Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок разработан в соответствии с технологией формирования правильного типа читательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_chteniyu_novogo_teksta.docx | 264.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система «Школа 2100»
Урок обучения чтению нового текста
3 класс
Тема урока: | М. Пришвин «Золотой луг» |
Цели урока: | формировать правильный тип читательской деятельности; |
формировать умение делить текст на части, озаглавливать части; составлять план; | |
развивать устную речь детей, обогащая ее художественным словом, развивать творческое мышление, воображение; | |
воспитывать любовь к родной природе и языку, культуру поведения в процессе групповой работы, толерантность, уважение друг к другу. | |
Оборудование: | аудиокассета «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка», магнитофон, портрет писателя М. Пришвина, выставка книг писателя, карточки со словами. |
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Я желаю вам удачи и хорошего настроения. А чтобы настроить вас на особый лирический лад, я хочу начать наш урок с маленького музыкального фрагмента. (Звучит музыкальный фрагмент «Летняя ночь, цикады») На этом фоне учитель читает:
Июльская ночь
В три часа запевает ранняя птица.
А песенке птичьей пока еще спится.
Песенку ночь укачает, остудит,
А птица ее согревает и будит.
Э. Штритматтер. Перевод И. Токмаковой.
- Этап работы с текстом до чтения.
- Проверка домашнего задания.
- А с какой удивительной птицей мы познакомились на прошлом уроке? (Камышовка - сверчок)
- Что особенного в этой птице?
Вы получили творческое домашнее задание. Какое? (Сочинить загадку об этой птице)
- Мы проверим домашнее задание, работая в группах. Выслушайте своих товарищей, помните о правилах работы в группе. Обсудите, у кого получилась более удачная загадка, и озвучьте ее. (Дети читают свои загадки)
- Какой автор помог нам «открыть» эту птицу? (В. Бианки)
- Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
- А сегодня на уроке вас ждет встреча с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете. Кроме того нас ждет впереди маленькое открытие.
Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.
Чтение авторского текста в учебнике с.105 (Читает 1 подготовленный ребенок).
- Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте откроем раздел «Содержание» учебника с.206 и посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор? В каком разделе находится это произведение?
- Кто же догадался, какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)
(Тема записывается учителем на доске, появляется портрет писателя М.М. Пришвина)
- Физминутка.
4. Антиципация чтения.
- Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.
- Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»? О чем будет этот рассказ?
- Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие его рассказы мы уже читали на уроке? Какие прочитали самостоятельно? (« Берестяная трубочка», «Медведь» и др.)
- О чём обычно писал М. М. Пришвин? В каком жанре работал? (Рассказ)
- В чём отличительная особенность его рассказов? (В них раскрываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по-новому).
- Начнем читать рассказ « Золотой луг». Удастся ли нам открыть что – либо новое? О чем просят нас авторы учебника на с. 105? Прочитайте последнее предложение авторского текста.
III. Этап работы с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение текста про себя. Выявление первичного восприятия.
- Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, его жанре?
- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?
- Удалось ли автору поразить вас?
- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?
- К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст – повествование с элементами описания)
- Какие 3 части присутствуют в каждом тексте? (Вступление, основная часть и заключение)
- Попробуем отыскать каждую часть в рассказе М. Пришвина «Золотой луг».
- Повторное чтение рассказа.
Деление текста на части.
Поработайте в микрогруппах, обсудите, где заканчивается каждая часть.
1 часть
Комментирование, словарная работа по ходу чтения. Озаглавливание частей (вся работа ведётся в группах).
- Где заканчивается 1 часть?
- От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик— мальчик)
- Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту»)
- Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.)
- Что значит «созревают одуванчики»?
- Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава?
- Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?
Учитель поясняет значение этого слова.
Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.
- В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе М. Пришвина? (Фукну, фукнет)
- От какого слова произошло это слово?
- Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
- Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?
(Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)
- Как можно озаглавить 1 часть?
(обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка)
Например, «Постоянная забава»
«Цветы для забавы»
(Один из предложенных вариантов заголовка записывается учителем на доску)
2 часть
Чтение 2 части. Вопросы после чтения. Выборочное чтение.
- Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.
- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков? Прочитайте.
- Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте.
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте.
- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке)
Озаглавливание 2 части (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка)
Например, «Маленькое открытие»
«Секрет одуванчиков»
«Тайна золотого луга»
3 часть
- В заключении содержится вывод, подтверждающий главную мысль всего рассказа. В чем, по-вашему, она состоит? (обсуждение в группах)
- Как теперь называет одуванчики рассказчик? (Один из самых интересных цветов)
Озаглавливание 3 части (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка).
Например, «Один из самых интересных цветов»
«Цветок моего детства»
( По ходу озаглавливания частей текста на доске появляется план).
3. Физминутка для глаз.
- Этап работы с текстом после чтения.
- Беседа по содержанию в целом.
- Оправдались ли наши предположения вначале урока?
- Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ? (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка).
- Какое же открытие вы для себя сделали?
(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться)
- Проблемный вопрос к тексту.
- Какое «открытие» сделал для себя писатель?
(Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).
- А можно ли на ваш взгляд считать это открытием?
- Знакомство с писателем.
М.М. Пришвин – человек и писатель.
- Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых» цветов, сделать открытие? Каким вы себе его представляете?
Рассказ учителя о М.М. Пришвине.
С детства Михаил Михайлович Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты ещё маленький, не поймёшь!» Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши Пришвина, если бы к ним в гости не приехал из Сибири богатый дядюшка, который и увёз мальчика в эту самую Азию, только не сказочную, а настоящую. Здесь Михаил окончил гимназию, где был одним из лучших учеников.
Михаил Пришвин — учёный, агроном, и путешественник, и охотник, и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились его детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.
- Ребята, обратите внимание на выставку книг, представленных в нашем классе.
Какие произведения М.М. Пришвина вы уже читали?
Очень советую вам познакомиться и с другими произведениями М.М. Пришвина.
- Очень высоко о творчестве Пришвина отзывался К. Паустовский.
Дети читают на доске:
«Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они, то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают как, первый лед…»
(К. Паустовский)
- Работа над выразительными средствами речи.
- В чем же поэтичность рассказа «Золотой луг»?
- Какие эпитеты, сравнения использует автор? В чём проявилась словесная изобретательность автора? Подтвердите примерами из текста.
- Работа с иллюстрацией (повторно).
- В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации?
- Каким предложением из текста вы бы подписали эту иллюстрацию? (обсуждение в микрогруппах).
- А какие еще «секреты» одуванчиков вы знаете? (Они закрывают «ладошки» не только к вечеру, но еще и перед дождём. Это лекарственное растение, его употребляют в пищу.)
- Подготовка к выразительному чтению. Поиск интонации для каждой части.
(На доске представлены карточки со словами: гордо, весело, нежно, восхищённо, многозначительно, удивлённо, игриво. Работая в группах, дети выбирают подходящую интонацию для каждой части.)
1 часть – игриво, весело. Последнее предложение – с гордостью.
2 часть – с нежностью, восхищением, передать удивление мальчика.
3 часть – многозначительно, вместе с тем трогательно.
V. Рефлексия деятельности.
- С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?
- Что особенно поразило, заставило задуматься?
- Удалось ли вам сделать какое-то открытие?
- Хочется закончить наш урок словами К. Паустовского: « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
VI. Домашнее задание.
Дома подготовьте, пожалуйста, выразительное чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» и попробуйте сочинить загадку про одуванчики (по желанию), либо любое творческое задание (рисунок, мини-сочинение и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...