Ход урока | УУД |
1. Организационный момент (Дети стоят) - Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! (Сели за парты) | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте
|
2. Проверка домашнего задания - К сегодняшнему уроку вам предлагалось нарисовать рисунки к изученным стихотворениям поэтов Брюсова, Есенина, Цветаевой, и рассказать отрывки. Кто-то работал в парах, кто-то самостоятельно. Проверим, как у вас получилось! (Заслушаем несколько - 5 стихотворений. Оценки) - Для каких целей можно использовать ваши красочные рисунки по окончании этого урока? (Высказывания детей) - А можем мы подарить детскому саду, составив из ваших рисунков книжку? (Подарим) - Ну, хорошо, на классном часе оформим это. - А какая общая тема всех стихотворений? (Природа) - Чему учат такие стихи? (Беречь природу…) - Не только беречь, ценить, любоваться каждой веточкой, каждым листиком, каждой капелькой росы! | Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция ответов Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее |
3. Подготовка к восприятию нового материала - Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела Слайд 1 – река, лес, небо (Учащийся читает) Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. - Чему будут посвящены произведения? (Природе…) - Называется раздел…Слайд 2 «Природа и мы» - Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг Слайд 3 - Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…») - Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк) Слайд 4 – Портрет, годы жизни и смерти | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы |
4. Сведения об авторе - Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Кристина и Галя познакомят вас. Ученик: Мы посетили библиотеку, поискали в интернете, расскажем сейчас о творчестве писателя, а дополнительно можно прочитать сведения из этой папки. - Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Учитель: - Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!» Ученик: - Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать. Учитель: - Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». (Оценивание учеников) | Познавательные: работа с информацией Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание значимости отобранного материала |
5. Работа по учебнику - Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника. - Назовите произведение | Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации |
6. Составление кластера - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (Высказывания уч-ся) (Ассоциации помещаем в кластер) - В словаре русского языка Ожегова говорится так: (зачитываем) Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь (Добавление ассоциаций) А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка знаний, контроль и оценка процессов результатов деятельности, работа с информацией |
7. Составление плана исследования - О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения? (Узнать, кто приемыш, познакомиться с содержанием и т. д.) - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением Слайд 5 (Ученик зачитывает вслух) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» План работы Прочитав произведение - познакомиться с героями - определить, кто такой Приёмыш - охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль - высказать своё отношение
- Открываем, какую страницу учебника? | Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли |
8. Словарная работа При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы понимаете? И обратимся к словарю Ожегова. Слайды 6, 7 - Словарная работа Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма Сайма - рыбацкая стоянка Заводь - небольшой залив в реке или озере с за- медленным течением Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - физически расправляться, калечить Хиреет - болеет, чахнет Божья тварь - всё живое, созданное Богом | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Личностные: перевод внешней речи на внутренний план |
9. Физкультминутка Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. | Регулятивные Личностные Здоровьесберегающие |
10. Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над его содержанием - Прочитаем произведение по частям - Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним - Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте… 1 часть - Слайд 8 * Где происходят события? * Кто герои? (Первичное чтение двумя уч-ся, хорошо владеющими техникой чтения) - Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним) - Итак, ответим на вопросы (События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь) - Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Рассуждают) - Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны - Продолжив работу над 2 частью, исследуем - Внимание на слайд, прочитайте… 2 часть - Слайд 9 * Кто оказался Приёмышем? * Как Приёмыш появился у Тараса? - Помечайте непонятные для вас слова и выражения (Первичное чтение двумя уч-ся, хорошо владеющими техникой чтения) - Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним) - Ответим на вопросы… (Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей) - Какие слова учебника характеризуют Приёмыша? (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица) Добавление кластера - Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь) - Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей) | Коммуникатив- ные: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией
|
11. Работа в парах - Продолжив работу над 3 частью, исследуем… Внимание на слайд, читайте 3 часть - Слайд 10 *Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь - Помечайте непонятные для вас слова и выражения (Первичное чтение 3 части двумя учащимися с хорошей техникой чтения) - Встретились трудные слова? (Объясним) - Прочитайте ещё, какая цель работы предстоит над этой частью? - Внимание! Работаем в парах в одном учебнике в течение 3 мин. - Зачитываем (Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый) - Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приёмышу, Тарасу) - А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем? (Рассуждают) | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Коммуникатив- ные: согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция |
12. Индивидуальная работа - Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова. Время – 1 минута (карточки у каждого на парте) Слова из текста | Соболько | бобыль |
| пёстрый |
| князь князем |
| лучший друг человека |
| гордая |
| умный |
| дружелюбный |
| ласковый |
|
(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый) - Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем) | Коммуникатив- ные: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Регулятивные: контроль и коррекция |
13. Прогнозирование - А вот интересно, каким же будет конец этой истории? (Заслушиваем несколько историй) | Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли |
14. Чтение 4 части учителем, работа над содержанием Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем… (читаем на слайде) 4 часть - Слайд 11 *Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским? (Чтение последней части учителем) - Встретились трудные слова? (Объясним) - Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают) - А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают) Учитель: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья и расстались. - Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело) Учитель: Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям. - Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают) - А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно) | Познавательные: работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата
|
15. Итог урока Слайд 12 - Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока (Дети зачитывают и отвечают) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» План работы Прочитав произведение - познакомиться с героями - определить, кто такой Приёмыш - охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль - высказать своё отношение | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности
|
16. Рефлексия - Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях Слайд 13 Закончите предложения: - Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
- Рассказ помог понять…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
| Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Личностные: самооценка, самоанализ |
17. Информация о домашнем задании Слайд 14 - Домашнее задание - Выразительное чтение рассказа с. 76-84 - Карточка (диаграмма ВЕННа) «Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?» - Оценки за работу над произведением получают…. (Встали) Прозвенел уже звонок, Значит, кончился урок. Спасибо, ребята, за работу на уроке | Регулятивные: волевая саморегуляция |