Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Гурина Татьяна Владимировна

           Рабочая программа по  русскому языку  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).

Программа рассчитана на 210 часов,  в том числе на контрольные диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Тёткинская специальная      (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 вида»

Принята

 методическим объединением

начальных классов

Протокол № 1   от «28» августа 2013 г.

        Утверждаю:

 Директор школы - интерната

____________Ю.В. Антонов

Приказ № 22    от « 29» 08. 2013 г.

Рабочая программа

 по предмету « Русский язык и развитие речи.»

 на 2013 – 2014 учебный год

для 3 «б» класса

 

Составитель:

Гурина Т. В.    

учитель начальных классов,

II кв. категория

п. Тёткино

         Пояснительная записка

           Рабочая программа по  русскому языку  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).

Программа рассчитана на 210 часов,  в том числе на контрольные диктанты.

           Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.

        Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.

  Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:           учебник (А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение»,2002г.- 216с.)

Цель программы обучения:

-  расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

-  подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

  • целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;
  • гласные и согласные;
  • правила написания предложения;
  • знать названия предметов, действий, признаков;
  • правописание собственных и нарицательных имен;
  • правописание предлогов.

Содержание образовательной программы.

                На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под  редакцией В. В. Воронковой 2008 года издания, в программу по русскому языку включены   следующие разделы:

Раздел

Кол-во

часов

Краткое содержание раздела

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Предложение (повторение)

     13

 Употребление простого предложения.   Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

   Умение  списывать по слогам с рукописного и печатного текста;      писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;      составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Звуки и буквы.  

    117

Звуки и буквы. Алфавит.

Звуки гласные и согласные.

Ударение.

Согласные твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь знак.

Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и.

Шипящие согласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Знание порядка букв в русском алфавите, деление слова на слоги, перенос слов, различение твердых и мягких согласных, правописание

жи-  ши, ча -ща, чу -щу.

Слово.

   49

Слова, обозначающие названия предметов. Имена собственные.

 Слова, обозначающие действия.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Предлог.

Разделительный ъ знак.

Умение выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знание предлогов. Умение пользоваться словарем.

Предложение

30

Построение простых предложений. Составление предложений с употреблением косвенных падежей.

 Составление предложений на заданную учителем тему.

Дополнение предложений по 1-2 вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Умение закончить  предложение или дополнить его; ответить на заданные вопросы. Умение строить предложение, составлять рассказы. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и  записать его.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален сроки

Планируемые результаты

Знания

Умения

Обще - учебные умения, навыки

и способы деятельности

Iчетверть - 53ч.

I Повторение. Предложение.

1

Предложение. Выборочное написание предложений о предмете.

1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста.

Работать с основными компонентами учебника:

- Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами.

2

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

1

Уметь определять начало и конец предложения.

3

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

1

Уметь дополнять пред-я подходящими по смыслу словами.

4

Установление порядка слов в предложении.

1

Знать правило написания предложения.

Уметь устанавливать порядок слов в предложении.

Ставить слова в определённой последовательности.

5

Работа с деформированным  предложением.

1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме).

Грамотно и каллиграфически правильно списывать текст в соответствии с утвержденными нормами.

6

Составление предложений по опорным картинкам.

1

Уметь составлять предложения по картинкам.

Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

7

Выделение предложений из текста.

1

Знать  правило написание предложения.

Уметь находить нужное предложение в тексте.

8 -9

Расчленение сплошного текста на предложения.

2

Знать правило написания предложения:

большая буква  - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста.

10

Составление предложений, используя вопросы.

    1

Уметь составлять предложения по вопросу.

Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

11

Составление предложений по картинке.

1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь составлять предложения по картинке.



Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

12

Контрольная работа №1 «Предложение».

1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце

Уметь составлять простые предложения, употреблять их в речи.

I-II Правильное написание небольшого текста под диктовку в соответствии с грамматическими правилами.

III Правильное списывание текста с доски, книги.

13

Работа над ошибками.

Деление текста на предложения.

1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста.

Нахождение ошибок в работе и их исправление.

II Звуки и буквы.

1

2

Определение звуков и букв.

Различение звуков и букв.

1


1

Знать отличие звука от буквы.

Уметь анализировать слова по звуковому составу.






Уметь правильно считать буквы и звуки.

Умение классифицировать, чисто и скоро писать.

3

4

5

Сравнение пар слов,  различающихся одной буквой или  количеством букв.


3

Умение сравнивать пары слов.

6

Нахождение слов с разным количеством букв и звуков.

1

Умение находить нужную букву с словах.

8

Слова сходные по звучанию.

1

Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

9

Нахождение  сходных по буквам слов.

1

Умение объяснять, оказывать помощь.

III Порядок букв в русской азбуке.

1

Алфавит (порядок букв в русском языке).

1

Знать алфавит

Уметь располагать несколько слов в алфавитном порядке

Упорядочивание информации по алфавиту.

2

3

4

5

Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников».

2

2

Знать порядок букв в русской азбуке.

Уметь находить слова в словаре.

Умение слушать учителя.

IV Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Гласные звуки и буквы.

1

Знать гласные буквы.

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.





Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.

Уметь выделять согласные буквы.

Умение классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи.

2

Согласные звуки и буквы.

1

Знать согласные буквы.

Умение классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи

3 -4

Сопоставление гласных и согласных звуков.

2

Знать гласные и  согласные буквы.

Умение анализировать, чисто и скоро писать.

5 - 6

Выделение согласных букв в  предложениях.

2

Знать согласные буквы.

Уметь находить согласные буквы в предложениях.

7

Контрольный диктант № 2 «Гласные и согласныезвуки и буквы»

1


Знать гласные и  согласные буквы.

Правильное написание небольшого текста под диктовку в соответствии с нормами.

8

Работа над ошибками

Работа с деформированным  текстом.

.

   1

Знать правило написания предложения:

большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать несложный деформированный  текст по картинкам.

Контролировать правильность выполнения работы.

V Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я.

1

2

3

Гласная буква  И  в начале слова.

Гласная буква  Е  в начале слова.


2

1




Знать гласные буквы

Уметь   выделять гласные И, Е.

Четкое и правильное осознание цели своей работы.

4

5

Гласная  буква  Ё в начале слова.

Гласная буква Ю в начале слова.

1


1

Уметь выделять гласные

Ё, Ю.

Нахождение в учебнике указанных упражнений, заданий.

6

7

8

Гласная буква Я в начале слова.

Гласная буква Э в начале слова.

1


2

Уметь выделять гласные

Я, Э

Работать с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.

VI Ударение в слове.

1

2

Ударение в слове. Знак ударения.

Роль ударения в слове.

1


1

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные

Умение выделять главное.

3

4

Гласные ударные и безударные. Их различение.

1

1

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные

Устанавливать причинно-следственные связи.

5

6

7

Упражнения в постановке ударения в словах. Выделение безударных гласных.

2


1



Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные

Устанавливать причинно-следственные связи.

8

Контрольный диктант №3 «Гласные буквы».

1

Знать гласные буквы. Уметь ставить ударение.

Уметь выделять гласные буквы на письме.

Правильное написание небольшого текста под диктовку в соответствии с нормами.

9

Работа над ошибками.

2

Знать гласные буквы.

Уметь находить слова на нужное правило.

Следить за правильностью написания слов.

10

Составление

предложений

по вопросам.

1




Знать пр. написания предложения: большая буква -  в начале пред-я, точка – в конце

Уметь отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса.

Нахождение ошибок в работе и их исправление.

II четверть -42ч.

VI Ударение в слове (повторение).

1

Ударение в словах-омографах (замок – замок)

1

Знать: ударение в слове может быть только одно

Уметь различать гласные ударные и безударные

Уметь сравнивать, чисто и скоро писать.

2

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1

Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

VII Слог как часть слова.

1 -2

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.

1

1

Знать гласные буквы

Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

3 -4

Соотнесение количества слогов и гласных букв.

2

Уметь определять количество слогов.

Уметь соотносить гласную букву и слог.

5 -6

Деление слов на слоги.

2

У.  делить слова на слоги.

Планировать текущую работу.

VIII Перенос слов при письме.

1 -2

Перенос части слова при письме.

2

Знать правило переноса части слова.

Уметь переносить части слова при письме

Четко и правильно осознавать цель своей работы.

3

Правило переноса, где слог – гласная буква.

1

Составлять план работы.

4

5

Деление слов на слоги и их перенос.

2

6

Контрольный диктант №4  «Перенос слов при письме».

1

Знать правило переноса части слова.

Уметь переносить части слова при письме

Контролировать  правильность результата работы.

7

 Работа над ошибками. Составление рассказа по картинке.

1

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь составлять рассказ по картинке.

Нахождение ошибок в работе и их исправление.

IX Твердые и мягкие согласные.

1

Твердые и мягкие согласные (понятие)

1

Знать правописание твердых и мягких согласных.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.

Уметь слушать, задавать уточняющие вопросы.

2 -3

Различение твёрдых и мягких  согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и.

2

Уметь классифицировать. Уметь объяснять, оказывать помощь.

4 -5

Обозначение твёрдости согласных буквами а, о, у, ы.


2


Знать гласные, обозначающие твёрдость согласных.

Уметь находить на письме твёрдые согласные.

Уметь находить, выделять и объяснять твёрдость согласных.

6 -7

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.


2

Знать правописание твёрдых и мягких согласных.

Уметь  различать твёрдые согласные от мягких согласных.

Уметь выделять гласные на письме.

8 -9

Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.

2


Знать правописание твердых и мягких согласных.

Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.

Грамотно и каллиграфически правильно списывать текст в соответствии с утвержденными нормами.

X Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1

Мягкий знак на конце слов. Образование слов с ь.

1

1


Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова.


Знать функции ь .






Знать буквы, обозначающие мягкость согласных.      



Уметь анализировать слова по звуковому составу.


Уметь пользоваться опорной таблицей.

Уметь объяснять написание слов с ь.

Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).

Сравнивать.

2 -3

Мягкий знак в середине слова.

2

Оценивать правильность выполнения задания.

4 -5

Объяснение правописания слов с ь. Работа по опорной таблице.


2

Уметь обобщать  и классифицировать слова .

6

Правописание слов с ь на конце и в середине слова.

1

Уметь выписывать слова с ь.

7 - 8

Мягкость согласных перед гласными и, ю,я, е, ё и буквой ь.

2


Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

XI Гласные после шипящих.

1

2

Правописание

жи – ши.

2

Знать правописание жи – ши.

Уметь правильно писать сочетания жи – ши.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

3

4

Правописание

ча – ща.

2

Знать правописание ча – ща.

Уметь правильно писать сочетания ча – ща.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. У. чисто и скоро писать.

5 -6

Правописание

чу – щу.

2

Знать правописание чу – щу.

Уметь правильно писать сочетания чу – щу.

Уметь чисто и скоро писать.

7

Контрольный диктант №5 «Гласные после шипящих».

1

Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими.

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их. Правильное написание текста под дик в соответствии с грамм.правилами.

8

Работа над ошибками.

Работа с деформированным  текстом.


1

Знать правило написания предложения: большая буква -  в начале предложения, точка – в конце.

Уметь восстанавливать несложный деформированный  текст

Уметь планировать текущую работу.

9-10

Гласные после шипящих. Закрепление.

2

Знать правописание гласных после шипящих.

У. правильно писать сочетания гл. с шипящими: жи – ши, ча – ща,  чу – щу.

Уметь видеть и исправлять ошибки.

III четверть – 62ч.

1

Правописание  слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

Знать правописание изученных словарных слов

Уметь пользоваться словарем, данным в учебнике.

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.

XII.Парные звонкие и глухие согласные.

2

Парные звонкие и глухие согласные.

2

Знать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь различать парные зв. и глух.согласные.

Уметь анализировать, сравнивать.

3 -4

Различие слов с парными звон.и глух. согласными Б-П, Д-Т, К-Г.

2

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные: Б-П, Д-Т, К-Г.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

5 -6

Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш,

З-С, В-Ф.

2

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные: Ж – Ш, З-С, В-Ф.

Грамотно и каллиграфически правильно списывать тексты в соответствии с утвержденными нормами.

7 - 8

Написание парных звонких и глухих согласных в середине и в начале слова.


2

Знать правописание парных звонких и глухих согласных.

Уметь различать парные согласные.

Уметь объяснять и  подбирать проверочные слова.

9 - 10

Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова.


2

Уметь выбирать слова со звонкими  согласными.

Уметь находить проверочные слова.

11

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».

1


Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь находить ошибки в работе, исправлять их.


XIII Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1 -2

Звонкие и  глухие согласные на конце слова.

2

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь выделять главное.

3 -4

Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов.

2

Уметь сопоставлять согласные буквы на конце слова и перед гласными.

Уметь объяснять, связно высказываться. Уметь искать необходимую информацию, правило.

5 -6

Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце.

2


Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце слова

Уметь чисто и скоро писать.

7 -8

Дифференциация слов, требующих проверки написания и не требующих её.


2

9 -10

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путём изменения формы слова.

Уметь составлять план ответа-объяснения. Уметь оказывать помощь.

11

Контрольный диктант №6 «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

12

Работа над ошибками.

Составление рассказа по вопросам.

1

Знать правило написания предложения: большая буква-   в начале предложения, точка – в конце.

Уметь составлять рассказ по вопросам.

Уметь находить ошибки, исправлять их, подбирать нужные правила.



XIV Разделительный мягкий знак (ь).

1 -2

Понятие о разделительном мягком знаке. Сравнение по смыслу, произношению и написанию слов. (Коля – колья)

1

1

Знать значение разделительного мягкого знака

Уметь читать  слоги и слова с разделительным Ь знаком.

Уметь организовать свое рабочее место.

3 -4

Правило переноса слов с разделительным Ь знаком.

2

Знать правило переноса части слова

Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком

Уметь планировать текущую работу.

5 -6

Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.

2

Знать правописание разделительного мягкого знака.

Уметь писать слова с разделительным Ь знаком.

Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).

7 -8

Правописание слов с разделительным Ь знаком.

2


Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

9 -10

Дифференциация разделительного Ь и Ь смягчающего.

2

Знать правописание разделительного Ь и Ь, обозначающего мягкость согл. на конце и в середине слова.

Уметь различать слова с разделительным Ь и Ь знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова.

Уметь сравнивать, классифицировать.

11

Контрольный диктант№7«Разделительный мягкий знак ».

1

Знать правописание Ь мягкого знака

Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком.

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку.

12

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

XV Слово. Название предметов.

1 -2

Слова, обозначающие названия предметов.

2

Знать названия предметов.





Знать названия предметов.




Знать вопросы на которые отвечают предметы.

Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

3 -4

Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?

2

Уметь различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам кто? что?

Уметь задавать уточняющие вопросы.

5 -6

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

2

Уметь правильно употреблять в речи  слова в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях.

Уметь составлять план.

7 -8

Употребление названий предметов в различных формах. Их зависимость от других слов в предложении.


2

Уметь правильно ставить вопросы.

9 -10

Выделение из текста названий предметов с помощью различных вопросов.


2

Уметь писать по памяти.

11 - 12

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

2

Уметь планировать текущую работу.

XVI Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

1 – 2

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.

2

Знать правописание имён собственных.




Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.

Умение классифицировать. Уметь планировать текущую работу.

3 - 4

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

2

Знать свой домашний адрес, адрес школы.

Нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

5 -6 -7

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках, в названиях городов, сел. Закрепительные упражнения.

2



1

Знать  правописание имён собственных.

Уметь анализировать, писать чисто и красиво

8

Контрольный диктант №8 «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».

1

Знать правописание имён собственных.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.

Правильно писать небольшой текст под диктовку в соответствии с грамматическими правилами.

9

Работа над ошибками. Дифференциация изученных орфограмм.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, распознавать слова на изученные правила.

Правильно списывать текст с доски или учебника.

IV четверть – 51ч.

XVII Названия действий.

1 – 2

Понятия о словах, которые обозначают названия действий.

2

Знать названия действий.











Знать названия действий.

Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.

Уметь выделять главное.

3 –4

Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.

2

Уметь различать слова, обозначающие названия действий, по вопросам что делает? что делал? что будет делать?

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

5 – 6

Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов.

2

Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий.

Планировать текущую работу.

7 – 8

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

2

Уметь изменять слова, обозначающие названия действий, по числам.

Уметь чисто и скоро писать.

9

Составление предложений по схеме.

1

Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

10

Проверочная работа по теме: «Названия действий»

1

У. находить в тексте слова, обозначающие названия предметов и действий.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

XVIII Слова, обозначающие названия признаков.

1

Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.

1

Знать названия признаков.

У. находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозн предметы.

Уметь организовать свое рабочее место.

2

Дописывание слов отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

1

Знать названия признаков.

Уметь называть признак (качество) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

Уметь анализировать, писать чисто и красиво.

3

Сравнивание предметов по признакам.

1

Знать названия признаков.

Уметь сравнивать два предмета по их  качествам.

Уметь сравнивать. Уметь пользоваться словарем.

4 -5

Дополнение предложений названием признаков и названием предметов.

2



Знать названия признаков и  названия предметов.

Уметь подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков.

Уметь планировать текущую работу.

6

Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков.

1





Знать названия признаков.

У ставить вопр. к словам, обозн названия признаков (с помощью учителя).

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

7

Составление предложений по картинкам и схемам.

1

Уметь согласовывать слова, обозначающие признаки, со словами, обозн. предметы.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

8

Контрольный диктант №9 «Слова, обозначающие названия признаков».

1

Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозначающим предметы

Уметь писать текст под диктовку в соответствии с грамматическими правилами

9

Работа над ошибками.

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

1

Знать правило написания предложения.

Уметь закончить предложение или дополнить его по 1-2 вопросам.

Правильно списывать текст с доски, учебника.

XIX Предлоги.

1

Понятие о предлоге. Правописание предлогов.

1

Знать правописание предлогов






Знать правописание предлогов.









Уметь выделять предлог из потока речи.

Уметь анализировать.

2

Составление предложений по деформированному тексту.

1

Уметь находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Планировать текущую работу.

3 – 4

Ответы на вопросы. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.

2

Уметь правильно употреблять предлог в речи.

Уметь чисто и скоро писать.

5

Правильное употребление

 предлогов в речи.

1

Уметь правильно выражать свои  мысли (монол. речь).

6

Конструирование предложений с выбором предлогов.


1

Уметь правильно согласовывать слова с предлогом.

Уметь правильно подобрать предлог.

7

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Уметь по схемам находить слова с ранее изученными орфограммами.

Уметь определять слова на изученную орфограмму на слух.

8

Контрольный диктант №10  «Предлоги».

1

Уметь находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку

тексты в соответствии с утвержденными нормами.

9

Работа над ошибками.

Правописание  слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

Знать правописание изученных словарных слов.

Уметь пользоваться словарем, данным в учебнике.

XX Предложение

1

Согласование слов в предложении.

1

Знать правило написания предложения.



Изменять слова по вопросам.









Знать вопросы на которые отвечают предметы.






Знать вопросы на которые отвечают предметы.







Знать вопросы на которые отвечают предметы.




Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Уметь составлять план ответа связно высказываться.

2 – 3

Построение предложений по словам, подходящим по смыслу.

2

Уметь добавлять слова подходящие по смыслу.

Оценивать учебную деятельность одноклассников.

4

Составление рассказа из предложений.

1

Уметь ставить предложения в определённом порядке.

Уметь самостоятельно выполнять работу.

5

6

Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.

1

1




У. выделять пред-я из речи и текста; восс-ть нарушенный порядок слов в предл.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

7 – 8

Употребление формы винительного падежа в предложении. Слова, отвечающие на вопросы кого? что?


2

Уметь употреблять слова в предложении в В.п.

Уметь выделять главное.

9 – 10

Употребление формы родительного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего?


2

Уметь употреблять слова в предложении в Р.п.

Уметь изменять слова.

Уметь анализировать, писать красиво.

11 – 12

Употребление формы дательного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?


2

Уметь употреблять слова в предложении в Д.п.

Уметь составлять предложения и изменять слова по вопросам.

13 - 14

Употребление формы творительного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем?


2

Уметь употреблять слова в предложении в Т.п.

Уметь правильно распределять своё время.

15 – 16

Употребление формы предложного падежа. Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём?


2

Уметь употреблять слова в П.п.

17 – 18

Порядок и связь слов в предложении.


2

Уметь находить связь между словами в предложении.

Писать каллиграфическим письмом.

19

Составление предложений по вопросам.

1

У. ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

20

Контрольный диктант №11 за          год    по теме     “Предложение”.


1

Знать падежные вопросы.

Уметь находить в тексте слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Грамотно и каллиграфически правильно писать текст под диктовку.

21

Повторение. Звуки и буквы.

1

Знать гласные и согласные, звонкие и глухие, шипящие.

Знание порядка букв в русском алфавите, деление слова на слоги, перенос слов, различение твердых и мягких согласных, правописание  жи-  ши, ча -ща, чу -щу.

22

Повторение. Правописание имён собственных.

1

Знать имена собственные.

Уметь правильно писать имена собственные.

23

Повторение.расположение слов в алфавитном порядке.

1

Знать порядок букв в алфавите.

Уметь записывать слова в алфавитном порядке.

24

Повторение. Правописание гласных после шипящих.

1

Знать правописание слогов жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Уметь видеть и исправлять ошибки.

25

Повторение. Изменение слов,обозначающих предметы.

1

Знать падежные вопросы.

Уметь находить и правильно выделять слова, обозначающие предметы.

26

Повторение. Изменение слов, обозначающих действия предмета.

1

Знать названия действий.

Уметь находить и правильно выделять на письме слова, обозначающие действия.

27

Повторение. Изменение слов, обозначающих признаки предмета.

1

Знать названия признаков.

Уметь изменять слова по смыслу.

28

Повторение. Расположение предложений в определённом порядке.

1

Знать порядок слов в предложении.

Уметь располагать слова в определённом порядке.

29

Составление рассказа по опорным словам.

1

Знать порядок предложений в тексте.

Уметь работать с деформированным текстом.

30

Составление рассказа по картине  “Лето”.

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь составлять рассказ по картине.

31

Повторение. Слово.

1

Знать названия предметов, действия, признаков.

Умение выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знание предлогов. Умение пользоваться словарем.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Грамматика, правописание и развитие речи.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов по грамматике принимаются во внимание:

  1. Правильность ответов по содержанию.
  2. Умение практически применять свои знания.
  3. Умение пользоваться опорами и помощью учителя.
  4. Последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности при приведении примеров, делает ошибки в речи, при работе с текстом делает 3 – 4 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает понимание основных положений данной темы, но излагает материал не последовательно, допускает грубые ошибки в речи, затрудняется подтвердить правило примерами даже с помощью учителя, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части  материала, допускает многочисленные ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, не может применить знания на практике, не берёт помощь учителя при ответе.

Оценка «1 » за устные ответы не ставится.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка письменных работ

 Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

  • I класс — 8-10 слов;
  • II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
  • III класс — 20-25 слов;
  • IV класс — 30-35 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

 При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты

  • «5» —  работа выполнена без ошибок;
  • «4»  —  1 -3 ошибки;
  • «3» —  4 - 5 ошибок;
  • «2» —  6 - 8 ошибок;

Грамматические задания

  • «5» —  безошибочное выполнение всех заданий;
  • «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
  • «3» —  правильно выполнено не менее 1\2 задания;
  • «2» —  не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания

  • «5» —  нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с     требованиями каллиграфии письма;
  • «4» — 1 ошибка и одно исправление;
  • «3» —  2 ошибки и одно исправление;
  • «2» —  3 ошибки и 1 - 2 исправления.

Список литературы

Литература для учащихся

Основная:

  • 1.  В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь», Москва «Просвещение» 2007 г.
  • 2. Н. М. Барская «Русский язык» учебник для 2класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида,  Москва «Просвещение» 1993 г.
  • 3. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Русский язык» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2002 г.
  • 4. А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2001 г.
  • Дополнительная:
  •   1.С. А .Левина «Обучение грамоте 1 класс», поурочные планы 1 часть, Волгоград, Издательство «Учитель» 2005 г.
  • 2. М. М. Тургаева «Обучение грамоте 1 класс», поурочные планы 2 часть, Волгоград, Издательство «Учитель» 2003 г.
  • 3. А.Панина «1о уроков русской орфографии».
  • 4. В.Г. Горецкий «Уроки обучения грамоте».
  • 5. А.К.Аксёнова «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Москва «Просвещение» 1991 г.
  • 6.Д.Н.Ушаков «Орфографический словарь».
  • 7. А.М.Александров «Дидактический материал по русскому языку 2 класс».
  • 8.Ф.Д.Костенко «Сборник диктантов».
  • 9. Л.Г.Барлас «Русский язык. Стилистика».
  • 10. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Развиваем руки – чтоб      учиться писать, и красиво рисовать» Ярославль, «Академия развития» 2005 г.
  • 11. В. К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 1 – 2 классов», Москва «Интеллект - Центр» 2005 г.
  • 12. С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина «Нестандартные уроки в начальной школе», Волгоград «Учитель» 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Рабочая программа по русскому языку и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по русскому языку с уче...

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России

Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии  включает в себя следующие элементы:·         Титульный лист (название...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...