Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" . Тема: "Е. Шварц. Сказка о потерянном времени".
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа России»
Тема урока. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Тип урока: комбинированный
Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Задачи урока
1. Образовательный аспект.
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения,
умений самостоятельно работать с текстом.
2. Развивающий аспект.
Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
- умения давать героям оценку,
- умения воссоздавать прочитанное произведение,
- умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект.
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Формы организации познавательной деятельности.
- коллективная
- индивидуальная
Необходимое оборудование и материалы
- мультимедийная презентация,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- учебник «Родная речь» книга 3, часть 2. Составители: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.
- для сценки: бороды, седые волосы, мячик, рисунок с изображением трамвая
- тексты-задания группам
Подробный конспект урока
1 слайд.
Организация начала урока.
- Улыбнитесь гостям, друг другу. Пожелайте всем хорошей работы.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
Игра с песком.
- На вдохе наберите в руки воображаемый песок.
- Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).
- Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).
- Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
- Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)
Учитель.
Песчинки сложились в секунды,
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы.
Так пробежали сутки,
Время вперёд спешит.
- Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок.
2 слайд.
Мотивация учащихся.
- Отгадайте ребус. («Делу время – потехе час».)
3 слайд.
-Так называется раздел, над которым мы начали работу.
- Объясните смысл этой пословицы.
4 слайд.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о потерянном времени»). Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц).
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы с вами проведём литературное расследование: что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.
- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.
Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания.
- Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям 1-ой части, некоторые ребята получили индивидуальные задания. Одно из них – подготовить рассказ об Е. Л. Шварце
5 слайд.
- В октябре 2011 года исполнилось 115 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца.
Биография Е.Л Шварца. (Подготовленные ученики рассказывают о писателе).
6 - 7 слайды.
1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 (по старому стилю 9) октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в городе Майкопе. Родители его увлекались театром, играли на любительской сцене. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика.
8 слайд.
2 ученик. В 1914 году, после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он остается, как и в гимназии, поклонником театра, сочиняет шуточные стихи. В 1917 г. Шварц бросает университет и уезжает в Ростов-на-Дону, где становится актером «Театральной мастерской».
Маленькая труппа гастролирует по провинции, а в 1921 г. появляется в Петрограде. Здесь он знакомится с С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским и другими писателями. Е. Шварца в Петрограде знают и принимают как блестящего выдумщика и шутника, «устного писателя».
9 – 10 слайды.
3 ученик. В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург. Лучшие пьесы Е. Шварца – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”
В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.
Беседа по содержанию произведения.
11 слайд.
1). - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? (Авторская литературная сказка, волшебная сказка.) Докажите. (Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).
-Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении? («Жил-был», волшебные числа: 3, 77, волшебство, волшебный предмет – ходики). Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? (Добро побеждает зло. Что задумано, то и получается).
2). Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.
3). На сколько частей вы разделили текст? О чём рассказывается в каждой части? Как озаглавили каждую часть?
12 слайд.
4). Назовите главного героя произведения. Каким был Петя в начале этой истории? Прочитайте.
- Перед чтением по ролям давайте приведём в порядок речевой аппарат.
Речевая разминка.
- контроль дыхания: вдох через нос, выдох через рот
- упражнение «море»
- упражнение «хоботок – улыбка»
- упражнение «Массаж язычка»
- чтение слогов: птку, птки, птка, пткы, пткэ, птко (беззвучно, шёпотом, громко)
- Произнести с заданной интонацией скороговорку («Смайлики»):
- Расскажите про покупки. (строго)
-Про какие про покупки? (удивление, печально, задумчиво)
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои. (весело)
Чтение по ролям первой части.
13 слайд.
- Вспомним, с чего все началось, как говорится, начнём с завязки произведения? Дома вы должны были подготовить чтение по ролям встречи Пети с тётей Наташей и с мамой.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. (Ребята дают лексическое значение слов.)
14 слайд.
ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая
- Почему ни мама, ни тётя Наташа не узнали Петю?
-Как повёл себя Петя, узнав, что стал стариком? Понял ли он причину своего превращения?
- Прочитайте, о чём подумал Петя. Что его беспокоило? Как это характеризует мальчика?
Чтение 2 части. Соотнесение иллюстрации и текста.
15 слайд.
- Рассмотрите иллюстрацию и определите, к какой части текста она относится.
Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)
16 слайд.
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.
17 слайд.
ХОДИКИ – небольшие стенные часы с маятником и гирями.
- Прочитайте этот отрывок. Какие вопросы вы хотите задать друг другу?
- Что удивило Петю в поведении волшебников?
- О какой тайне узнал мальчик?
- За что волшебники наказали детей?
- Как можно спасти ребят?
Выборочное чтение
- Прочитайте, у кого волшебники забирали время.
- Найдите и прочитайте в тексте, что должны сделать заколдованные ребята, чтобы спастись. Какое высказывание Сергея Владимировича говорит о том, что никогда нельзя опускать руки? («От любого несчастья может спастись человек»).
- Почему волшебники были уверены, что ребята не успеют разрушить волшебство? Найдите в тексте слова, рассказывающие о том, как волшебники характеризуют заколдованных детей. («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются». «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают).
- Какое решение принимает Петя, подслушав разговор волшебников? Как это характеризует мальчика?
- Сколько заколдованных ребят мальчик должен найти? Куда отправился мальчик? Что понял Петя, разыскивая ребят? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Эмоциональная (дыхательная) разминка. «Вкусно-невкусно»
Инсценировка «Петя находит ребят». (Индивидуальное домашнее задание).
18 слайд.
- Посмотрите, пожалуйста, сценку, которую подготовили ребята. Какой эпизод обыграли ребята?
Автор. Петя увидел в сквере на скамейке сидит старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
Петя. Подожду! Посмотрю, что она дальше делать будет.
Старушка читает газету и ест булку. Потом убирает газету, находит мячик и начинает с ним играть.
Автор. Бросился к ней Петя.
Петя. Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старушка. Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Автор. Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, искали другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома.( Петя и Маруся берутся за руки и ходят по кругу, разыскивая детей).
Наденька. (Нарисовала классы и скачет на одной ножке.)
Петя и Маруся. (вместе) Бабушка! Вы школьница?
Наденька. Школьница. Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Автор. Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Ребята побежали искать последнего товарища. Но он как сквозь землю провалился. А время идёт. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?
Маруся. Смотрите! Смотрите!
Автор. Летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру.
(Вася бегает по классу, держа в руках картинку с изображением трамвая, и свистит. Дети бегут за ним. Трамвай останавливается. Ребята хватают Васю.)
Петя. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он и в ус не дует.
Наденька. Ты школьник?
Вася. А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Автор. Рассказали ему ребята, кто они такие. Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
-По каким признакам искал Петя старичков-школьников? Почему он ошибся первый раз?
Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)
19 слайд.
«ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» - газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.
20 слайд.
СИТНЫЙ ХЛЕБ – белый хлеб из муки, просеянной через сито.
21 слайд.
ТРЁШКИ - игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух.
22 слайд.
«ТРАМВАЙНАЯ «КОЛБАСА»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг) тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы.
23 слайд.
ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.
- Итак, Петя нашёл всех ребят, и они отправились к лесной избушке. Как теперь ведут себя ребята? Какая новая беда ждала стариков - школьников в лесу? Какой ещё урок получил Петя?
Чтение последней части. Соотнесение иллюстрации текста.
24 слайд.
- Найдите отрывок к этой иллюстрации.
-Почему ребята смогли победить волшебников? (собрались, поторопились, успели, помогли друг другу).
Усвоение новых знаний
-Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?
- Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете? Составьте словесный портрет главного героя: каким он был, и каким стал?
Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …»
- Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»?
- Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки?
- Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы). (Действие сказки происходит в городе и в глухом лесу в середине 20-ого века: керосиновая лампа, ходики, газета «Пионерская правда», ситный хлеб).
- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?
- В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте.
25 слайд.
- Как вы понимаете эти слова?
- Чему учит «Сказка о потерянном времени»?
Домашнее задание
- Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.
- Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке,
о цене времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....