Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Аминова Рамиля Хайретдиновна

Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Аминова Рамиля Хайретдиновна

2. Класс: 4 «А»  Дата: 13. 03. 2019г.  Предмет: литературное  чтение

3. Тема урока: Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок по теме

Тема

Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Основная дидактическая задача

Формирование умений размышлять над поступками героев и их последствиями

Цели

Обеспечить умение обучающимся работать с информацией, анализировать, сравнивать; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи

  • образовательные

формировать умения анализировать художественное произведение; 

  • развивающая

способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей, обогащению их словарного запаса;

  • воспитательная

воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • закрепятся навыки определения темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.
  • закрепятся навыки анализа описанных событий, поступков героев.
  • закрепятся навыки составления портрета литературного героя

Метапредметные:

  • Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме;
  • Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные:  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.

Основные понятия

 Добро, зло.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» (часть 2) Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, тетрадь «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, классная доска;

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа/работа в группах

5. Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация учебной деятельности

Цели:

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Осознание

мотивов

учебно-познавательной деятельности

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

II. Актуализация знаний

Цели:

- актуализацию знаний обучающихся;

Работают фронтально

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

Объясните значение поговорки:

Дарить тепло другим – согреваться самому.

Умение объяснять значение пословиц и поговорок

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД)

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

III. Осознание проблемы

Цели:

- выявить место  затруднения;

- организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует выполнение задания по определению формулировки темы  урока.

Группа 1:

- работа с толковым словарём: объяснить значение слова ТЁПЛО;

Группа 2:

- приложение 1 – подготовить краткую информацию об отношении предков к хлебу на Руси;

Группа 3:

- оформление книжной выставки по произведениям К. Г. Паустовского;

Группа 4:

- рассказ о писателе;

Группа 5:

- словарная работа (кавалеристы, вороного, плотина, христарадники, камердинер, треухи, ракита, жернова)

Представление работ:

  1. «Обычаи, связанные с хлебом» (группа 2);
  2. Краткие сведения о писателе К. Г. Паустовском (группа 4);
  3. Выставка книг по произведениям Г. Паустовского и краткое содержание одного из произведений (группа 3);
  4. Лексическое значение слова ТЕПЛО (группа 1);

- Назовите автора и предположите тему произведения, которое мы будем изучать сегодня на уроке (возможно создание обложки).

  1. Словарная работа по произведению «Тёплый хлеб» (группа 5)

Знать лексическое значение слов современных и устаревших.

Определять тему произведения.

Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Находить, анализировать, сравнивать (сопоставлять) информацию.

(Познавательные УУД)

Умение оформить информацию в виде презентации – коллажа (Коммуникативное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания

Цели:

- обеспечить усвоение обучающимися понятия добро им зло в ходе знакомства с содержанием произведения

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Организует знакомство обучающихся с произведением К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Чтение начала произведения учителем – обсуждение прочитанного:

- Как в деревне относились к раненому коню?

- Найдите ответ и подчеркните в ТПО стр. 53 №2 (задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

- Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №2)

Знакомство с героями произведения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

V. Физминутка для глаз

А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз.

VI. Первичное применение нового знания

Цели:

- организовать первичное применение нового знания

Применяют новое знание на практике (групповая работа)

Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания (осмысление прочитанного)

Работа в группах (чтение произведения К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») по частям.

- обсуждение прочитанного отрывка в группе;

- Что особенно хотелось бы выделить из прочитанного, на чём акцентировать внимание;

- краткое содержание прочитанного;

  • Первая часть;
  • Вторая часть;

- Выполните задание в ТПО стр. 53 №3 – второй случай и первый случай (задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

- Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №3, №3)

- Каким вы увидели главного героя Фильку?

  • Третья часть (Как Филька переживал о своём поступке?)
  • Четвёртая часть (Что придумал Филька, чтобы исправить свою ошибку?)
  • Пятая часть (Как автор описывает сцену примирения коня с Филькой?) Какие чувства героев передаёт автор? ТПО стр. 54 №5 (задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

- Каким теперь вы увидели главного героя?

- Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №5)

Самостоятельная работа – чтение и осмысление прочитанного (умение определять основное из прочитанного)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Динамическая пауза

VIII. Самостоятельная работа

Цели:

-организовать самостоятельное выполнение практического задания  в форме коммуникативного взаимодействия

Обобщают  и систематизируют  знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике

Обеспечивает понимание учащимся предстоящей самостоятельной работы.

Оказывает необходимую помощь.

-Самостоятельная работа с кроссвордом «Герои рассказа» (ТПО стр. 54 № 6);

- Оцените правильность выполнения задания (карточка ЗАДАНИЕ №6)

Умение правильно определять героев прочитанного произведения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

IX.Рефлексивно-оценочный этап

Цели:

-  организовать итоговую работу по осознанию итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации.

тестирование с выбором ответа

Анализируют  собственную деятельность и деятельность одноклассников

Работают фронтально

Организует презентацию работ обучающихся,

фиксирование нового содержания.

Организует повторение изученного по произведениям Паустовского, предоставляя для решения кроссворд.

- тестирование по теме урока;

- проверка выполнения задания – правильность определения ответов по  произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 

- Оцените работу своих одноклассников (взаимопроверка)

- оценивание работы группы/ каждого участника;

- оценка важности материала, изученного на уроке.

 

 - Отгадывание кроссворда;

   -Проверка ответов

К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но великие писатели учат нас любить и прощать. Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.

Уметь определять содержание по картинке;

Понимание прочитанного, умение выделить главную мысль.

Умение правильно определять героев прочитанного произведения

Уметь оценивать

правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Приложение №1

Тест по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

1) Почему конь остался в деревне?

А)   Его ранили.

Б)    Так захотел Панкрат.

В)   Конь не захотел идти дальше.

 2) Какая кличка была у Фильки?

А)   «Ничего не знаю».

Б)    «Да ну тебя!».

В)   «Все вы умные».

 3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата.

Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В)   О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А)   Началась метель.

Б)    Было наводнение.

В)   Случилось землетрясение.

 5) Как Филька искупил свою вину?

А)   Он не хотел меняться.

Б)    Накормил всех.

В)   Рубил лед с ребятами у мельницы.

 6) О чем рассказывала сорока над плотиной?

А)   О том, что она разбудила летний ветер.

Б)    О том, что Филька – плохой человек.

В)   О том, что она самая умная.

 7) Когда заработала мельница?

А)   Вечером.

Б)    Она сломалась навсегда.

В)   Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем?

А)   Попросил у него прощения.

Б)    Он принес ему свежего хлеба с солью.

В)   Он покормил его морковкой.

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?

А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б)    О злых колдунах

В)   О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?

А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б)    Язык до Киева доведет.

В)   Делу – время, потехе – час.

 

Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....