, за который получают очко.
2 вопрос. – Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках стихотворений. Отгадайте их, вспомните пропущенные слова, назовите автора. Правильный ответ – очко.
Работа со слайдовой презентацией. (Содержание в приложении.)
Подведение итогов по данному вопросу.
3 вопрос. ( Учитель готовит карточки с отрывками стихотворений, которые изучали в этом разделе. Ученик выходит к доске, выбирает карточку, выразительно читает отрывок стихотворения, называет автора и название стихотворения. Правильный ответ – очко.)
3
Карточка1. Закружилась листва золотая 4
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. ( С. Есенин)
Карточка 2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (А. Плещеев)
Карточка 3. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)
Карточка 4. Осень наступила, Карточка 5. Ласточки пропали,
Высохли цветы, А вчера зарёй
И глядят уныло Всё грачи летали
Голые кусты. Да как сеть мелькали
Вянет и желтеет Вон над той горой.
Травка на лугах. ( А. Фет)
Только зеленеет
Озимь на полях. ( А. Плещеев)
Итоги работы.
V. Физпауза.
5 вопрос. - На листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки.
«Весь день стоит как бы хрустальный» (Ф.И. Тютчев)
«Кисти ярко – красные вянущих рябин» (А.К. Толстой)
« И отдалённые седой зимы угрозы» (А.С.Пушкин)
«Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья» (К.Д. Бальмонт) 4
5
«Ночью ветер злится
Да стучит в окно» (А.А. Фет)
Итоги работы.
6 вопрос. После беседы с учителем по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» [Пушкин] о прелести и образности описания природы художником детям раздаются карточки со стихами А.С. Пушкина. Учащиеся должны прочитать стихи и определить, какое стихотворение подходит по содержанию к картине В.Е. Попкова. Пара, выполнившая задание первой, поднимает флажок. При ошибке флажок передаётся паре, желающей отвечать. За правильный ответ – очко.
Самостостоятельная работа в постоянной паре.
Проверка.
Обобщающее слово учителя о художественных описаниях природы как в литературе, так и в изобразительном искусстве.
Итоги работы на данном этапе.
Карточки: 1. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
VΙ. Обобщение.
Просмотр видеофильма « Люблю природу русскую. Осень».
VΙΙ. Подведение итогов.
- Награждение победителей.
- Награждение лучших чтецов.
5
6
Приложение к уроку литературного чтения во 2 классе
на тему : Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень.»
Результативность.
На протяжении всего урока наблюдались:
- Включённость и активность всех учащихся;
- Хорошие знания учащихся по пройденной теме (Чтение многих стихов наизусть, выразительность, знание авторов стихотворений);
- Интерес учащихся к выполнению заданий;
- Тёплый психологический климат;
- У некоторых учащихся появилось желание создать свой фильм на компьютере.
Организация творческой деятельности на уроке и в подготовке к нему.
- Дух соревнования;
- Использование игры, загадок, разнообразных карточек;
- Совместная работа учителя и учащихся по созданию видеофильма;
- Работа с учебником;
- Использование нестандартной формы проведения урока;
- Стимулирование активной деятельности учащихся на уроке.
Педагогические методы и приёмы, используемые на уроке.
Проблемно – поисковый, метод проектов (создание видеофильма), словесно –
- иллюстративный, игра, беседа, ИКТ, межпредметная, обратная связь, обобщающее слово учителя, загадки.
Учитель начальных классов Верещагинской средней школы: Моор И.А.
6
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...