«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Поможет организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия «разделительный мягкий знак».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака». | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык. Обучение грамоте.
Класс: 1 класс
Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»
Программа: УМК « Начальная школа XXI век»
Учебник: Журова Л.Е, Евдокимова А.О. «Букварь»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3. Окулова С.Н
Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».
Цель:
организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия «разделительный мягкий знак».
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- находить в словах разделительный мягкий знак ;
- определять разделительный мягкий знак на слух;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в парах.
Оборудование: раздаточный материал для работы в парах; презентация в Power Point.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Проговаривание стихотворения:
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
- О чём это стихотворение? (О пользе чтения)
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? «Что я знаю?» «Что я не знаю?» «Сам найду способ» (тематические рамки)
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с буквами. А какая буква нас интересует больше всего, вы догадайтесь сами. Дополните четверостишие:
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква ______________! (мягкий знак)
( Учитель тему урока не называет, дети будут формулировать её сами).
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Ребята! Давайте повторим то, что пригодится.
- Какие звуки называют гласными, согласными?
- Назови гласные звуки (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru )
- Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква ь обозначает мягкость согласного звука.)
1. Работа по учебнику стр.145. Чтение рассказа «Спрячь в середину».
– Какие задания должны были выполнить ребята? («Спрятать» мягкий знак в середину слова.)
– Прочитайте слова, которые были записаны на доске. (Огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль.)
– Как ребятам удалось справиться с заданием? (Добавили слог «ки».)
Больница, больной, больно. (Добавили два или один слог.)
– Какие слова они смогли подобрать?
– Какую «работу» выполнял в словах мягкий знак, когда он находился на конце слова? (Мягкий знак указывал на мягкость предыдущего согласного.)
– Изменилась ли «работа» мягкого знака, когда он оказался в середине слова? (Нет.)
Мягкий знак, хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- А зачем мягкий знак просится в слова?
- Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
2. Пробное действие.
Измените и напечатайте слова так, чтобы они обозначали много предметов.
- Как будет звучать слово «стул» во множественном числе? (стулья)
один | много |
стул | |
лист | |
ручей |
- Как произносятся слова II столбика? (слово как будто разрывается)
- Что нового в этом задании? (надо буквой разорвать, разделить согласную от гласной)
- У кого нет решения?
- Что не смогли? (Не знаем, какая буква разделяет согласную от гласной)
- Какие версии, мысли?
- У кого по - другому?
Разные версии – возникло затруднение.
- Какое затруднение?
(Не знаем, какая буква разделяет согласную от гласной. Не могу доказать что Ь разделяет согласную от гласной)
– Как этот шаг называется? («Что я не знаю?»)
III. Выявление места и причины затруднения. Физкультминутка
- В каком месте возникло затруднение? (Нужна буква, которая разделяет согласную от гласной.)
- Почему возникло затруднение? ( Не знаю правила.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Какой следующий шаг учебной деятельности?
«Сам найду способ»
- Какую цель ставим? (Узнать о букве, которая показывает, что согласный не сливается с гласным)
Наметим наш план действий:
1. Сами найдём способ
2. Устраним затруднение.
3. Поупражняемся в новом действии.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
V. Реализация построенного проекта
1.Звуковой анализ слова «братья»
Что надо сделать, чтобы превратить слово «брат» в «братья»?
– Какая буква поможет обозначить мягкость звука [т’]? (Буква ь.)
– Какой буквой обозначим стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.)
– Что получится, если не поставить в слове «братья» букву ь?
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «братья»?
Эта «работа» мягкого знака называется – разделительной.
(В слове «братья» – разделительный мягкий знак.)
- Сформулируйте тему урока (Знакомство с разделительным «ь»)
2.Работа в парах по карточкам.
Подчеркните разделительный Ь и буквы, перед которыми он пишется. Сделайте вывод: где пишется разделительный ь? Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья.
|
-Значит, ь разделяет согласную и гласную буквы, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.
Вывод: разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я .
Я мягкий знак не простой,
А удивительный – разделительный.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою, друзья.
3.Устранение затруднения.
- Какая буква в слове «листья» разделяет согласную от гласной?
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
Работа по учебнику стр. 146
Прочитайте пары слов и скажите, какая буква разделяет согласную от гласной?
Уточнение правила. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.
Физкультминутка с перебрасыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»: | «Убери разделит. мягкий знак» |
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2-го ряда.
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?
(Да, слоги звучат раздельно).
-Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
- Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых, звук [й´]). Это второй способ.
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
- Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак, что происходит с губами? (Губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад). Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.
Это 3 способ – губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»): полёт-польёт
Это четвёртый способ —рука «рисует» волну.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Фиксируют «+», «–».
1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».
Семья, семя, Коля, колья, Валя. ̃ - - ̃ –
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок с разделительным мягким знаком.
«Здоровье всего дороже! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
-Как понимаете пословицы? (Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».)
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую «работу» может выполнять буква ь?
- Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.)
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему
знаю
я запомнил
смог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой
На уроке создавались условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....
Урок русского языка для 1 класса на тему: «Повторение функций мягкого знака».
Данный материал поможет в игровой форме закрепить изученную тему....
Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.
Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о городах Москве и Самаре....
Открытый урок обучения грамоте в 1 «Б» классе по литературному чтению: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»
Открытый урок обучения грамоте...
«Волшебная буква- мягкий знак. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».
Урок- путешествие . Наблюдение над словами-предметами. Превращение одних слов в другие при помощи буквы- волшебницы- Ь. Различаем твёрдые и мягкие звуки....
«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»
Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с мягким знаком"....