Литературное чтение 3 класс ТЕМА: Ы. Алтынсарин «УМНЫЙ МАЛЬЧИК».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

ЦЕЛИ:1. Познакомить уч-ся с литературной сказкой «Умный мальчик».

                Совершенствовать умение анализировать худ. произведение,   

                 раскрывать его идею.

             2.Формировать и развивать у детей осознанное чтение.  Развивать  

                коммуникативные умения школьников через использование метода                          

              направленного чтения, групповой и парной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Железнова А.Н.

                                учитель  начальных классов

                                 СОШГ №9 г. Павлодара                                                          

             Литературное чтение 3 класс        

ТЕМА: Ы. Алтынсарин «УМНЫЙ МАЛЬЧИК».

ЦЕЛИ:1. Познакомить уч-ся с литературной сказкой «Умный мальчик».

                Совершенствовать умение анализировать худ. произведение,  

                 раскрывать его идею.

             2.Формировать и развивать у детей осознанное чтение.  Развивать  

                коммуникативные умения школьников через использование метода                          

             направленного чтения, групповой и парной работы.

            3.Осуществлять нравственное воспитание через восприятие  

                понимание текста. Воспитание уважительного отношения к    

Мотивационный этап.

---Здравствуйте , ребята! Садитесь. Желаю Вам успехов на этом уроке! Повернитесь к соседу и пожелайте удачи друг другу.

---Прочтите строки на доске .Объясните смысл.

Хочешь альпинистом стать - иди в горы,

Хочешь умным быть – стремись к знаниям.

---(имя),прочти , пожалуйста, вслух.

---Как Вы понимаете эти строки?

---Хотите взять это выражение девизом  урока?

---А из чего можно получить знания?

Операционный этап.

--Какие лит. жанры Вы знаете?

---Прочтите. Где встречаются эти выражения?

        Утро вечера мудренее.

        В некотором царстве, в некотором

                    государстве…    

        Жили-были старик со старухой.

---В каком лит. жанре встречаются эти строки?

---Расскажите друг другу, что вы знаете о сказке?

---Что же Вы знаете о сказке?

(С ответами детей на доске появляется схема.)

                          СКАЗКИ

       НАРОДНЫЕ              ЛИТЕРАТУРНЫЕ

                             ВИДЫ

    БЫТОВЫЕ     ВОЛШЕБНЫЕ     О ЖИВОТНЫХ      

Садятся на свои места.

Желают удачи друг другу.

Читают .

Ребёнок читает вслух.

Объясняют значение строк.

Показывают своё отношение.

-из уроков, чтения.

-рассказы, сказки, повести, стихотворения и т.д..

-в сказке.

Работают в паре.

-народные- это…

-лит. сказки- это…

-бытовые- описание быта, жизни людей, их привычки и обычаи.

-волшебные- происходит волшебство, превращения, есть

предметы волшебства.

               высказываниям одноклассников.

---Все ли  это знали? Возьмите лист самооценки  и оцените себя.

---Чему может научить сказка?

---Перед вами названия сказок. Распределите их на 3 группы, работая в паре.

1.Золотой чуб.2.Чудесный сад.3.Кот и лиса.        4.Умный мальчик.5.Царевна-лягушка.

--Давайте проверим. Почему?

---У кого получились такие группы?

---Оцените себя в листе самооценки.

---Название, какой сказки вызвало затруднение? Почему?

---Какая тема урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться?

---Эту сказку написал Ы. Алтынсарин. Рассмотрите его портрет .Что Вы о нём можете сказать?

(С ответами детей на доску вывешивается схема)

                                Педагог

                                    Учёный

                                    Просветитель

                                    Автор учебников

---Прочитайте ещё раз название сказки. О чём она?

Составление сказки по опорным словам.

---Представьте, что Вы сказочники. Составьте сказку, используя опорные слова:        Человек, дерево,споткнулся, собака, змея, мальчик, спорили.      

 ---Расскажите друг другу сказку.    

---(имя),расскажи свою сказку.

---Хотели бы узнать, о чём же сказка Ы. Алтынсарина?

Чтение 1 части.

---Прочитайте 1 часть и сравните со своим началом.

---Чья сказка ближе к авторской? В чём сходство? В чём различие?

Лекс.работа.

---Встретились ли в 1 части трудные слова?

---Кто сможет объяснить значения слов?

-оценивают себя в листе самооценки.

-добру, взаимопомощи и т.д.

-в паре распределяют сказки по видам.

-читают назв. Сказки и объясняют.

-показыв. своё отношение.

Умный мальчик.

-определим вид сказки, будем её анализировать…

-Рассм. портреты лежащие у каждого на столах.

 Отвечают. Фронт. работа.-общ. деятель, родился в Куст. обл., воспитывался у дедушки, написал Киргизскую хрестоматию.

-предположения детей.

-об уме, добре и т.д..

Самост. сочиняют сказку.

Раб. в паре.

2 ученика рассказывают сказку всему классу.

Самост.читают  1 часть до слов: Человек воскликнул.

Показ. своё отношение.

+герои, -место действ..

-обнаружил, обвилась,

взмолился.

Бес по вопросам к 1 части.

---Какими словами заканчивается 1 часть?

---Почему он воскликнул?

---Предположите, какие слова он мог воскликнуть?

---Хотите узнать, какие  слова он произнёс на самом деле?

Чтение 2 части.

---Прочитайте 2 часть и сравните с вашим мнением.

Бес. по вопросам ко 2 части.

---Чьё мнение было ближе?

---Действительно ли человек сделал змее добро? Почему?

---А как считает змея? Почему?

---Почему они были вынуждены обратиться к верблюду?

---А мог ли верблюд разрешить их спор? Почему?

Чтение 3 части.

---Прочитайте 3 часть и узнайте, помог ли верблюд?

Бес. по вопросам к 3 части

---Помог ли верблюд? Почему?

---Как Вы думаете, что будет дальше? Расскажите соседу.

---Какие версии у Вас возникли?

Чтение 4 части.

---Прочитайте 2 часть,  сравните с вашим мнением и подготовьте вопросы по этой части.

Бес. по вопросам к 4 части

--Чьё мнение было ближе? В чём?

---Какие вопросы вы составили?

Физминутка.

---У кого просили совета? Почему они так думают?

---Составьте советы людям, что нужно сделать, чтобы животные изменили своё мнение? Расскажите соседу.

Придите в группе, к единому мнению.

---Какие рекомендации вы  составили?

Составление концовки сказки.

---Кто все-таки поможет верблюду? Придумайте конец сказки. Расскажите в паре.

---Какие версии получились?

Прослушивание концовки сказки с аудиозаписи.

---Послушайте конец сказки и сравните со своей?

Бес. по вопросам к концовке сказки.

---Чья версия была ближе? В чём?

---Как мальчику удалось помочь человеку?

---Что помогло ему в этом?

---Кто из героев понравился больше? Почему?

Сост. характеристики героев.

---Возьмите карточку и охарактеризуйте каждого героя, работая в паре.

---Какие качества характерны для каждого героя? Почему?

---К какому виду относится эта сказка? Почему?

---Какой урок для человека даёт Ы. Алтынсарин?

---Расскажите друг другу, что Вы взяли для себя с этого урока?

Оценивание себя по листу самооценки.

---Оцените себя в листе самооценки.

Лист  самооценки

да

нет

1

Все ли я знаю о сказке?

2

Могу определить вид сказки?

3

Правильно отвечаю на вопросы?

4

Могу дать характеристику героя?

5

Могу сочинять?

Оценка.

---Мы сегодня ,как альпинисты поднимались на вершину к знаниям. У кого «5»-возьмите флажок и водрузите его на самую высокую гору. «4»-на среднюю, «3»-на низкую.

---Кто доволен своим результатом?

---Я рада за Вас .Спасибо за урок.

Д\з 1.Пересказ.

       2.Составить письмо- обращение к людям Земли что нужно изменить, что животные изменили свое мнение?

«Человек воскликнул».

-хотела укусить змея.

-не кусай, что ты делаешь?      

Тебе сделал добро и т. д.

Показ. свое отношение.

Читают 2 часть.

Да, потому что….

Нет, потому что…..

-завязался спор.

Читают 3 часть

-нет,потому что…...

Рассказывают соседу свою версию.

Читают 4 часть и готовят вопросы.

Задают вопросы.

Сост. самост., рассказ. в паре ,делают вывод в группе.

Предст. от каждой группы выступает.

Придумывают, рассказывают соседу.

Заслушиваем 2-3 версии детей.

Слушание сказки

человек

змея

мальчик

Бытовая,т. как….

Я взял для себя…..

Оценивают себя.

Прикрепляют флажки на горы изображенные на доске.

Показывают свое отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: А.Седугин "Про умную собаку"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тип урока: работа с новым текстомТехнологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления...

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: А.Седугин "Про умную собаку"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тип урока: работа с новым текстомТехнологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения М. Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; навыка выразительного чтения; умен...

Урок литературного чтения 4 класс А.П.Чехов "Мальчики"

Технологическая карта урока литературного чтения "Школа России" А.П.Чехов "Мальчики"...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...