рабочая программа по чтению 4 кл.
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
рабочая программа по чтению 4 кл УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl.rar | 56.96 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы | Требования | Вид | Элементы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Летописи. Былины. Жития 8 (ч) | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр Уметь проводить сравнительный | Текущий | Жанры детской художественной литературы – ЛЕТОПИСЬ, | С. 6–9, читать, вопрос 6 |
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Комбинированный | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Фронтальный опрос | С. 10–11, выразит. читать, вопросы | |||
3 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | Текущий | С. 19–24, выразит. читать, вопрос 8 | ||
4 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Текущий | Архаизмы | С. 25–29, выразит. читать | |
5 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений | Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические | тест (5 мин) | Жанры детской художественной литературы – ЛЕТОПИСЬ, БЫЛИНА. Кроссворд | С. 32, вопрос 4 | |
6 | Чудесный мир классики (18 ч) | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского | Тематический. Выразительное чтение | Архаизмы | С. 40–49, выразит. читать, найти отрывок |
7 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту | Тематический | Олицетворение | наизусть по выбору | |
8 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | С. 72-92, читать | |
9 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы | Характер героя, его поступки и | С. 92, вопросы 2, 3, 4 | ||
10 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество Уметь различать жанры произведений | Выразительное чтение | Олицетворение | С. 96–98, выразит. читать, | |
11 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | Выразительное чтение по ролям | Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения | С. 99–113, читать | |
12 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Комбинированный | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение. Ответы на вопросы | в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 113, | ||
13 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень» | 1 | Комбинированный | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Тематический. Выразительное чтение | Автобиография | С. 116– 120, выразительно читать, вопрос 3 | |
14 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | Пересказ от лица героев | Характер героя, его поступки и | С. 124– 135, выразительно читать | |
15 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; | Диагностика навыка | Кроссворд. Игры литературные | С. 138, | |
16 | Поэтическая тетрадь 11 (ч) | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» Ф. Тютчев «Как неожиданно | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Чтение наизусть | Лирика. Олицетворение | С. 140, читать, |
17 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Образные языковые средства | С. 143– 144, выразительно читать | ||
18 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | Выразительное чтение | Прием сравнения. Лирика | С. 145– 146, выразительно читать | |
19 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»И.А.Бунин «Листопад» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | Тематический | Логическое ударение | С. 147, выразительно читать | |
20 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | Чтение | Олицетворение | С. 148, выразительно читать, вопросы | |
21 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический | Кроссворд. Литературные | С. 154– 156, | |
22 | Литературные сказки (11 ч) | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту | Выразительное чтение | Научно-познавательная сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 158– 170, |
23 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | Творческий пересказ | Характер героя, его поступки и | С. 170, | |
24 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Знать творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | Пересказ | Характер героя, его поступки и | С. 171– 180, пересказ отрывка | |
25 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | Выразительное чтение | Сказ | С. 182– 193, | |
26 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Выразительное чтение | Диалог | С. 195-206, читать | |
27 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Пересказ | Характер героя, его поступки и | Пересказ по плану | |
28 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный опрос | Кроссворд. Литературные | С. 217, | |
29 | Делу время – потехе час | Авторская литературная сказка | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Текущий | Архаизмы | С. 4–16, читать | |
30 | Поучительный смысл «Сказки | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | С. 16, | |
31 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического | 1 | Комбинированный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Чтение по ролям | Средства создания комического | С. 17–23, подготовка к чтению по ролям | |
32 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | Чтение по ролям | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта | С. 24–28, подготовка к чтению по ролям | |
33 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Средства создания комического | С. 29–34, вопрос 5 | |
34 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Комбинированный | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | Тест | Литературная викторина. Кроссворд | С. 36, | |
35 | Страна детства (7 ч) | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | С. 38–46, читать |
36 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||||
37 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||
38 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со- | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||||
39 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||||
40 | Поэтическая тетрадь (5 ч) | Тема детства в произведениях | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Чтение | Лирика | С. 68–70, вопрос 6 |
41 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Сравнение | С. 71, выразительно читать | |
42 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | Выразительное чтение | Лирика | С. 72–73, выразительно читать | |
43 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Чтение наизусть | Кроссворд. Литературные | С. 74, | |
44 | Природа и мы (11 ч) | Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать творчество | Выразительное чтение | Архаизмы | С. 76–83, выразительно читать |
45 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | С. 85–91, читать | ||
46 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения | Выразительное чтение | Писательская наблюдательность | С. 92–95, вопрос 5 | |
47 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Творческий пересказ | Юмор | С. 96–99, пересказ | |
48 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | Выразительное чтение | С. 100–109, читать | ||
49 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | Тематический. Тест (8 мин) | Кроссворд. Литературные | С. 112, | |
50 | Поэтическая тетрадь (7 ч) | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Чтение | Олицетворение. Лирика | С. 114–115, |
51 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Комбинированный | Сопоставление произведений художественной литературы | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | Олицетворение | С. 116–117, вопрос 3 | |
52 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина | 1 | Комбинированный | Декламация произведений | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | Чтение | Олицетворение | С. 118, наизусть | |
53 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | Выразительное чтение | Иносказательный смысл произведения. Лирика | С. 120–125, | |
54 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический. Тест (8 мин) | Кроссворд. Литературные | С. 126, | |
55 | Родина (5 ч) | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Выразительное чтение | Сравнение | С. 128–132, |
56 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Чтение | Олицетворение | С. 133–135, | |
57 | Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Олицетворение | С. 138, | |
58 | Тема войны в произведении | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | Выразительное чтение | С. 139–140, | ||
59 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | Диагностика навыка | С. 142, вопрос 7 | ||
60 | Страна Фантазия | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при | Уметь определять тему и главную мысль произведения, | Выразительное чтение | Фантастическая повесть. | С. 144–149, |
61 | Кир Булычев | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Фантастическая повесть | С. 150–157, | |
62 | Зарубежная литература (9 ч) | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Фантастическая повесть | С. 160–165, вопрос 9 |
63 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них отвечать на вопросы произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Творческий пересказ | Характер героя, его поступки и | С. 167–181, вопрос 3 | |
64 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Характер героя, его поступки и | ||
65 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пересказ | Заимствованные слова | ||
66 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Выразительное чтение | Библейские | ||
67 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | Выразительное чтение | Библейские | ||
68 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | Комбинированный | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Литературные Кроссворд |
Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю, из них 18 часов – на духовно-нравственную культуру народов России. Всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темп, ритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...