Планирование "Планета Знаний" 3 класс литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Ермолаева Анна Викторовна

"Планета Знаний" 3 класс литературное чтение. Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_3_tem_plan.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Э.Э. Кац

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Примерное тематическое планирование изучения учебного материала

3 класс
102 ч (3 ч в неделю)[1]

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся

1-е полугодие

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (11 ч)

1

2

3

(*)

К. Г. Паустовский

«Барсучий нос»

Часть 1

С. 3—9

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ. 

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

4

5

И. А. Бунин

«Листопад»

С. 10—12

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

6

(*)

М. М. Пришвин

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

С. 13—15

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту

7

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной избушки»

С. 16—17

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

8

9

(*)

К. Г. Паустовский

«Подарок»

С. 18—23

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

10

(*)

Внеклассное чтение[2]

Осень в произведениях русских писателей

С. 26—29

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств

11                    

Картинная галерея

И. И. Левитан

«Лесное озеро»

С. 24—25

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

(*)

(*)

Работа с научно-популярными текстами

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (10 ч)

12

13

(*)

Народные сказки

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

С. 30—39

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

14

15

(*)

«Иван —  крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

С. 40—49

16

Внеклассное чтение

Русские народные сказки

С. 68—79

Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

17

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

С. 66—67

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине

18

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

С. 51—53

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур

19

«Птица Кахна» (таджикская  народная сказка)

С. 54—57

20

(*)

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

С. 58—65

21

(*)

Внеклассное чтение

Сказки народов мира

С. 80—83

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (4 ч)

22

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

С. 86—87

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

✶✶✶

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

23

Ю. Мориц

«Песенка про сказку»

С. 88—89

Развитие интереса к другим родам искусства —  музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства

24

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

С. 90—91

25

Г. Сапгир

«Сны»

С. 92—93

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (8 ч)

26

27

(*)

В. Белов

«Верный и Малька»,

«Малька провинилась»,

«Еще про Мальку»

С. 95—100

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста  для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

28

И. С. Тургенев

«Воробей»

С. 101—102

29

30

31

Н. Г. Гарин-Михайловский

«Тёма и Жучка»

С. 103—112

32

(*)

Л. Н. Толстой

«Прыжок»

С. 113—117

33

(*)

Внеклассное чтение

Сказки Е. Шварца, В. Каверина

С. 118—123

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев

(*)

Работа с научно-популярными текстами

ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)

34

С. Есенин

«Разгулялась вьюга...»

С. 124—125

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

35

36

37

А. С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...» (отрывок),

«Зимнее утро»,

«Зимняя дорога» (отрывок)

С. 126—131

38

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...»

С. 132

39

Картинная галерея

Н Крылов

«Зима»

С. 134—135

Обогащение знаний об особенностях народного быта

40

41

Внеклассное чтение

Зима в произведениях

разных жанров

С. 136—138

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы

(*)

Работа с научно-популярными текстами


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (4 ч)

42

43

44

45

(*)

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 139—167

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям

Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.

✶✶✶

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

2-е полугодие

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (продолжение) (6 ч)

46

47

48

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Часть 2

С. 3—12

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

✶✶✶

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей

49

Л. Н. Толстой

«Царь и рубашка»

С. 13—15

50

51

Внеклассное чтение

Х.-К. Андерсен

«Сказки»

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

БАСНИ (8 ч)

52

53

54

О. Мандельштам

«Муха»

Эзоп

«Мухи», «Кошка и мыши»

С. 23—25

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение  к персонажам  и  способы  его   выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

55

Л. Н. Толстой

«Отец и сыновья», «Лгун»

С. 26—27

56

57

58

И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»,

«Слон и Моська»,

«Две Бочки»

С. 28—32

59

(*)

Пословицы

С. 33

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (11 ч)

60

61

62

(*)

А. П. Чехов

«Белолобый»

С. 38—45

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

✶✶✶

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе

63

64

(*)

М. М. Пришвин

«Лимон»

С. 46—51

65

66

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

С. 52—53

67

68

К. Г. Паустовский

«Кот Ворюга»

С. 54—59

69

(*)

Внеклассное чтение

Книги о животных

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе

70

Картинная галерея

Б. Мурильо

«Мальчик с собакой»

С. 66—67

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами

(*)

Работа с научно-популярными текстами


О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (12 ч)

71

72

73

(*)

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

(в сокращении)

С. 68—75

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся.  Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.

74

75

76

А. Платонов

«Разноцветная бабочка»

С. 76—87

77

А. Кешоков

«Мне больно, мальчики»

С. 88

78

79

80

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб»

С. 89—101

81

82

Внеклассное чтение

Сказки К. Г. Паустовского

Читальный зал

С. 102—106

(*)

(*)

Работа с научно-популярными текстами

ВЕСНА ПРИШЛА (7 ч)

83

(*)

«Жаворонушки…»,

«Березонька»

(народные песни)

С. 107—108

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

84

А. А. Фет

«Весенний дождь»

С. 109

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся

85

М. М. Пришвин

«Лесная капель»

С. 110—111

86

К. Д. Бальмонт

«Золотая рыбка»

С. 112—113

87

А. А. Фет

«Рыбка»

С. 114

88

89

Внеклассное чтение

Народные песни

Читальный зал

С. 115—117

(*)

Работа с научно-популярными текстами

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (13 ч)

90

Шутки-прибаутки

С. 118—119

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

✶✶✶

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой

91

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

С. 120—125

92

93

94

А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой

в супницу»

С. 126—133

95

96

С. Маршак

«Про двух соседей»,

«Старуха, дверь закрой!»

С. 134—137

97

98

99

(*)

М. Зощенко

«Великие путешественники»

С. 138—147

100

Картинная галерея

З. Серебрякова

«За обедом»

С. 148—149

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

101

102

(*)

Внеклассное чтение

А. Линдгрен

«Приключения Эмиля

из Лённеберги»

Детская периодическая литература

Формирование умения работать с книгой.

Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой


[1] При планировании материала из рамсчета 4 ч в неделю ( в соответствии со Стандартами II поколения) дополнительно проводятся уроки, отмеченные знаком *.

[2] Уроки внеклассного чтения строятся на материале библиотечных книг и произведений рубрики «Читальный зал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)...

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 4 класс (литературное чтение)

Тематическое планирование по УМК "Гармония"4 класс (литературное чтение)...

Планирование 1 класс литературное чтение

Календарно-тематическое планирование по предметам...

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...