Нормативно-правовое обеспечение программы: Программа составлена в соответствии с нормативными актами федерального уровня: - Законом «Об образовании»
- Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. №03-296
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «Об изменениях, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г. №373»
- Программа «Школа развития речи» составлена на основе программы курса «Речь» (авторы:Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова).
- При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности для учащихся школы, являются: типовое положение об образовательном учреждении, Устав школы, приказы директора, локальные акты школы
Назначение программы Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО по направлению развития личности «духовно-нравственное». Программа составлена на основе программы курса «Школа развития речи», составлена автором Т.С.Соколовой победителем конкурса лучших учителей Р.Ф. Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи». Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Актуальность программы. Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Речь шлифует и совершенствует мысль. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.Количество учащихся, у которых речевое развитие не соответствует возрасту, увеличивается ежегодно. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями: - нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи;
- неразвитостью связной речи.
- слабо сформированы психические процессы (как вторичные проявления речевого отставания).
В программе начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.Программа «Школа развития речи» направлена на решение данной проблемы. Новизна программы: содержание программы «Школа развития речи» отличается личностной ориентацией и концентрическим расширением объема материала от класса к классу. Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: - личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет. На изучение курса «Школа развития речи» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Срок реализации всей программы: программа рассчитана на 4 года. Цель программы: Повышать уровень языкового развития школьников. Задачи программы: - содействовать усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических норм, синтаксических конструкций;
- способствовать формированию речевых интересов и потребностей младших школьников;
- решать проблемы интеллектуального развития детей.
Основные принципы содержания программы: Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к деятельности. Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип повторения. В результате повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип активного обучения заключается в использовании активных форм и методов обучения. Формы проведения: - Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
- Ролевые игры.
- Конкурсы, викторины.
- Защита проектов.
- Диагностики
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями: - Речь. Техника и выразительность речи.
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Речь. Техника выразительности речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № | Тема | Количество часов | Теория | Практика | Речь. Техника выразительности речи (3 часа). |
|
|
|
| 1 | Речь. Выразительность речи. | 3 |
| 3 | Слово(32 часа). |
|
|
|
| 2 | Многозначные слова. | 2 | 1 | 1 | 3 | Омонимы, омоформы и омофоны. | 2 | 1 | 1 | 4 | Фразеологизмы. | 2 | 1 | 1 | 5 | Сравнения. | 2 | 1 | 1 | 6 | Олицетворение. | 2 | 1 | 1 | 7 | Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 2 | 1 | 1 | 8 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 2 | 1 | 1 | 9 | Откуда приходят слова | 2 | 1 | 1 | 10 | Этимология. | 2 | 1 | 1 | 11 | Как тебя зовут? | 2 |
| 2 | 12 | Наши фамилии. | 2 |
| 2 | 13 | Проект « Что в имени тебе моем…» | 2 |
| 2 | 14 | Топонимы. | 2 | 1 | 1 | 15 | Устаревшие слова. | 2 | 1 | 1 | 16 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 2 | 2 |
| 17 | Проверочная работа. | 1 | 1 |
| 18 | Анализ проверочной работы | 1 | 1 |
| Текст(25 часов). |
|
|
|
| 19 | Типы текстов. | 2 | 1 | 1 | 20 | Тема текста. Опорные слова. | 2 | 1 | 1 | 21 | Связь предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | 22 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | 23 | Параллельная связь предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | 24 | Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». | 2 | 2 |
| 25 | Единый временной план текста. | 5 | 2 | 3 | 26 | Стили речи. | 4 | 2 | 2 | 27 | Научный стиль. | 2 | 1 | 1 | 28 | Словари. | 2 | 1 | 1 | Культура общения (8 часов). |
|
|
|
| 29 | Культура общения. | 4 |
| 4 | 30 | Проверь себя. | 1 | 1 |
| 31 | Анализ проверочной работы | 1 | 1 |
| 32 | Итоговое занятие КВН. | 2 |
| 2 | Всего | 68 | 30 | 38 |
|
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом: - Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового характера. Речевое творчество.
- Занимательные задания (языковые игры и др.).
Ожидаемые результаты. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: Коммуникативные. Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные. Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные. Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные. У учащихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к изучению курса;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | УУД |
|
|
|
|
|
|
| Познават. | Коммуникат. | Регулятив. | Речь. Техника выразительности речи (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
| 1-3 |
| Речь. Выразительность речи. | 3 | Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений. | -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. | Слово (32 часа). |
|
|
|
| уу |
|
| 4-5 |
| Многозначные слова. | 2 | Многозначные слова.Употреблениемногозначных слов в устной и письменной речи. | уу |
|
| 6-7 |
| Омонимы, омоформы и омофоны. | 2 | Омонимы, омоформы и омофоны.Употребление омонимов в устной и письменной речи. |
|
|
| 8-9 |
| Фразеологизмы. | 2 | Употребление эпитетов в устной и письменной речи. |
|
|
| 10-11 |
| Сравнения. | 2 | Сравнение. Употребление сравнений в устной и письменной речи. |
|
|
| 12-13 |
| Олицетворение. | 2 | Олицетворение. Употребление олицетворений в устной и письменной речи. |
|
|
| 14-15 |
| Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 2 | Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. |
|
|
| 16-17 |
| Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 2 | Эмоционально окрашенные слова.Употреблениеэмоционально окрашенных слов в устной и письменной речи. |
|
|
| 18-19 |
| Откуда приходят слова | 2 | Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. |
|
|
| 20-21 |
| Этимология. | 2 | Этимология. Происхождение и появление слов в языке. |
|
|
| 22-23 |
| Как тебя зовут? | 2 | Происхождение имен и отчеств. |
|
|
| 24-25 |
| Наши фамилии. | 2 | Происхождение фамилий. |
|
|
| 26-27 |
| Проект « Что в имени тебе моем…» | 2 |
|
|
|
| 28-29 |
| Топонимы. | 2 | Происхождение географических названий. |
|
|
| 30-31 |
| Устаревшие слова. | 2 | Устаревшие слова, архаизмы. |
|
|
| 32-33 |
| Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 2 |
|
|
|
| 34 |
| Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 1 |
|
|
|
| 35 |
| Типы текстов. | 1 |
|
|
|
| Текст (25 часов). |
|
|
|
|
|
|
| 36-37 |
| Типы текстов. | 2 | Текст-описание, повествование, рассуждение. |
|
|
| 38-39 |
| Тема текста. Опорные слова. | 2 | Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. |
|
|
| 40-41 |
| Связь предложений в тексте. | 2 | Деформированный текст. |
|
|
| 42-43 |
| Цепная связь предложений в тексте. | 2 | Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. |
|
|
| 44-45 |
| Параллельная связь предложений в тексте. | 2 | Единая тема и смысл предложений.Параллельная связь предложений в тексте. |
|
|
| 46-47 |
| Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». | 2 |
|
|
|
| 48 49 50 51 52 |
| Единый временной план текста. | 5 | Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. |
|
|
| 53 54 55 56 |
| Стили речи. | 4 | Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. |
|
|
| 57-58 |
| Научный стиль. | 2 | Научный стиль. |
|
|
| 59-60 |
| Словари. | 2 | Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. |
|
|
| Культура общения (8 часов). |
|
|
|
|
|
|
| 61 62 63 64 |
| Культура общения. | 4 | Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. |
|
|
| 65 |
| Проверь себя. | 1 |
|
|
|
| 66 |
| Проверь себя. | 1 |
|
|
|
| 67-68 |
| Итоговое занятие КВН. | 2 |
|
|
|
|
Условия реализации программы. Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития . Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал , учитывая возрастные особенности детей. Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь: Класс или другое помещение со столами. Наглядный материал - подбирается заранее и располагается в доступном месте. Методическое обеспечение программы. - Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды.
- Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
- Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 4класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 4класс. – Пенза, 1995.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Карточки, сделанные педагогом.
- Раздаточные материалы.
Технические средства обучения. - проектор для показа слайдов, экран
- компьютер.
- Виды контроля:
- Диагностики.
- Защита проектов.
- Исследовательская работа.
Способы определения достижения результатов. - 1 класс: проекты: «Пословицы», «Сказочная страница» (по выбору).
- 2 класс: декабрь – проекты: «Фразеологизмы», «Пословицы», «Загадки» (по выбору), май – проект «И в шутку и всерьез».
- 3 класс: декабрь – проект «Рассказ о слове», май – проект «Словари».
- 4 класс: проект «Классная стенгазета», исследовательская работа «Говорите правильно».
Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны уметь: - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
- быть хорошим слушателем;
- -определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь: - распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
|