Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 208 КБ |
urokliteraturnogo_chteniya_1_klass.ppt | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
Районный конкурс «Особенности
организации учебного занятия в
условиях реализации ФГОС НОО
«Мой лучший урок»
Урок литературного чтения
Подготовила: Пузанова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Покровская ООШ»
Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2012 г.
Класс: 1
Предмет: литературное чтение.
Тема урока. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Форма проведения: урок – конкурсная программа.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Задачи урока.
- Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
- Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
- познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
- коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
- Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
- называют правильно книги;
- классифицируют книги с на родными и литературными сказ ками;
- соотносят произведение и героев (называют героя, нахо дяиь сказку в учебнике, читают или рассказывают о герое);
- работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаи вать свою точку зрения; вы бирают книгу по заданному признаку на основе совме стного обсуждения.
Материально-техническое оснащение урока:
1. ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация.
2. Для обучающихся: учебники, карточки для групповой работы, книжная библиотечка.
3. Мячик.
Структура урока.
1. Организационный этап
2. Подготовка к работе на основном этапе
3. Коррекция знаний и способов действий
4. Подведение итогов урока
5. Рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе | Методы и приёмы | Раскрытие содержания этапов урока | ||
1. Организационный | 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии). Личностные: Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). | Приветствие Настрой на работу Деление на команды Сообщение целей урока | - Здравствуйте, ребята. - Сегодня на уроке нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили при изучении раздела «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Осуществим мы это в ходе конкурса знатоков. Само понятие конкурс подразумевает какое-то соревнование. Для этого нам нужно разделиться на две команды. На первой парте стоит коробок с вырезанными геометрическими фигурками, подойдите и возьмите себе понравившуюся фигурку. В коробке 4 квадратика разных цветов и 4 разноцветных кружочка. Все, кто выбрал квадратики, будет участником первой команды, а кто выбрал круги – участник второй команды. Дети рассаживаются по командам. - В ходе конкурсной программы мы вспомним произведения учебника литературное чтение и учебной хрестоматии по теме «Сказки, загадки, скороговорки». За правильный ответ команда будет получать один балл. В конце конкурса мы подсчитаем количество баллов и выясним, члены какой команды были более внимательными на уроках литературного чтения. Каждая команда в ходе конкурса должна будет показать сплочённую работу всех членов команды. Я каждой команде желаю успехов. | ||
2. Подготовка к работе на основном этапе | Организовать актуализацию изученных способов действий. Зафиксировать способы действий в речи. Организовать актуализацию мыслительных операций для построения учебного процесса. | Общеучебные | Работа над дыханием Развитие внимания. | - Перед тем как приступить к выполнению конкурсных заданий мы с вами проведём традиционную речевую гимнастику – звукозадержание: Шум леса –Ш-ш-ш. Полёт пчелы -З-з-з. Полёт жука –Ж-ж-ж. Накачивание воздуха –Ф-ф-ф. Сдутие мяча –С-с-с. - А сейчас всем ребятам нужно сосредоточиться, так как вы будете произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Слушайте внимательно, если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если не верно, то качать головой из стороны в сторону и произносить : « Нет, нет, нет». Соломинка тонкая, а Пузырь толстый? ( Да. Да. Да.) Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый? (Нет, нет. Нет) Соломинка низкая, а Пузырь высокий? (Нет, нет, нет) Пузырь трусливый, а Соломинка смелая? (Да, да, да) Пузырь сплели, а Лапоть надули? (Нет, нет, нет) Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул? ( Да, да, да) - О героях какого произведения мы сейчас вспоминали? («Пузырь, Соломинка и Лапоть») | ||
3. Коррекция знаний и способов действий | Организовать повторение учебного содержания. | Познавательные: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические. Коммуникативные: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли | Вопросно-ответное общение | Приступаем к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс называется «Угадай-ка». Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки. Текст загадки записан на слайде 1, отгадка – слайд 2. Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели … (Пузыри) Текст загадки записан на слайде 3, отгадка – слайд 4. Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти) Текст загадки записан на слайде 5, отгадка – слайд 6. Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома). - Героями какого произведения являются данные герои? («Пузырь, Соломинка и Лапоть») Слайд 7. Второй конкурс называется «Расскажи-ка». На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация. Слайды 8 - 11. | ||
4. Физкультминутка. | Организовать смену динамической позы ученика | Регулятивные: контроль и коррекция. | Подвижная игра с мячом | - Выходите на лужок и сделайте кружок. Ученики выходят к доске и становятся в круг. Учитель берёт мяч и становится в центр круга. - Я буду бросать мяч одному из вас и одновременно называть какой – либо предмет. Если названный предмет не тонет в воде, нужно поймать мяч. Если же предмет тонет, то мяч ловить нельзя, пусть он падает на пол. Предметы для перечисления: топор, мяч, ведро, ножницы, кирпич, лист, воздушный шарик, камень, поплавок, спасательный круг, бревно. | ||
5. Коррекция знаний и способов действий | Организовать повторение учебного содержания. | Познавательные: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические. Коммуникативные: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли | Вопросно-ответное общение | Третий конкурс «Вспоминай-ка». На доске записаны номера вопросов, команда выбирает номер вопроса, который будет задан второй команде. В этом конкурсе у команды есть возможность за правильный ответ получить два балла: один, если правильно будет названо произведение, а второй – если вы назовёте автора данного произведения. Учитель вычёркивает номер, который назвали дети, и зачитывает задание.
Четвёртый конкурс «Расставляй-ка». Каждой команде предлагается набор книг детской библиотечки. Задание: разложить все книжки на две группы: 1) сказки народные, 2) сказки авторские. Пятый конкурс «Соединяй-ка». Каждая команда получает лист с заданием на котором в первом столбике записаны названия произведений, а во втором столбике даны герои этих произведений. Необходимо соотнести героя и название. Обратите внимание, что один и тот же герой может встречаться в нескольких произведениях. (Приложение 1.)
Шестой конкурс «Прочитай-ка». Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок». Седьмой конкурс «Собирай-ка». Каждой команде даётся по набору, состоящему из имён, отчеств и фамилий авторов произведений, которые мы изучили. Ваша задача: пользуясь учебником и хрестоматией правильно выложить на парте имена, отчества и фамилии писателей. (Приложение 2.) Владимир Григорьевич Сутеев Александр Сергеевич Пушкин Кир Булычёв Виталий Валентинович Бианки
| ||
6. Подведение итогов урока | Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | Коммуникативные: умение выражать свои мысли | Подведение итогов урока учителем, учащимися | - Чему учит вас литературная сказка В. Сутеева «Кораблик»? - Какое из произведений вам понравилось больше всего? - Понравилось ли вам работать в команде? | ||
7. Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение выражать свои мысли | рефлексия | На доске висят картинки с изображением солнышка, кактуса и тетради. Подойдите и встаньте под картинкой солнышка все кто в течение урока испытывал радость общения, уверенность в своих силах. К кактусу подходят те, кому было плохо, грустно или скучно на уроке, а к картинке раскрытой тетради подходят те ребята, кто не уверен в своих знаниях, кому надо ещё раз прочитать некоторые из сказок. (Приложение 3.)
|
Приложение 1.
1. Палочка-выручалочка. В.Г.Сутеев 2. Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин 3. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка 4. Кораблик. В.Г.Сутеев 5. Лис и Мышонок. В.В.Бианки 6. Дядя Миша. В.Г.Сутеев | Лиса Петух Медведь Гвидон Мышонок Лис Лягушонок Заяц Ёжик |
Приложение 2.
Владимир | Григорьевич | Сутеев |
Александр | Сергеевич | Пушкин |
Кир | Булычёв | |
Виталий | Валентинович | Бианки |
Приложение 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»
УМК "Школа России"...
Театрализованный урок по литературному чтению 2 класс Обобщение по теме «Устное народное творчество» «ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Театрализованный урок литературное чтение + музыка для 2 класса...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе» Цел...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Обобщение по теме «Зарубежная литература». Брейн - ринг"
Обобщение по теме «Зарубежная литература». Брейн - ринг...