Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55
Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_malchik_s_palchik.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
17.10.16. Литературное чтение урок № 19
Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55
Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.
Сценарий урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к учебной деятельности. | - Проверим готовность к уроку: Сегодня вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш. Давайте создадим друг другу дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. | |
2. | Актуализация знаний | 1.Проверка Д/З 2. Знакомство с темой урока. Посмотрите на иллюстрацию на доске. Догадались, с каким произведением будем сегодня работать на уроке? | |
3. | Постановка учебной задачи. | - Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Мальчик с пальчик» в пересказе А.Н. Толстого. | |
4. | Открытие нового знания. | 1. «Словарной разминка»: Лексическая работа -Значения каких слов нужно было найти в словаре? - Что обозначают эти слова? - Соху можно увидеть на иллюстрации к сказке на странице 53. - Как вы понимаете слова «мал да удал» «горя ему мало», «видом не видано, слыхом не слыхано»? - В каком значении употреблено в тексте слово «орёт»? 2. Прочтение сказки. Задание 1. Продолжение словарной работы . 4. Ответ на вопрос 2. Стр.55 | - Соха, утеха. Соха – сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли Утеха – 1) удовольствие, радость; 2) – утешение. «Мал да удал» - маленький, но смелый, «горя ему мало» - не боится трудностей, горестей, «видом не видано, слыхом не слыхано» - никто не видел и не слышал. – Пашет. |
5. | Первичное закрепление. | - Докажите, что произведение, с которым мы познакомились, - сказка. Анализ содержания сказки - Ответим на вопросы по содержанию сказки: |
№ п/п | Вопросы учителя | Ответы детей |
1. | - Что случилось у старухи, когда она рубила капусту? | - Она отрубила себе палец. |
2. | - Куда старуха положила палец? | - Она положила его в тряпку на лавку. |
3. | - Что услышала старуха из угла, где стояла лавка? | - Старуха услышала, что на лавке кто-то плачет. |
4. | - Что увидела старуха в тряпке вместо своего пальца? | - Она увидела маленького мальчика. |
5. | - Каким ростом был мальчик? | - Он был ростом с пальчик. |
6. | - Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался. | - Мальчик был очень маленьким, но умным. |
7. | - Где находился отец мальчика? | - Отец мальчика был на пашне. |
8.. | - Зачем мальчик просится на пашню? | - Мальчик просится на пашню, чтобы помогать отцу. |
9. | - Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!» | - Старик слышал голос, но никого не видел. |
10. | - Где сидел мальчик, когда лошадь пахала? | - Мальчик сидел в ухе у лошади. |
11. | - Что мальчик с пальчик наказал отцу, если кто-то придет на пашню? | - Если кто будет просить продать меня, продавай смело, назад домой приду. |
12. | - Чему удивился барин на пашне? | - Барин удивился тому, что конь идет, соха пашет, а человека не видно. |
13. | - Что просит барин у старика? | - Барин просит продать мальчика. |
14. | - Почему старик не хочет продавать мальчика? | - Это их единственная со старухой радость. |
15. | - Сколько денег барин заплатил за мальчика? | - Барин заплатил тысячу рублей. |
16. | - Куда барин посадил мальчика? | - Барин посадил мальчика в карман. |
17. | - Как мальчик убежал от барина? | - Он прогрыз дырку в кармане. |
18. | - Кто проглотил мальчика? | - Мальчика проглотил волк. |
19. | - Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот хотел утащить овцу из стада? | - Он кричал, чтобы пастух не спал, а смотрел за стадом, там волк крадется. |
20. | - Что делал пастух после слов мальчика? | - Бил волка дубиной и травил его собаками. |
21. | - Почему волк стал худым? | - Волк стал худым, потому что мальчик не давал ему красть овец из стада. |
22. | - О чем просит волк мальчика с пальчика? | - Волк просит мальчика, чтобы тот вылез из его брюха. |
23. | - Что ответил мальчик волку? | - Мальчик ответил, что вылезет, если волк довезет его домой к отцу и к матери. |
24. | - Куда вбежал волк? | - Волк вбежал прямо в избу. |
25. | - Как решилась судьба волка? | - Старик и старуха его убили. |
26. | - Какой момент сказки вы видите на иллюстрации страницы 54? | - Как мальчик с пальчик спрятался под былинку. |
Учащимся выставляются оценки за ответы. - Откройте страницу 55, прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом. Вопрос 1: В сказке есть такие слова: «А Мальчик с пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал: - Коли кто будет торговать меня, продавай…» Что значит слово «наказал» в этом тексте? Придумай предложение, в котором слово «наказал» будет иметь другой смысл. Вопрос 2: Как относился Мальчик с пальчик к отцу и матери? Подтверди свой ответ словами из сказки. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 5 минут. Затем дают ответы на вопросы. Дал совет. Меня наказал папа за плохой поступок. Он любил их. «Я твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!» | ||
6. | Физминутка | На болоте две лягушки, Две зеленые подружки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ручками хлопали, Ножками топали. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям – физкультпривет! | Сесть на корточки. Встать, имитация движений. Хлопать руками в ладоши. Топать ногами. Разводить руками в стороны. |
7. | Самостоятельная работа | - Выполните задание 2 в РТ стр. 20-21. | |
8. | Включение нового в систему знаний. | - Прочитайте вопрос 4 на странице 55. Вопрос 4: Раздели сказку на части. Определи, где кончается каждая часть и начинается новая. Озаглавь эти части. - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Чтение сказки учащимися вслух по очереди, определение границ каждой части, озаглавливание частей. 1.Мальчик из пальца. 2.Сын помогает отцу. 3.Барин купил мальчика. 4.Мальчик в брюхе у волка. 5.Спасение мальчика. | Еще раз прочитать сказку. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Д/З: Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце. Используй в ней слова: «мал, да удал», «ему и горя мало». | - Прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом. Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 3 минут. Затем дают ответы на вопросы. Вопрос 5: Каким был Мальчик с пальчик: добрым, жестоким, находчивым, умным, глупым, честным, нечестным, смелым, трусливым? Обсуди этот вопрос с товарищем. Вопрос 6: Как ты относишься к герою этой сказки: он тебе нравится, ты восхищаешься всеми его поступками или тебе что-то не нравится в нем? Объясни свое отношение к Мальчику с пальчик. Учитель ставит оценки учащимся за работу. - Какую сказку читали сегодня на уроке? |
Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"
Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...