Урок по литературному чтению в 4 классе.Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Аюпова Лилия Насимовна

Урок проводится в 4 классе по УМК "Школа России". Урок построен с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Учитель начальных классов Аюпова Л.Н.

 Класс: 4              

 Дата: 09.02.2016

Программа УМК «Школа России»

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий

Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк  «Приемыш»  (продолжение)

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для усвоения данного произведения, развитие творческого мышления, формирование гражданского самосознания.

Задачи урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Мамина-Сибиряка;
  • развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
  • развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
  • развивать умение анализировать прочитанное.
  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, карточки, видеоклип к произведению, аудиозаписи пьесы "Лебедь" К.Сен-Сана, песни "С чего начинается Родина"

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Речевая разминка

Эмоциональный настрой.

 Сегодня у нас гости и мы рады им. Поздороваемся и подарим им свою улыбку.

Летели лебеди с лебедятами.

-Что вы прочитали?.                                                                                                

Это один из жанров устного народного творчества. В старину люди, таким образом, развлекались. Мы с вами тоже потренируемся. Речевая разминка.

- Прочитайте птичьим базаром.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно.                                                                                                                         

Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и   тихо  садятся за парты.

Скороговорку.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные  УУД

принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

II. Постановка учебной задачи.

III.Актуализация знаний учащихся 

  • -Как может быть  связана скороговорка  с  темой нашего урока?
  • Мы на прошлом уроке познакомились с этим произведением.
  • Сформулируйте тему нашего урока.
  • Чему будем учиться, какие задачи перед собой поставим?

  • -К какому   жанру литературы  относится произведение?
  •  Назовите автора .
  • – Что вы узнали о жизни писателя с прошлого урока? (слайд 3)
  • – Какие рассказы Мамина- Сибиряка вам известны? (Обращение к выставке книг)
  •  (слайд 4,5)
  • – Кто же такой Приёмыш? Кого называют приёмышем?
  • В каком стиле написан рассказ "Приемыш"?      
  •  А какие стили вы еще знаете?            
  • - Определите тип текста рассказа.

1) Лексическая работа (слайд 6,7,8,9)

 Попробуем объяснить значение некоторых слов , встретившихся в произведении

Протока, жил бобылём, особняком, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелете, царская птица)

Подберите синонимы к словам: ОТЧАЯННЫЙ

 ГОРДЫЙ

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

ОСОБЕННЫЙ

 В произведении «Приёмыш» главный герой –лебедь.

Мы продолжим знакомство с произведением.

  • Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение, попробуем охарактеризовать главных героев
  • будем выяснять главную мысль
  • попробуем высказать своё отношение к героям, к произведению.

рассказ

Рассказывают сведения из биографии Мамина-Сибиряка

В художественном.

  Научный, деловой, разговорный.

Повествование

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Банальный

Обыкновенный

III. Проверка домашнего задания.

Вы дома нарисовали иллюстрации к произведению, вот они на доске. Ещё надо было

разделить произведение на 4 части ,озаглавить каждую часть.

Обзор выставки рисунков

IV. Работа над содержанием текста

V.Физминутка

Начнём работу над 1 частью с. 76-77(4м)

1-я часть

–Как озаглавили 1 часть рассказа?

– Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?

– Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.

Ребята приготовили сообщения о лебедях, послушаем их.

Мы , ребята, каждый год наблюдаем, как эти величавые птицы прилетают и на нашу реку и очень гордимся этим.(слайд 10)

2-я часть(5м) с 77-78.

–Прочитайте, как озаглавили 2 часть рассказа?

–  Как лебедь оказался у Тараса?

– Почему Тарас решил приютить лебедя? Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (...летать-то не умеет...)

– Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

Лексическая работа.

– А теперь проверим, насколько вы внимательные читатели. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом.

1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни.

2. Без родителей остался.

3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

– Найдите в тексте предложение о том, как старик говорил о лебеде? 

– А понимал ли лебедь старика? 

- Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая  в уста Тараса красивые слова? (слайд 11)

 Найдите эти эпитеты в тексте. (слайд 11)

Для чего он это делал?

 А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки.(звучит музыкальная композиция).Будем слушать и отдыхать. (свернуть презентацию)

Читают подготовленные сообщения о лебедях

 Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет

 сиротой остался.

 Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой

Необыкновенно любовно, как о близком человеке.

Понимал, он посматривал на него своими умными глазами.

(эпитеты)  

Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица. 

показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса.

Регулятивные  УУД

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы из текста.

Коммуникативные  УУД

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные  УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Регулятивные  УУД

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы из текста.

Коммуникативные  УУД  

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Продолжение работы

3-я часть с.79-81(5м)

– Продолжим работу. Как озаглавили 3-ю часть рассказа?

– Доволен ли был старик своим Приёмышем? Как говорится об этом в тексте? Прочитайте это предложение.

– Замените слова “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.

Выборочное чтение.

– Прочитайте, в чём же проявлялся характер гордой птицы ( с. 80)?

4-я часть с.81-83(12м)

– Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части?

– Почему отлет Приёмыша опечалил старика? Найдите.

– Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался? Как он сам это объяснял? Стр. 83.

– А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем.

– Тосковал ли старик по своему любимому лебедю? Как он пережил разлуку с Приёмышем?

Я вам прочитаю синквейн, вы постарайтесь догадаться о ком говорится. (слайд 12)

.....

добрый,заботливый

спас,кормил,тосковал

гордился и восхищался царской птицей

отец

Каким же человеком был Тарас? (слайд 13)

- В чём же заключается доброта старика? 

- Какие черты характера Тараса вы бы переняли себе?

  • Старик очень любил своего Приёмыша.
  • Очень радовался своему Приёмышу.
  • Восхищался своим Приёмышем.

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. 

Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.

Доброта, любовь к животным, забота о слабых, щедрость души, милосердие.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Коммуникативные  УУД  

Умение работать в паре и в группах.

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные  УУД  

Выразительно читать текст.

6.Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения.

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.

Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько. Будем работать по группам.

а).Самостоятельная работа в группах .(Правила выполнения задания: каждой группе даны по одной карточке  «Соболько», или «Приёмыш» и карточки, на которых записаны слова для характеристики:    умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный.

Вам надо выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения и составить цепочку из слов, подготовиться  подтверждать свои мысли примерами. И составить синквейн о вашем герое.

- Сравните Приёмыша и Соболько.      Чем они отличаются?       Что общего в жизни собаки и лебедя?

- Если бы мы могли определить характер рассказа, каким был бы он для вас?

- Чему учит этот рассказ? (свернуть презентацию)

 Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный  (слайд 14)

Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый. (слайд 15)

Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

Добрым

VII. Работа в парах.

–  Ребята, продолжите мою мысль: 2016 год объявлен годом ....Давайте попробуем создать свой видеоклип по рассказу. Какие кадры для клипа вы бы взяли?(по парам) А какую бы музыку подобрали, грустную или веселую? ( поставить клип)

Я вас приглашаю ребята к доске, и пока будет идти клип, мы возьмемся за руки и будем говорить свои пожелания людям, добрые напутствия Приемышу, благодарность деду Тарасу за его душевную доброту. Подарим гостям сердечки.

Регулятивные  УУД

Работать с иллюстрациями к произведениям.

Личностные УУД

Умение сопоставлять рисунок-произведение.

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Дифференцированное

домашнее задание

Продолжите предложения:

Рассказ вызвал у меня чувства.....

Рассказ помог понять....

Для меня было сложным....

Мне понравилось...

-Как вы думаете, смогли мы выполнить задачи, которые поставили перед собой в начале урока? (слайд 17)

Самый лучший день – сегодня. (слайд 19)
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.

- Какое хорошее слово – ЛЮБОВЬ. Сколько можно много вложить в него. Как вы понимаете это слово? Мы сегодня на уроке  убедились, что любовь  к Родине  это любовь  к близким, к своей школе, ко всему живому, что нас окружает. Об этом поется в песне "С чего начинается Родина?" Давайте вместе споем.

1) придумать и написать продолжение истории (слайд 18)

2)написать сочинение о Тарасе

3)подготовить пересказ произведения.

Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...