Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Аминова Рамиля Хайретдиновна
2. Класс: 4 «А» Дата: 13. 03. 2019г. Предмет: литературное чтение
3. Тема урока: Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок по теме
Тема | Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Основная дидактическая задача | Формирование умений размышлять над поступками героев и их последствиями |
Цели | Обеспечить умение обучающимся работать с информацией, анализировать, сравнивать; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задачи |
формировать умения анализировать художественное произведение;
способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей, обогащению их словарного запаса;
воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения. |
Планируемые результаты | Предметные:
Метапредметные:
Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств. |
Основные понятия | Добро, зло. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | Учебник «Литературное чтение» (часть 2) Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, тетрадь «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, классная доска; |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная работа/работа в группах |
5. Характеристика этапов урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация учебной деятельности Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Осознание мотивов учебно-познавательной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) | ||
II. Актуализация знаний Цели: - актуализацию знаний обучающихся; | Работают фронтально | Организует уточнение вида работы на данном этапе урока. | Объясните значение поговорки: Дарить тепло другим – согреваться самому. | Умение объяснять значение пословиц и поговорок | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
III. Осознание проблемы Цели: - выявить место затруднения; - организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. | Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. | Группа 1: - работа с толковым словарём: объяснить значение слова ТЁПЛО; Группа 2: - приложение 1 – подготовить краткую информацию об отношении предков к хлебу на Руси; Группа 3: - оформление книжной выставки по произведениям К. Г. Паустовского; Группа 4: - рассказ о писателе; Группа 5: - словарная работа (кавалеристы, вороного, плотина, христарадники, камердинер, треухи, ракита, жернова) Представление работ:
- Назовите автора и предположите тему произведения, которое мы будем изучать сегодня на уроке (возможно создание обложки).
| Знать лексическое значение слов современных и устаревших. Определять тему произведения. | Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Находить, анализировать, сравнивать (сопоставлять) информацию. (Познавательные УУД) Умение оформить информацию в виде презентации – коллажа (Коммуникативное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания Цели: - обеспечить усвоение обучающимися понятия добро им зло в ходе знакомства с содержанием произведения | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Организует знакомство обучающихся с произведением К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | Чтение начала произведения учителем – обсуждение прочитанного: - Как в деревне относились к раненому коню? - Найдите ответ и подчеркните в ТПО стр. 53 №2 (задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой) - Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №2) | Знакомство с героями произведения. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
V. Физминутка для глаз | А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз. | ||||
VI. Первичное применение нового знания Цели: - организовать первичное применение нового знания | Применяют новое знание на практике (групповая работа) | Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания (осмысление прочитанного) | Работа в группах (чтение произведения К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») по частям. - обсуждение прочитанного отрывка в группе; - Что особенно хотелось бы выделить из прочитанного, на чём акцентировать внимание; - краткое содержание прочитанного;
- Выполните задание в ТПО стр. 53 №3 – второй случай и первый случай (задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой) - Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №3, №3) - Каким вы увидели главного героя Фильку?
- Каким теперь вы увидели главного героя? - Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №5) | Самостоятельная работа – чтение и осмысление прочитанного (умение определять основное из прочитанного) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Динамическая пауза | |||||
VIII. Самостоятельная работа Цели: -организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия | Обобщают и систематизируют знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике | Обеспечивает понимание учащимся предстоящей самостоятельной работы. Оказывает необходимую помощь. | -Самостоятельная работа с кроссвордом «Герои рассказа» (ТПО стр. 54 № 6); - Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №6) | Умение правильно определять героев прочитанного произведения. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). |
IX.Рефлексивно-оценочный этап Цели: - организовать итоговую работу по осознанию итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации. | тестирование с выбором ответа Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников Работают фронтально | Организует презентацию работ обучающихся, фиксирование нового содержания. Организует повторение изученного по произведениям Паустовского, предоставляя для решения кроссворд. | - тестирование по теме урока; - проверка выполнения задания – правильность определения ответов по произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». - Оцените работу своих одноклассников (взаимопроверка) - оценивание работы группы/ каждого участника; - оценка важности материала, изученного на уроке.
- Отгадывание кроссворда; -Проверка ответов К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но великие писатели учат нас любить и прощать. Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята. | Уметь определять содержание по картинке; Понимание прочитанного, умение выделить главную мысль. Умение правильно определять героев прочитанного произведения | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Приложение №1
Тест по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупил свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной?
А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек.
В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница?
А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
9) О чем сказка «Теплый хлеб»?
А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
Б) О злых колдунах
В) О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?
А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Б) Язык до Киева доведет.
В) Делу – время, потехе – час.
Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....