Рабочая программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа надомного обучения для ученика с РАС 2 класса букварный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_2_kl_zhenya.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмо МО РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
- Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
- Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
- Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
- Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
- Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:
- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;
- учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения;
- при письме опираться на звуко-буквенный анализ;
- повысить уровень общего речевого развития;
- формировать нравственные качества.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
- формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения письмом.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Для проведения занятий по обучению грамоте в коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
СОДЕРЖАНИЕ
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Воронкова, В.В. БУКВАРЬ: для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Учебник / В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. -М.: Просвещение, 2014. – 143с.
- Донская, Н.Ю. Тетрадь по обучению грамоте: Приложение к учебнику / Н.Ю. Донская. - М.: Просвещение, 2006. – 80 с.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по письму и развитию речи в составлена в соответствии с учебным планом МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» на 2015-2016 уч.год и рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) для 2 класса.
2 класс
Букварный период – 34 часа (3 и 4 этап см. выше)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буква;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Дополнительная литература:
1. Агеева, И.Д. Загадки про слова / И.Д. Агеева. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
2. Гризик, Т.И. Учимся играя: Пособие по подготовке детей к обучению грамоте / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение,2006. – 126 с.
3. Земцова, О.Н. Что нас окружает. Познаем мир: Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста / О.Н. Земцова. - М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. – 112 с.
4. Лещинская, Т.Л. Букварик / Т.Л. Лещинская. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 95 с.
5. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов / Н.Н. Максимук. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.
Письмо и развитие речи 2 класс (68 часов)
№ п/п | № урока Дата | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. | |||||||
1. | 1-2 | Повторение написания изученных букв. | 2 | Урок повторения | Развитие и координация движений кисти руки и пальцев | Знать все знакомые элементы букв. Уметь обводить, писать изученные буквы и сравнивать их. | Индивидуальный. Самостоятельная работа. |
2. | 3 4 | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. Упражнение в письме. | 1 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка употребления прописной буквы. | Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения , используя правильной начертания букв, соединения. | Текущий. |
Списывание текста. | |||||||
3. | 5 | Письмо предложений. | 1 | Урок закрепления. | Усвоение написания строчных и заглавных букв, слов, предложений. | Текущий: списывание текста. | |
4 | 6-7 | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. Письмо заглавной буквы З. | 2 | Урок изучения новых знаний. Рефлексия. | Уметь сравнивать печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. | |
5 | 8 | Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | 1 | Урок закрепления. | Списывание с печатного текста. Употребление пробела между словами. | Уметь писать заглавные и строчные буквы, записывать заголовок. | Фронтальный: выборочное списывание. |
6 | 9 | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Совершенствование навыка употребления строчной буквы в. | Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой. | Текущий: звуко-буквенный анализ. |
7 | 10-11 | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара». | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания заглавной буквы В. Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы. | Уметь самостоятельно списывать с печатного образца. | Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием. |
8 | 12-13 | Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж. | 2 | Урок изучений нового материала. | Усвоение написания буквы ж, Ж. | Уметь писать буквы по точкам и образцу. | Текущий. |
9 | 14-15 | Упражнение в письме. | 2 | Урок закрепления. | Обучение выборочному списыванию. | Уметь отличать предложение от текста. | Текущий: списывание текста с печатного образца с проговариванием. |
10 | 16 | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы б. | Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова. | Текущий. |
11 | 17 | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания Буквы Б. Списывание текста с печатного образца с проговариванием. | Знать признаки текста. Уметь писать букву Б. | Текущий: выборочное списывание. |
12 | 18 | Письмо предложений под диктовку. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием. | Знать все изученные буквы. Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами. | Индивидуальный: письмо с проговариванием. |
13 | 19 | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы г. | Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. |
14 | 20 | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах. | Уметь списывать с печатного образца. Знать признаки текста. | Текущий. |
15 | 21 | Письмо слов под диктовку. | 1 | Урок закрепление. | Словарная работа. | Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно. | Индивидуальный: диктант. |
16 | 22 | Контрольное списывание. Работа с текстом. | 1 | Урок проверки знаний, умений, навыков. | Отработка навыка безошибочного списывания. | Индивидуальный: списывание. | |
17 | 23 | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления | Исправление ошибок. | Уметь находить и исправлять ошибки. | Текущий. Индивидуальный. |
18 | 24 | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | 1 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Развитие умения употреблять строчную букву. | Уметь писать, сравнивать, анализировать строчную букву д. | Текущий: звуко-буквенный анализ. |
19 | 25-26 | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Различение согласных звонких и глухих. | Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения. | Текущий: списывание с письменного образца. |
20 | 27 | Упражнение в письме. | 1 | Урок-повторение. | Отличие письменной речи от устной. | Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород. | Текущий: диктант букв, слов и предложений. |
21 | 28-29 | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы й, Й. | Уметь писать букву, правильно произносить её. | Текущий: графическая работа. |
22 | 30-31 | Упражнение в письме. Работа с текстом | 2 | Рефлексия. | Различение предложения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста. | Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена. | Текущий: самостоятельная работа. |
23 | 32-33 | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | 2 | Урок-закрепление. | |||
24 | 34-35 | Буква ь. | 2 | Урок изучения нового материала. | Употребление ь для обозначения мягкости согласных. | Уметь списывать слова с печатного текста. | Текущий: звуко-буквенный анализ. |
25 | 36-37 | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | 2 | Обобщающий урок. | Употребление печатных и письменных букв. | Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца. | Индивидуальный: самостоятельная работа. |
26 | 38-39 | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы е, Е. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Уметь правильно соединять буквы. | Текущий. индивидуальный: подчеркивание безударных гласных. |
27 | 40-41 | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | 2 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с е, Е. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ. | Текущий: словарные слова. |
28 | 42 | Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | 1 | Рефлексия. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Уметь списывать текст с комментированием. | Текущий: списывание с печатного образца. |
29 | 43-44 | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы я, Я. Умение обозначать мягкость согласных на письме. | Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами. | Индивидуальный: звуко-буквенный анализ. |
30 | 45-46 | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами. | Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами. Составлять слова из слогов; списывать с печатного текста. | Текущий: диктант изученных букв, слогов и слов. |
31 | 47 | Диктант. | 1 | Урок проверки знаний, умений и навыков. | Усвоение навыка самостоятельного написания текста. | Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием. | Индивидуальный: запись под диктовку. |
32 | 48 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения. Рефлексия. | Закрепление навыка правильного письма под диктовку. | Уметь составлять предложения, подчеркивать опасные места. | Индивидуальный: анализ ошибок. |
33 | 49-50 | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Усвоение написания буквы. Звуко-буквенный анализ. | Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами | Текущий: списывание слогов, анализ. |
34 | 51-52 | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание буквосочетаний ча, чу. Различение слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? Правописание чк, чн. | Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн.. | Текущий: словарная работа. |
35 | 53 | Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка». | 1 | Урок-повторение. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препиния в предложении. | Индивидуальный: игра со словами. |
36 | 54-55 | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами. Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением. | Текущий: списывание текста. |
37 | 56 | Запись текста «Овощи» из Букваря. | 1 | Урок-закрепление. | Отработка навыков списывания с печатного текста. | Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением. | Индивидуальный: запись под диктовку. |
38 | 57-58 | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие. | Уметь находить пары [ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками | Текущий: словарная работа. |
39 | 59 | Повторение изученного материала. | 1 | Урок-закрепление. | Запись текста с печатного образца. | Уметь составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание. | Текущий: зрительно-слуховой диктант. |
40 | 60 | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | 2 | Урок изучения нового материала. | Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой. Гласные звуки и буквы, их характеристика. | Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх). Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы. | Текущий: словарная работа. |
41 | 61-62 | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). | 2 | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление разделительных ь, ъ. Наблюдение за ролью ъ, его работой. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ. | Текущий. |
42 | 63-65 | Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор». | 3 | Урок закрепления пройденного материала. | Отработка навыков списывания с печатного образца. | Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы. | Индивидуальный: списывание текста. |
43 | 66-67 | Повторение изученного материала. Контрольная работа за год | 2 | Урок проверки знаний, умений и навыков. | Чтение и понимание учебного текста. Запись букв, слов, предложений с печатного образца. | Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов. | Итоговый контроль. Индивидуальный. |
44 | 68 | Алфавит. | 1 | Урок рефлексии. | Знакомство с русским алфавитом. | Уметь составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание. | Текущий: самостоятельная запись изученных букв под диктовку. |
МОУ «Ыныргинсккая СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа-надомное обучение для обучающегося 2 класса
Данная программа составлена для обучающегося 2 класса коррекционной школе VIII вида. Программа рассчитана на один год. В введении написаны количество часов на обучающегося нача...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие", 1 класс...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...