Урок по литературному чтению в 4 классе.Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок проводится в 4 классе по УМК "Школа России". Урок построен с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе.Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш" | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Учитель начальных классов Аюпова Л.Н.
Класс: 4
Дата: 09.02.2016
Программа УМК «Школа России»
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий
Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш» (продолжение)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для усвоения данного произведения, развитие творческого мышления, формирование гражданского самосознания.
Задачи урока:
- продолжить знакомить детей с творчеством Мамина-Сибиряка;
- развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
- развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
- развивать умение анализировать прочитанное.
- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, видеоклип к произведению, аудиозаписи пьесы "Лебедь" К.Сен-Сана, песни "С чего начинается Родина"
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Речевая разминка | Эмоциональный настрой. Сегодня у нас гости и мы рады им. Поздороваемся и подарим им свою улыбку. Летели лебеди с лебедятами. -Что вы прочитали?. Это один из жанров устного народного творчества. В старину люди, таким образом, развлекались. Мы с вами тоже потренируемся. Речевая разминка. - Прочитайте птичьим базаром. - Прочитайте, разделив на слоги. - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте с интонацией восхищения. - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте с замедлением. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте выразительно. | Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты. Скороговорку. | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте Регулятивные УУД принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
II. Постановка учебной задачи. III.Актуализация знаний учащихся |
1) Лексическая работа (слайд 6,7,8,9) Попробуем объяснить значение некоторых слов , встретившихся в произведении Протока, жил бобылём, особняком, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелете, царская птица) Подберите синонимы к словам: ОТЧАЯННЫЙ ГОРДЫЙ Подберите антонимы к словам: ОРИГИНАЛЬНЫЙ ОСОБЕННЫЙ | В произведении «Приёмыш» главный герой –лебедь. Мы продолжим знакомство с произведением.
рассказ Рассказывают сведения из биографии Мамина-Сибиряка В художественном. Научный, деловой, разговорный. Повествование Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный. Банальный Обыкновенный | |
III. Проверка домашнего задания. | Вы дома нарисовали иллюстрации к произведению, вот они на доске. Ещё надо было разделить произведение на 4 части ,озаглавить каждую часть. | Обзор выставки рисунков | |
IV. Работа над содержанием текста V.Физминутка | Начнём работу над 1 частью с. 76-77(4м) 1-я часть –Как озаглавили 1 часть рассказа? – Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя? – Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица. Ребята приготовили сообщения о лебедях, послушаем их. Мы , ребята, каждый год наблюдаем, как эти величавые птицы прилетают и на нашу реку и очень гордимся этим.(слайд 10) 2-я часть(5м) с 77-78. –Прочитайте, как озаглавили 2 часть рассказа? – Как лебедь оказался у Тараса? – Почему Тарас решил приютить лебедя? Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (...летать-то не умеет...) – Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? Лексическая работа. – А теперь проверим, насколько вы внимательные читатели. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом. 1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни. 2. Без родителей остался. 3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. – Найдите в тексте предложение о том, как старик говорил о лебеде? – А понимал ли лебедь старика? - Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова? (слайд 11) Найдите эти эпитеты в тексте. (слайд 11) Для чего он это делал? А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки.(звучит музыкальная композиция).Будем слушать и отдыхать. (свернуть презентацию) | Читают подготовленные сообщения о лебедях Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет сиротой остался. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой Необыкновенно любовно, как о близком человеке. Понимал, он посматривал на него своими умными глазами. (эпитеты) Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица. показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса. | Регулятивные УУД Работать с учебником, находить нужную информацию. Познавательные УУД Находить ответы на вопросы из текста. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Регулятивные УУД Работать с учебником, находить нужную информацию. Познавательные УУД Находить ответы на вопросы из текста. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. Продолжение работы | 3-я часть с.79-81(5м) – Продолжим работу. Как озаглавили 3-ю часть рассказа? – Доволен ли был старик своим Приёмышем? Как говорится об этом в тексте? Прочитайте это предложение. – Замените слова “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится. Выборочное чтение. – Прочитайте, в чём же проявлялся характер гордой птицы ( с. 80)? 4-я часть с.81-83(12м) – Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части? – Почему отлет Приёмыша опечалил старика? Найдите. – Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался? Как он сам это объяснял? Стр. 83. – А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем. – Тосковал ли старик по своему любимому лебедю? Как он пережил разлуку с Приёмышем? Я вам прочитаю синквейн, вы постарайтесь догадаться о ком говорится. (слайд 12) ..... добрый,заботливый спас,кормил,тосковал гордился и восхищался царской птицей отец – Каким же человеком был Тарас? (слайд 13) - В чём же заключается доброта старика? - Какие черты характера Тараса вы бы переняли себе? |
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе. Доброта, любовь к животным, забота о слабых, щедрость души, милосердие. | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в задании. Коммуникативные УУД Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД Выразительно читать текст. |
6.Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения. | В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько. Будем работать по группам. а).Самостоятельная работа в группах .(Правила выполнения задания: каждой группе даны по одной карточке «Соболько», или «Приёмыш» и карточки, на которых записаны слова для характеристики: умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный. Вам надо выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения и составить цепочку из слов, подготовиться подтверждать свои мысли примерами. И составить синквейн о вашем герое. - Сравните Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего в жизни собаки и лебедя? - Если бы мы могли определить характер рассказа, каким был бы он для вас? - Чему учит этот рассказ? (свернуть презентацию) | Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный (слайд 14) Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый. (слайд 15) Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски. Добрым | |
VII. Работа в парах. | – Ребята, продолжите мою мысль: 2016 год объявлен годом ....Давайте попробуем создать свой видеоклип по рассказу. Какие кадры для клипа вы бы взяли?(по парам) А какую бы музыку подобрали, грустную или веселую? ( поставить клип) Я вас приглашаю ребята к доске, и пока будет идти клип, мы возьмемся за руки и будем говорить свои пожелания людям, добрые напутствия Приемышу, благодарность деду Тарасу за его душевную доброту. Подарим гостям сердечки. | Регулятивные УУД Работать с иллюстрациями к произведениям. Личностные УУД Умение сопоставлять рисунок-произведение. Познавательные УУД Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | |
VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов) Дифференцированное домашнее задание | Продолжите предложения: Рассказ вызвал у меня чувства..... Рассказ помог понять.... Для меня было сложным.... Мне понравилось... -Как вы думаете, смогли мы выполнить задачи, которые поставили перед собой в начале урока? (слайд 17) Самый лучший день – сегодня. (слайд 19) - Какое хорошее слово – ЛЮБОВЬ. Сколько можно много вложить в него. Как вы понимаете это слово? Мы сегодня на уроке убедились, что любовь к Родине это любовь к близким, к своей школе, ко всему живому, что нас окружает. Об этом поется в песне "С чего начинается Родина?" Давайте вместе споем. 1) придумать и написать продолжение истории (слайд 18) 2)написать сочинение о Тарасе 3)подготовить пересказ произведения. | Личностные УУД Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...