Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: А.Седугин "Про умную собаку"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Тергиин Аяна Черлик-ооловна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: работа с новым текстом

Технологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по чтению во 2 классе69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва 

 «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

 Работа с текстом.

Технология продуктивного чтения»

Открытый урок по литературному чтению.

Тема: А.Седугин. Про умную собаку.

        

Разработала:

Тергиин Аяна Черлик-ооловна,

учитель начальных классов 

2014-15 уч. год

Место проведения: МБОУ СОШ с.Чаа-Холь им.Ш.Ч.Сата  Чаа-Хольского кожууна

Класс: 2 «а» класс                                                                                 Составила: Тергиин А.Ч.

Предмет: Литературное чтение.

Тип урока: работа с новым текстом

Технология: Технология продуктивного чтения  ( 3 этапа)

Методы и приемы работы: беседа, сравнение, работа по таблицам, составление рассказа по вопросам

Тема: Анатолий Седугин «Про умную собаку»

Цели: вырабатывать навыки осознанного, беглого и выразительного чтения, навыки пересказа; учить правильно, строить свои ответы, логически их осмысливать; воспитывать гармонически развитую личность,  человеческие качества: доброту, честность, трудолюбие, чуткость, заботу; направить внимание ребят на осознание внутреннего мира героя, мотивов его поведения, глубоких переживаний

Оборудование: иллюстрации различных пород собак; слова-характеристики;

Учебник: "Литературное чтение", учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения, авторы-составители О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол. Кызыл, 2013.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.

1 этап. Работа с текстом  до  чтения.

Содержание работы:

  • Предположения о героях, теме, содержании по , заглавию, иллюстрациям.
  • Уточнение по ключевым словам своих предположений  о теме произведения, героях, развитии  действия.

УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

  1. Орг. момент.  

- Доброе утро, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Меня зовут Аяна Черлик-ооловна. У нас в гостях Солнышко (слайд №1) - Давайте подарим друг другу хорошее настроение:  я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

 Подготовка к уроку.

1)  Дыхательная гимнастика.

  • - Вдох - носом, выдох - через рот.
  • - Вдох, задержка дыхания, выдох.
  • - Вдох, выдох, задержка дыхания.

  1. Звуковая разминка. (слайд № 2) Работа со слабыми
  • а-о-у-ы-и-э;
  •  а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э;
  • аоуиэ, аиуоэ; 
  • с-з-ц-ца, ш-ж-с,
  • жа-ча-ща, чка-чно-вздо. 

2. Актуализация знаний и фиксация проблемы. 

1) Беседа. - Какое время года сейчас? Назовите осенние месяцы?

Назовите орфограмму названий месяцев (ь на конце)

 – Какой праздник отмечают на этой неделе? (День матери)

Прочитайте пословицы и объясните их смысл. 

Где любовь, да совет, там и горя нет.

Нет друга лучше, чем родная матушка(слайд№3)

- Чему учат эти слова?

- Отгадайте, о ком будем читать? (слайд№4)

              первое

1. Какое  самое   светлое   слово ?

               главное

Главное слово любого ребёнка – мама!

2. Четвероногие друзья!                        Надежные, примерные.

Их не любить никак нельзя.                Они и выручат в беде,

Они помощники в труде -                И в дружбе очень верные.

Выявление места и причины затруднения.

Учитель. О чем будет наш урок? Согласны ли вы с высказыванием, записанном на доске?

Формулирование темы урока, постановка целей.

- Что могло между ними произойти?

- Какая тема будет главной? (Помощь  маме)-запись на доске.         

 Проверим наши прогнозы.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Содержание работы:

  • Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;
  • Чтение вслух  по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;
  • Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.

УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4. Новая тема. 

1)Вступительная беседа. (слайд №5)

  • Есть ли у кого из вас собака, какая у неё кличка?
  • Как все домашние относятся к собаке?
  • Как животное воспринимает членов семьи?
  • Что умеет делать?
  •         Как мы должны относиться к своим четвероногим друзьям?

2) Работа над правильным произношением (слайд № 6)

3) словарная работа  - чтение по парам (один на русском, другой перевод слов на родном)

2) Упражнение для глаз (слайд №7)

Чтобы глазки зорче были, чтобы зрение сохранить

Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

вправо, влево,  поскорей

Быстро глазки все закроем

и откроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

 словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

ну, а дальше – будь здоров!

  1. Чтение рассказа учителем.

  1. Чтение рассказа детьми по «цепочке»
  • Вопросы по ходу чтения:

1 ч. - От чьего имени ведется рассказ?

-        Это воспоминание или описание ситуации настоящего времени?

- Какой была собака?

2 ч.- Почему мама прилегла на диван?

- Чем занимался герой рассказа?

- Что сделала собака для мамы?

- Почему мама вздохнула?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Содержание работы:

  • Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.  Беседа. Понимание авторского замысла.
  • Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
  • Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
  • Выполнение творческих заданий.

УУД:

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  1. Работа (по вопросам) над содержанием рассказа.

– О чем попросила мама? Кто помог маме?

  1. Выборочное чтение. Прочитайте строчки, в которых выражено сожаление писателя о том, чего он не понимал в детстве.  (Сейчас я понимаю... )

  • - Подтвердились ли наши предположения?

Прочитайте предложение, в котором заключена  главная мысль? - Что хотел объяснить автор читателям?  

 -        Чему учит нас этот рассказ? (быть чуткими, внимательными, добрыми,
заботливыми по отношению к матери)

- О чем жалеет герой рассказа?

  1. Закрепление
  1. Работа в тетради.

 Составим модель – описание (характеристику) героев рассказа. (Работа в группах.)

  •  1 группа – Собака. Какая она?
  •  2 группа – Мальчик. Какой он?
  • Сравнение каких героев идет в рассказе? Дадим им характеристику, приводя слова из текста.

- Кто понимал маму? Собака какая? (понятливая) 

Проверим ваши работы

Собака

Мальчик

Умная

Невнимательный

Внимательная

Равнодушный

Наблюдательная

Непонятливый

Заботливая

Верная

Понятливая

-        Каков внутренний мир героя? Так ли он плох?

- С кем вы можете себя сравнить?

Вывод: Трогательно и грустно писатель передает свои воспоминания о детстве. Живое существо, умная собака, преподала мальчику урок, который он запомнил на всю жизнь.

  1. Составление рассказа «Про умную собаку» по вопросам.

7.  Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились на уроке? Над чем задумались?

Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом.

Домашнее задание. Всегда помогать маме, родным, близким. Прочитать рассказ. Можете написать предложения о том, как вы помогаете маме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс ТЕМА: Ы. Алтынсарин «УМНЫЙ МАЛЬЧИК».

ЦЕЛИ:1. Познакомить уч-ся с литературной сказкой «Умный мальчик».                Совершенствовать умение анализировать ...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...

конспект урока по литературному чтению 2 класс Ирина Пивоварова _ Жила -была собака_ (1)

конспект урока по литературному чтению 2 класс Ирина Пивоварова _ Жила -была собака_ (1)...