Литературное чтение.Е.Шварц. "Сказка о потерянном времени". 4 класс
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Учитель предлагает наглядное объяснение пословицы "Делу время, а потехе час", на основе которой построен весь урок. Развитие правильного умения оценивать себя, видеть свои недостатки происходят при знакомстве с героями сказки Е.Шварца, может быть даже встреча с самим собой или своим другом. А в конце урока,ребятам предлагается выполнить тест, который поможет учителю понять насколько ученик был внимателен на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon skazka_risunok.doc357.5 КБ
Microsoft Office document icon zvonki.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon illyustracii.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V вида № 573

Конспект открытого урока

по чтению в 4 классе

на тему: «Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»

                                   

   Составила и провела

                                                                            учитель начальных классов, логопед

                                                                      Дубровина Екатерина Сергеевна

                                                                                   

Москва, 12 апреля 2011 год

Тема: Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»

 Цель: Познакомить учащихся с писателем Е.Шварцем и его произведением.

Задачи: Образовательные: Развивать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение анализировать; развивать монологическую речь;  развивать чувство языка; формировать и развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию.                                                                                              Коррекционные:  развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.                         Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих на примере пословицы; воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в парах.                                                                                                                Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время урока; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование:  портрет писателя; учебники; конверт с пословицами для работы в паре; таблица с расписанием звонков; пословицы для демонстрации на доске; название произведения; метроном; секундомер; песочные часы; иллюстрации: окладистая борода, ходики, керосиновая лампа; тесты для самостоятельной работы; демонстрационная таблица для коллективной проверки.

Ход занятия:

Этап

Задачи этапа

Задание, инструкция, деятельность учащихся

Материал к заданиям

I.Организационный

момент

(2 мин.)

Сконцентрировать внимание, подготовить  к восприятию и выполнению инструкций

Приветствие гостей:

Уч.: На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

У. поворачиваются к гостям, приветствуют их кивком головы.

Проверка готовности к уроку:

Уч.: Проверьте, готовы ли вы к  уроку?

У. проверяют готовность к занятию.

Уч.: Садитесь, пожалуйста..

 Слушайте внимательно учителя, своих одноклассников, на вопросы отвечайте полным, развёрнутым ответом. Желаю вам успехов на уроке.

II.Ориентировочно-обучающий

(10 мин.)

Развивать словесно-логическое мышление; корригировать и развивать связную устную речь; развивать умение работать в парах; развивать навыки самоконтроля; формировать и развивать умение переносить полученные знания в другую учебную ситуацию.

Уч: Посмотрите на доску: перед вами пословицы. Прочитайте.  Попробуйте собрать их вместе с соседом по парте. Возьмите конверты. Приступите к работе.

У: Берут конверты. Составляют пословицы.

Уч:  Давайте проверим, что у вас получилось.

У: По очереди читают пословицы.

Уч: Соединяет на доске стрелочками части пословиц.

Уч: Что объединяет эти пословицы?

У: Эти пословицы о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела – время, потраченное зря.

Уч: Молодцы. Одна из этих пословиц является названием нового раздела, к которому мы с вами приступаем.

Откройте учебники на с.106.

Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Что такое потеха?

У: Пословица о том, что нужно время тратить с умом, на дело, а на отдых  и развлечения все остальное время.

Уч: Вы правильно рассуждаете. Посмотрите на расписание звонков. Сложите время перемен. Сколько получилось?

У: 60 минут, 1 час.

Уч: Правильно. Вот как школа бережёт ваше время. Время – это главная ценность человека. Экономя время, люди получают дополнительную возможность создавать что-то новое, познавать что-то новое. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе и работе. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Мы должны ценить наше время и не тратить его попусту. Вы со мной согласны? Давайте прочитаем «Сказку о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.

Прежде я хочу у вас узнать, что такое сказка? Что обязательно должно быть в сказке?

У: Волшебство, зло-добро, хороший, поучительный конец.

Части пословиц на доске:

Коли делать нечего

Потехе час

Откладывай безделье

Да не откладывай дела

Скучен день до вечера

Делу время

У учащихся конверты с пословицами для работы в парах.

Учебник

Таблица с расписанием звонков

Портрет писателя, название сказки

III. Лексическая работа

(5 мин.)

Развивать словесно-логическое мышление; корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие

Уч:В сказке нам встретятся выражения и слова, значение которых мне бы хотелось у вас уточнить.

У: объясняют значение слов и выражений

Иллюстрации : Окладистая борода, керосиновая лампа, ходики, и в ус не дует

IV. Зрительная гимнастика 

(1-2 мин.)

Соблюдать режим охраны зрения

Уч. Демонстрирует упражнения для глаз на тренажёре

У. следуют инструкциям учителя

V.Чтение сказки

Развивать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать монологическую речь; корригировать и развивать монологическую речь; следить за правильной посадкой во время урока

Уч и У читают по несколько предложений. По ходу чтения проводится беседа:

-Почему волшебникам удалось превратить детей в стариков?

- Как искал старичков-школьников Петя Зубов?

-Что нужно сделать, чтобы вернуть все обратно?

учебник

VI.Самостоятельная работа

Уч предлагает ребятам тест. Выбранные буквы ответов учащиеся записывают в табличку. Если правильно выполнен тест получается фраза: Береги время!

VII. Заключительный этап

Формировать и развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию

Уч: Зачитайте главную мысль произведения?

Какой вывод для себя мы сделаем?

Д/з: выполнить задания в рабочей тетради № 59,60

Спасибо за урок, вы очень хорошо работали. Завтра мы продолжим работу с этой сказкой, составим план для пересказа.



Предварительный просмотр:

 Проверочный тест

Выбранные ответы внеси в таблицу!

  1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети        б) Тани        в) Маруси

  1. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое        д) пятеро                 е) четверо

  1. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича      с) Ольги Капитоновны           т) Марфы Васильевны

  1. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне            е) в лесной чаще         ж) посреди топкого болота

  1. Фамилия Пети:

в) Власов                г) Зубов                д) Зайцев

  1. Фамилия Наденьки:

и) Соколова          к) Смирнова                л) Степанова

  1. До леса дети-старички доехали на:

а) такси                б) троллейбусе                в) трамвае

  1. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником        р) ходиками          с) песочными часами

  1. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз        ё) двадцать раз                ж) пятьдесят раз

  1. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует»                н) «Ног не чует»        о) «Уши развесил»

  1. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин                ю) Г.Х.Андерсен        я) Е.Л.Шварц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Прочитай фразу!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

УРОК

ПЕРЕМЕНА

1

8.30-9.10

15

2

9.25-10.05

20

3

10.25-11.05

10

4

11.15-11.55

10

5

12.05-15.45

5



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;совершенствование нав...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

Презентация к открытому уроку по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени"

Открытый урок по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени". (4 класс)...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...