Разработка урока по литературному чтению "Заячьи лапы"К.Паустовский
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Загорулько Инна Владимировна

 

Целью  данного урока является знакомство с рассказом  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения. Урок дает понятие о взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и доброты, учит бережному отношению к природе.

В ходе урока используются различные виды работы: пересказ, выразительное чтение, составление плана, работа по вопросам. Все виды деятельности направлены на обучение учащихся рассуждению и формированию личного мнения. Материал  данного урока интегрируется с уроками окружающего мира и ОБЖ по разделу «Охрана природы».

С целью эффективности урока, для улучшения качества усвоения материала используется мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_lit.chtenie_.zayachi_lapy.zip788.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Тема: К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

УМК: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Цели. Продолжать знакомить детей с произведениями К.Г. Паустовского;

Обучать анализированию художественного текста; работать над выделением основной мысли произведения; учить высказыванию и отстаиванию своей точки зрения; вырабатывать элементы выразительного чтения.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, мультимедийный проектор 

Ход урока 

  1. Организационный  момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы проанализировали рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слайд1

Слайд 2

- Какой эпизод из рассказа изображен на рисунке?

Дома вы должны были подготовить рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь» и проиллюстрировать.

(индивидуальный опрос учащихся)

  1. Первичное восприятие произведения

Учитель. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Послушайте, я вам прочитаю. Вы можете открыть учебник хрестоматии и следить по книгам, а можете воспринимать на слух.

(слушание рассказа К.Г. Паустовского)

  1. Выявление первичного восприятия.

Учитель. Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

(ответы детей)

 Слайд 3.   Составление обложки.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

О ком или о чем говорится в произведении?

 Кто рассказал нам эту историю?

  1. Работа над текстом.  Выявление главной мысли рассказа.

   Учитель. Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

   Сейчас мы выясним, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

   Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).

  Как относится к нему автор?

  Кто и как помогал в спасении больного зайца?

 (Бабка Анисья -  добрая и душевная старушка, об этом говорит её речь. Аптекарь.)

Прочитайте и коротко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

 Каким он был человеком? (Бесконечные восклицания аптекаря выдают в нем человека нервного, раздражительного, но доброго: он хоть и кричит, но помогает найти Карло Петровича.)

 Кто вылечил зайца?

Слайд 4

Найдите отрывок к этой иллюстрации и прочитайте.

Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле».

 Что рассказал  дед?

(Краткий пересказ).

  Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу.)

Слайд 5

 Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показал, что заяц болен, что ему очень плохо.

Учитель. Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.

    Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был спасён.

Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая самовар…»

Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)

Учитель. В этом рассказе мы видим, не только человек приходит на помощь животным, но бывают случаи, что и животные, помогают людям.

      Паустовский рассказывает читателям эту историю о зайце, чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.

   В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

  1. Физминутка.

Руки, как ветки,

А мы, как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И руки опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно покажем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут, мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.

  1. Работа в тетради (задание 2)

-С чем сравниваются первые раскаты грома в описании грозы?

 Как вы понимаете выражение «ленивый гром», «бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга »?

Почему след оставленный  каплей назвали «кратером»?

Слайд 6

 В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей. Прочитать со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

Слайд7, 8

Давайте вспомним это лето, какие беды натворил пожар этим летом в центральных областях России. Сколько гектаров леса, деревень и сел уничтожило ужасное пламя, сколько погибло зверей, птиц. Это настоящая экологическая катастрофа, последствия которой будут восстанавливаться не один десяток лет. Вот почему очень важно осторожно обращаться с огнем в лесу.

Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

Сколько частей в рассказе?

  1. Составление плана. Работа в тетради (задание 5)

Слайд 9

План.

1. Встреча с ветеринаром.

2 . Добрый совет бабки Анисьи.

3 . Помощь аптекаря.

4. Детский врач спасает зайца.

5. Рассказ о страшном пожаре.

  - Какое из этих событий в действительности произошло первым?

  -Почему же писатель решил нарушить последовательность событий в тексте?

  1. Рефлексия.

Какова основная тема рассказа? (Взаимосвязь животных и человека)

  -Каковы его главные мысли? ( Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.)

  -Как бы вы помогли Ване и дедушке спасти зайца?

  -Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он поправится?

  1. Задание на дом: выучить наизусть описание грозы (абзац начинается со слов: «Дед с Ваней…», задание в тетради 4.

Текстовой комментарий

Целью  данного урока является знакомство с рассказом  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения. Урок дает понятие о взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и доброты, учит бережному отношению к природе.

В ходе урока используются различные виды работы: пересказ, выразительное чтение, составление плана, работа по вопросам. Все виды деятельности направлены на обучение учащихся рассуждению и формированию личного мнения. Материал  данного урока интегрируется с уроками окружающего мира и ОБЖ по разделу «Охрана природы».

С целью эффективности урока, для улучшения качества усвоения материала используется мультимедийное оборудование.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы. «Вентана-Граф», 2009
  2. Ефросинина Л.А. Методика обучения. 3 класс. «Вентана-Граф», 2010
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Ч.  2. «Вентана-Граф», 2010
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Хрестоматия. Ч. 2«Вентана-Граф», 2009
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению К.Г. Паустовского " Какие бывают дожди". Главной моей целью на уроке было привить любовь к природе, учить видеть и слышать всё, что в ней прои...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....

Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".

Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

Аннотация к методической разработке урока "Корзина с еловыми шишками".Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Паустовский был уверен, что книги "следует пи...