Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Борис Пастернак.Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения направлен на развитие у учащихся ИКТ компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_boris_leonidovich_pasternak.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»
Тема. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: формировать универсальные учебные действия (УДД)
метапредметные
познавательные
-учить извлекать необходимую информацию из электронных ресурсов при выполнении заданий;
-закреплять знания о литературоведческих понятиях;
-упражнять в работе с поэтическим произведением;
-приобщать к литературной классике;
-коммуникативные
-развивать умение учитывать позицию собеседника;
-продолжить формирование умения слушать и вступать в диалог;
-привлекать к участию в коллективном обсуждении проблемы;
регулятивные
-учить высказывать собственную точку зрения;
-совершать действия сравнительного анализа;
-осуществлять контроль результатов деятельности;
-упражнять в самоконтроле;
личностные
-развивать воображение, речь, внимание, упражняться в декламации,
-совершенствовать навык анализа текста.
Концептуальные подходы: урок литературного чтения в четвертом классе по программе «Школа России».
Использованы методики:
-аудирование;
-лингвистический анализ текста;
-выразительное чтение, декламация;
-говорение;
- создание текста-зарисовки;
-открытия нового знания;
-чтение про себя;
-выразительное чтение;
-конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.
Информационное обеспечение: на уроке используется материал Большой электронной энциклопедии ( БЭЭ) , при возможности выхода во время урока в сеть интернет - электронная свободная энциклопедия «Википедия», Большая Советская Энциклопедия, словари.
Информационная компетентность: формировать умение найти в интернете, других источниках информации необходимый для выполнения задания материал, правильно сформулировать запрос для поисковой системы, определить необходимый источник среди найденных.
Ход урока
№ п/п | № слайда | Этап урока | Работа на уроке | Примечания |
1 | 1 | Орг.момент | ||
2 | Введение в тему урока. | Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Осень» / Октябрь/ Выбрать картину, соответствующую мелодии. Объяснить свой выбор. | Развитие воображения | |
Создание словесной зарисовки | -Какое чувство вызывает картина? -Подберите слова, передающие настроение автора картины от увиденного пейзажа? -Почему художник захотел запечатлеть этот прекрасный вид? -Попробуйте самостоятельно описать картину В. Д. Поленова. | Развитие речи | ||
2. | 3 | Работа по теме урока | - Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Бориса Пастернака. | |
Формирование познавательных УУД Развитие ИКТ компетентности, Выход в интернет или работа по БЭЭ | -Где можно найти информацию о биографии и творчестве поэта? -Через какую поисковую систему в интернете это можно сделать? -Как сформулировать запрос для поисковой системы? Пастернак Борис Леонидович, (1890-1960) русский поэт и прозаик родился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией. Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» вышел в свет 1914 году. В 1922 вышла книга его стихов «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современной поэзии. В 1930-е в основном занимался переводами (В. Шекспира, И, -В. Гёте, И.Ф. Шиллера, грузинских поэтов и других авторов). В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего стали очерки и книга стихов «На ранних поездах» (1943). Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Борис Леонидович очень любил свою родину и не представлял жизни без нее. Он вынужден был отказаться от престижной награды, чтобы остаться жить в стране. |
| ||
4 | Подготовка к аудированию | -Вы попробовали создать небольшие рассказы об осени, трудно ли это было? Почему? Послушайте, какую картину осени увидел и нарисовал в стихах Борис Леонидович Пастернак. | ||
Аудирование | Чтение стихотворения учителем. -Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение? | Активизация внимания | ||
Формирование познавательных УУД | -Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какие слова не понятны. | Аналитическое чтение | ||
5 6 7 8 8-а 8-б | Развитие ИКТ компетентности Выход в интернет или работа по БЭЭ | Ребята находят в тексте незнакомые, редко употребляемые слова. -Какие слова выделены? -Слова «чертог» и «каталог» выделены красным цветом. -Что это значит? Учащиеся объясняют, что значение данных слов нужно найти в энциклопедии или в толковом словаре. -Как найти в БЭЭ необходимые слова? -На главной странице энциклопедии найти рамочку «Справочники», открыть поле, выбрать толковый словарь, набрать слово «чертог». -Почему слово «каталог» не найдено? -Нужно посмотреть его в другом словаре, например иностранных слов. Находим его по тому же маршруту. Дети находят нужные слова в БЭЭ. Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец. Каталог - в общем случае, это некий список объектов, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то одному общему признаку. Список или опись собрания книг в библиотеках… -Кроме выделенных слов были те, которые вызвали интерес? Их значение мы тоже можем найти в словаре. Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы… Подвенечный- надеваемый во время венчания. Бушевать - шуметь, буянить, озорничать. | ||
9 9-а 9-б 9-в | Переход от презентации к БЭЭ на нужную страницу | - Вспомните, какие литературные приемы используют поэты? Учащиеся отвечают, что это эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение. - Что такое метафора, эпитет, сравнение и олицетворение посмотрим в БЭЭ. Метафора Скрытое сравнение Сравнение Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку. Эпитет Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности. Олицетворение Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека. | ||
10 11 12 13 14 Гиперс- сылка на 4 слайд | Формирование коммуникатив-ных УУД. Работа с текстом, анализ языка художественного текста. | Найдите в тексте «метафоры»: залы картин в позолоте небывалой, Сказочный чертог, бушует лист древесный, застывает в виде сгустка, липы обруч золотой, осень, древний уголок, ступить в овраг; (самопроверка по слайду) «олицетворения»: Лик березы под фатой подвенечной, просеки, заглядевшиеся в озера, перелистывает стужа, эхо звучит; (самопроверка по слайду) «эпитеты»: зари вишневый клей; (самопроверка по слайду) «сравнения»: флигеля, словно в рамах золоченных, как венец на новобрачной; (самопроверка по слайду). Ученики должны объясняют значение используемых средств. Каждая строфа прочитывается отдельно и анализируется в беседе: -Что называет автор «сказочным чертогом»? -Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»? ( отражение леса в воде) -Что за картина представилась Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»? -С кем сравнивает автор стихотворения березу? -Почему флигеля оказались в «золоченой раме»? -Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»? -Какого цвета зарю описывает поэт? -Видели ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю? -С каким местом сравнивает автор осенний лес? (музей) | ||
3. | Подготовка к декламации, упражнение в самостоятельном чтении. | Учащиеся читают стихотворение, определяя логические ударения, паузы, интонацию. | Работа над дикцией, интонирование | |
4. | Формирование личностных УУД. Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Золотая осень». | По желанию несколько учащихся читают стихотворение.
|
| |
5. | Формирование регулятивных УУД. | Учащиеся класса определяют, кто из них был наиболее выразителен, аргументируя свой выбор. | ||
6. | Итоговая рефлексия | -Понравилось ли стихотворение, с которым познакомились на уроке? | ||
7. | Задание на дом | Выучить стихотворение Б. Пастернака наизусть. |
Интернет-ресурсы http://citaty.su/kratkaya-biografiya-borisa-pasternaka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...
Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"
Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...
План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....