Этап | Учитель | Ученики | Ср-ва обуч |
1. Орг. момент.
| Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, Ни минуты не терять!
- Ребята, а вы любите путешествовать? (да) - Сегодня мы с вами отправляемся в зоопарк! - Как вы думаете, в каком городе этот зоопарк? (Москва) - Кто в нём был? Пожалуйста, поднимите руки. - Кто изображён на эмблеме зоопарка? (манул) - Кто знает, кто такой манул? (Это степной кот. Манул не приспособлен к быстрому бегу, при опасности он затаивается и встревожено издаёт хриплое урчание. Это редкий зверь, который охраняется и занесён в Красную книгу) |
|
Слайд «Зоопарк» |
2. Подготов ка к восприя тию |
-Отгадайте загадки и впишите пропущенные буквы в отгадки:
Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Д_ТЕЛ)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (СНЕГ_РЬ)
Не мышь, не птица В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет. (Б_ЛКА)
Глазки угольки, Ножки коротки. Гладить он себя не просит, Потому что иглы носит. (_ЖИК)
По песку идет гора, Воду пьет по два ведра. Зверь горбатый, добродушный, И в пустыне очень нужный. (ВЕРБЛ_Д)
- Давайте хором прочитаем буквы, которые мы вставили? (Я, И, Е, Ё, Ю) - Какую роль играют эти буквы гласных в словах? (обозначают мягкость предыдущего согласного) - Какое слово лишнее? (ёжик) - Почему? (ё - в начале слова обозначает 2 звука)
- Вам понравилось отгадывать загадки? (да)
|
У детей карточки. Ученики вписывают пропущенныебуквы в слова: Я, И, Е, Ё, Ю |
На интеракти вной доске по очереди появляются отгадки с выделен ными гласными |
3. Определе ние темы, постановка цели |
- Отгадайте ещё загадку! Белый камешек растаял, На доске следы оставил. - Что это? (МЕЛ) - ….составь схему этого слова на доске. А остальные ребята, используя звуковые квадраты, составят схему этого слова на парте.
- Отгадайте, что это: мелкое место на дне реки, озера, моря? (МЕЛЬ) - … составь схему этого слова на доске. А остальные ребята, используя звуковые квадраты, составят схему к этому слову на парте.
- Чем похожи слова? (одинаковое кол-во звуков) - Чем отличаются? (посл. звук мягкий) - Как мы умеем обозначать мягкие звуки на письме? (гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И) - Как вы думаете, подходит ли известный нам способ обозначения мягких звуков на письме? (нет) - А может быть, кто-то знает, как обозначить мягкость согласного в слове мель? (да, мягким знаком)
- Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? (ь – показатель мягкости согласных звуков)
- Сегодня на уроке мы будем изучать букву Ь по нашему плану. 1. Какие звуки обозначает буква? 2. Какую роль играет в словах? 3. Как пишется буква?
|
Один ученик на доске делает схему, все остальные работают за партами.
Один ученик на доске делает схему, все остальные работают за партами. |
Картинка с изображением мела на доске
Картинка с изображением мели на доске
Табличка с названием темы на доске. План на доске. |
Физкультминутка
|
4. Объясне ние новой темы | - 1-й пункт плана: Какой звук обозначает Ь? (не обозначает звука)
- 2-й пункт плана: Какую роль играет Ь в словах? - А чтобы в этом разобраться, откройте букварь. Урок 123-124.
- Прочитаем стихотворение. Будьте внимательны, вы хором будете читать те слова, которые напечатаны крупно, а я всё остальное. - О ком говорится в стихотворении? (об олене) -Что не знал олень? (как обозначить мягкость согласных на письме) - Давайте поможем оленю. - Кто может сказать правило? (Ь – обозначает мягкость согласных на письме)
|
Читают хором слова, записанные крупно
| Схема Ь звука не обозначает
На экране электрон-ной доски продубли-рована страница букваря
Схема-правило на доске Ь-обозн. мягк согл на письме
|
5. Закрепле ние
Работа с учебником
| -Посмотрите на записи следующей страницы Букваря. -Что общего в схемах к слову ШЕСТ и ШЕСТЬ? (4 звука) -Чем отличаются схемы? (последним звуком, твердый/ мягкий) -Сколько звуков в слове шест? (4 звука) -Сколько букв в слове шест? (4 буквы) -Сколько звуков в слове шесть? (4 звука) -Сколько букв в слове шесть? (5 букв) -Что общего в записи слов? (первые 4 буквы одинаковы) -Чем отличаются? (в том слове, где последний звук мягкий стоит Ь) -Какой сделаем вывод? Как на письме обозначить мягкость согласного звука? (если слово оканчивается на мягкий согласный звук, на письме необходимо написать Ь)
-Рассмотрите слова и схемы, записанные рядом? (БАНКА, БАНЬКА) -Назовите звуки, которыми различаются слова? ([н] и [н’]) -В какой части слова они находятся? (в середине) -После какой буквы необходимо поставить Ь? (после буквы Н) -Давайте сделаем вывод.
- Ребята, а изменится ли слово, если поставить Ь? (да) -Что такое шест? (палка) -Что такое шесть? (число или цифра) -Что такое банка? (ёмкость) -Что такое банька? (домик, где моются)
2. Понаблюдаем, как изменяются слова, если поставить Ь. Догадайтесь, какие слова получатся? Работаем в парах.
- Кто завершил задание, поднимают руки.
- У кого не так? Кто не согласен?
Давайте сделаем вывод по 2 пункту плана. Какую роль играет Ь? (обозначает мягкость, изменяет значение слов)
|
Дети говорят, педагог записывает
Делают вывод ь нужен для обозначения мягкости
Делают вывод: ь нужен для обозначения мягкости
Работают в парах
Выходит пара и вписывает Ь на эл. доске доске
Делают вывод | На экране электрон-ной доски продубли-рована страница букваря с этим заданием
На экране электрон-ной доски продубли-рована страница букваря с этим заданием
|
Физкультминутка |
Работа с рабочей тетрадью «Я учусь читать и писать»
Самопро-верка по образцу | - 3-й пункт плана: Как пишется буква? - стр. 73 в рабочей тетради - Что нужно сделать? (найти Ь) Внимательно рассмотрите и раскрасьте все Ь на картинке.
- Что получилось на картинке, которую раскрасили? (Ь) - У кого он получился, наклейте себе смайлик! |
Раскраши-вают
смайлики |
На эл. доске раскрашенный правильно Ь |
-А вы не забыли, где мы с вами сегодня путешествуем? (в зоопарке)
- Отгадайте, у клетки какого животного мы сейчас проходим?
Он из леса вышел снова, Не олень и не корова. Повстречаться нам пришлось Познакомьтесь, это …… (ЛОСЬ) хором Впишем это слово в клеточки!
- Кто встретился нам следующий? Принесет он седока, Гостя Вам издалека, Длинный хвост, на шее грива, Верный, умный и красивый. Мчит, из-под копыт огонь. Догадались? Это -... (КОНЬ). хором Впишем это слово в клеточки!
И последнее животное? Шерсть как шёлк у киски, А на ушах кисти. Только вряд ли скажешь «брысь», Посерьёзней киски ... (РЫСЬ) хором
-Доскажи словечко в предложении.
- Стояли тёплые….. ДЕНЬКИ. - Записали сами. Все зайчишки в лесу уселись на маленькие…ПЕНЬКИ. - На каток ребята взяли свои любимые …КОНЬКИ. - Проверьте по образцу. У кого также, поставьте себе +.
- Итак, для чего нужен Ь в словах? (для обозначения мягкости согласного звука на письме) - Обозначает ли он звук? (нет) В какой части слова он может находиться? (в середине слова и в конце) | Вписывают слова. Один ученик на доске, другие – в тетради
Записали сами. Вписывают на доске и проверяют себя | На эл. доске продубли-ровано задание
На доске образец
|
6. Рефлексия | - А сейчас проверим, кто усвоил тему урока! - В последнем задании вписать Ь. - Кто внимательнее всех? -Почему нужен ь? (необходимо обозначить мягкость согласного) -Почему не нужен? (звук твёрдый) - У кого также? Поставьте +. (далее работа с остальными парами аналогично)
| Записывают и сверяют с доской, один ученик объясняет, где нужно и вписывает на доске. | На доске слайды с изображе нием пар предложе ний, включаются по очереди для проверки.
|
7. Итог | -Наше путешествие заканчивается. -Какую букву мы изучали? -Что о ней узнали?
-А сейчас … нам расскажет стихотворение, которое он выучил про Ь. Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест. Станут пенками пеньки, Уголками – угольки, Банька в банку превратится – Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать!
-Кто никогда не будет забывать Ь в словах писать? (хлопните в ладоши три раза) -Молодцы!
| Отвечают, опираясь на план.
Рассказыва ет стихотворе-ние. |
|